Файл: Анализ и пути совершенствования финансовой политики в рф на современном этапе.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За 2021 год по сравнению с 2020 годом наблюдается увеличение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП на 1,9 процентного пункта – с 17,4% за 2020 год до 19,3% за 2021 год[17].
Анализ налоговой политики.
Общая ставка НДС в 2019 году возросла на 2% до уровня в 20%. Также для организаций введена обязанность вести раздельный учет НДС. С 1 января 2019 года изменился порядок исчисления НДФЛ с экономии на процентах, от налога перестала освобождаться выгода в виде материальной помощи или оплаты за поставку. Наиболее существенные изменения по налогу на прибыль с 2019 года затронули резидентов особых зон, которые с 2019 года платят 2 % в федеральный бюджет и не выше 13,5 % - в региональный. Изменился и порядок признания отдельных доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (например, на повышение квалификации работников), что многими экспертами оценивается положительно.
По данным ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2020 году снизились на 7,6% до 21 трлн рублей. 2020 год не только изменил привычную жизнь, но и повлиял на налоговые поступления. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,01 трлн рублей, что на 7,6% меньше 2019 года: в федеральный бюджет — 10,98 трлн рублей (минус 12,9%), в консолидированные бюджеты субъектов — 10,03 трлн рублей (минус 0,9%) (см. рисунок 1)
За 2019 год по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет поступило 345 312 млн рублей, что на 49 976 млн рублей, или на 17 % больше, чем по итогам работы за 2018 год (295 337 млн рублей), в том числе дополнительно поступило по результатам проведенных выездных и камеральных налоговых проверок 214 995 млн рублей. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2019 году дополнительно доначислено 336 291 млн рублей, в том числе по выездным налоговым проверкам 298 547 млн рублей.
Рисунок 1 - Поступления в бюджетную систему Российской Федерации с 2017 по 2021 год
Ожидаемо наибольшее падение приходится на поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Их объем в 2020 г. сократился на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 г.). Поступления налога на прибыль снизились на 14,5%, что вызвано падением прибыли организаций, начиная со второго квартала 2020 г., а также послаблениями, которые были приняты в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Сокращение поступлений налогов на совокупный доход и налогов на имущество (с учетом инфляции) также связаны с мерами Правительства по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес в условиях кризиса[15].
В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7 % г/г. При этом география влияния кризиса на доходы субъектов неравномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило 12,2 % г/г, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1 %).
За 2019 год эффективность одной выездной налоговой проверки возросла на 10,5 млн рублей, или в 1,5 раза, и составила 33,3 млн рублей (за 2018 год – 22,7 млн рублей), при этом количество выездных налоговых проверок сократилось на 34,1 % (с 14,2 тыс. проверок до 9,3 тыс. проверок). По результатам проведенных выездных налоговых За 2019 год суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок составили 37,7 млрд рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость – 12,9 млрд рублей.
По данным ФНС России за 2019 год, снижение задолженности в основном произошло по налогу на добавленную стоимость на 59,4 млрд рублей, или на 8,4 %, по акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию – на 20,5 млрд рублей, или на 23,7 %, по налогу на прибыль организаций – на 19,3 млрд рублей, или на 8,3 %, по налогу на доходы физических лиц – на 5,3 млрд рублей, или на 4,2 %, по налогам со специальным налоговым режимом – на 1,1 млрд рублей, или на 2,5 %. В 2019 году в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности, поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составили 985,2 млрд рублей.
Рисунок 2 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд руб. и %
Таким образом, несмотря на эффективную работу налоговой системы, существуют угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы:
– несоответствие фактического уровня сбора налогов с их плановыми показателями;
– отсутствие стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;
– низкий уровень налоговой культуры населения.
- 1 2 3 4 5 6 7
Глава 3. Перспективы финансовой политики на 2022-2024 год
-
3.1 Основные направления финансовой политики на 2022-2024 год
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021 - 2023 годов [2].
В качестве основных направлений финансовой политики Российской Федерации на современном этапе можно выделить следующие направления:
1. Переход от экспортно-сырьевого на инновационный тип развития, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста и на этой основе структурная диверсификация. Диверсификация есть расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Развитие диверсификации в России выражается в следующих положительных моментах: повышении конкурентоспособности экономики; обеспечении нового качества человеческого капитала; создании эффективного государственного управления, отвечающего требованиям граждан; формировании базы для развития гражданского общества.
2. Приоритетное финансирование опережающего развития человеческого потенциала в отрасли образования, здравоохранения, спорта, культуры, социальных институтов.
3. Оптимизация бюджетной политики предполагает снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от межбюджетных трансфертов, поддержание сбалансированности федерального бюджета, а также повышение эффективности бюджетных расходов.
4. Реформирование денежно-кредитной политики, а именно: снижение инфляции на период 2022-2024 до 4%, превращение рубля в резервную валюту, расширение её использования во внешнеторговом обороте и создание в Российской Федерации международного финансового центра. Выравнивание налоговой политики проявляется в росте эффективности налогового администрирования, завершении реформирования системы поимущественных налогов, постановлении вопросов налогообложения природной ренты, добычи и вывоза сырьевых ресурсов и повышение базы акцизного налогообложения.
5. Усовершенствование политики в сфере государственного социального страхования: преобразование социального страхования и социального обеспечения в государстве, регулирование системы социальных пособий и льгот, модернизирование механизма формирования трудовых и социальных пенсий. А.Н. Филева отмечает: «Политика в области государственного долга: создание в России суверенного рейтингового агентства, обеспечение своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации, поддержание умеренной долговой нагрузки (не более 20% от ВВП), снижение расходов на обслуживание государственного долга (не более 10% от расходов бюджета)» [14, с. 6].
Российская действительность подтверждает огромную роль финансового регулирования в обеспечении экономического роста. Неэффективность долгосрочного планирования, неоптимальность распределения обязанностей между Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ привели к устойчивой зависимости российской экономики от сырьевого экспорта. Процесс финансового регулирования в России, как правило, связан с изменением ключевой ставки и рублевыми интервенциями Банка России на внутреннем валютном рынке [13, с. 245].
Для оценки финансовой политики правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Современная ситуация, складывающаяся в экономике России, свидетельствует о том, что существующие угрозы финансовой безопасности государства имеют ярко выраженную региональную окраску. Угрозы финансового характера напрямую связаны с развитием экономики отдельных регионов, а их последствия оказывают влияние также и на другие территориальные субъекты. И.А. Митина отмечает: «Как следствие, в своем значительном объеме безопасность государства финансового характера складывается из финансовой безопасности отдельных территориальных субъектов Российской Федерации, а финансовая безопасность каждого региона, входящего в состав федерации в определенной мере зависит от общего состояния финансовой сферы государства в целом» [11, с.57]
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации результативное применение потенциала социально-экономических обстоятельств и факторов, сопряженных с диверсифицированной новой экономикой, представляется одним из требуемых условий достижения стабильности и качества экономического роста. Также в нашей стране ведётся особый тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным влиянием государства в область денежного обращения, государственных расходов и доходов бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.
Заключение
Финансовая политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в целях выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабилизации.
Финансовая политика является условно независимой областью деятельности государства. Она имеет свои определенные структурные элементы, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. Основными целями финансовой политики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.
Содержание финансовой политики представляет собой финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, способы их образования, система законодательных норм и нормативов, которые применяются при определении прибыли и затрат государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.