Файл: Анализ и пути совершенствования финансовой политики в рф на современном этапе.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Содержание финансовой политики
Финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства и имеет свое конкретное содержание, объекты, методы и формы регулирования. Важной составной часть макроэкономической финансовой политики выступает формирование финансового механизма, посредством которого происходит осуществление в области финансов деятельности государства.
И.А. Митина отмечает: «Содержание финансовой политики является многогранным процессом и может быть представлено как единство трех составных частей, таких как:
- выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных приоритетов использования финансов на текущий период и на перспективу;
- осуществление практических действий для достижения поставленных целей» [11, с. 58].
В Российской Федерации Президент устанавливает ключевые направления финансовой политики, а конкретные механизмы её осуществления и реализацию на практике осуществляет исполнительная власть путём разработки проектов законов, и внесения их для утверждения в парламент.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на плановый период до 2024 года» [1] на ближайшие годы намечены конкретные конечные показатели деятельности всех органов власти страны по всем направлениям их работы, включая финансовый сектор. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а Министерство финансов РФ является ведущим исполнительным органом власти по осуществлению финансовой политики. Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте. М. Р. Таштамиров отмечает: «Установление количественной цели по инфляции вблизи 4% и устойчивое закрепление инфляции на стабильно низком уровне значительно повышают определенность экономических условий для всех участников экономических отношений и облегчают финансовое и инвестиционное планирование, принятие решений относительно сбережений и заимствований» [13, с. 246].
Важным элементом финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, способы их образования, система законодательных норм и нормативов, которые применяются при определении прибыли и затрат государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется в основном Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[1] и нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, создания предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности». Здесь отметим, что «важнейшими составляющими финансовой политики являются бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика».
Основным звеном финансовой политики является бюджетная политика. Она в большинстве своём сводится к определению и правильному исполнению бюджетного процесса. Бюджетная политика РФ определяется Конституцией РФ и Бюджетным Кодексом РФ. Приоритетом в бюджетной политике является направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов. К ним относятся внутренний и внешний долг, продажа государственного имущества либо сдача его в аренду и т.д. Бюджетная политика - важнейшая часть финансовой политики, так как только с помощью правильно сформированных фондов денежных средств государство может выполнять свои функции.
Другой составной частью финансовой политики является налоговая политика, благодаря которой государство влияет на благосостояние общества, на уровень производства в стране и т.д. Грамотное проведение налоговой политики влияет на все сферы общества. В целом, значение налоговой политики сложно переоценить. Элементарно, без отсутствия налогов невозможно существование государства. Например, в РФ налоговые доходы бюджета за 2018 год составили свыше 70% от всех доходов. Поэтому без проведения экономически обоснованной налоговой политики не будет возможно проведение финансовой политики в целом. В этом направлении так же необходимо совершенствовать налоговый механизм. Большая часть налогов не доходит до бюджета по причине сокрытия доходов. Также все больше предприятий уходит в сектор теневой экономики в связи с высокими ставками налогообложения. Например, согласно оценке Росфинмониторинга, объем теневой экономики в 2018 году составил 20 трлн рублей, что составляет 20 % ВВП за 2018 год. Поэтому правительству вместе с налоговыми органами стоит задуматься о пересмотре проводимой налоговой политики в стране [7, с. 33].
Таким образом, содержание финансовой политики представляет собой финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, способы их образования, система законодательных норм и нормативов, которые применяются при определении прибыли и затрат государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
- 1 2 3 4 5 6 7
1.3 Основные методы реализации финансовой политики
Любой научно-обоснованный процесс прогнозирования и планирования, а именно рассматриваемый процесс в рамках государственного управления финансовой политикой имеет огромную роль для эффективной деятельности каждого из объектов. Ключевым словом при определении сущности процессов прогнозирования и планирования является «представление». Прогнозирование и планирование всегда носят предварительный, неточный характер, ведь данные процессы не имеют безусловных ограничений. И. О. Лукоянова отмечает: «Исходя из желаемых результатов прогнозирования и планирования, которой является достижение поставленных целей за минимальный отрезок времени, можно определить основные задачи процессов. Это научный анализ деятельности органов государственной власти, предвидение возможных решений проблем и оценка объектов прогнозирования» [10, с. 203].
Финансовый механизм — это средство воздействия субъекта (государства) на объект (финансовые отношения) финансовой системы, внешняя форма проявления практической реализации функций финансов. Финансовый механизм можно представить и как совокупность различных форм и методов использования государством финансов с целью обеспечения соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы. Финансовый механизм состоит из ряда взаимосвязанных подсистем:
- финансовое право;
- финансовое планирование;
- текущее управление;
- финансовый контроль;
- финансовая информация.
Финансовое планирование — совокупность инструментов, позволяющих оценить текущее состояние финансов и определить потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов. Цель — обосновать эффективность принимаемых управленческих экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности необходимыми финансовыми ресурсами. С помощью финансового планирования определяются объемы и источники формирования финансовых ресурсов, оцениваются варианты их распределения и использования, рассчитываются экономические результаты каждого варианта такого распределения. Другими словами, сопоставляются потребности государства с источниками их покрытия.
Текущее (оперативное) управление — комплекс мероприятий по обеспечению текущего функционирования государства необходимыми финансовыми ресурсами. Цель — обеспечить выполнение запланированных показателей на всех стадиях распределительного процесса. Текущее управление обеспечивает непрерывность и синхронность работы всех звеньев системы финансов, направленной на выполнение установленных показателей с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Может заключаться в экономии ресурсов, в перераспределении денежных потоков; в корректировке показателей финансовых планов и т.п. Финансовый контроль — совокупность различных методов и форм контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, осуществляемых специально уполномоченными контрольными органами. Цель — предотвратить неэффективное и нецелевое использование финансовых ресурсов государства.
Как правило, механизм воздействия финансовой политики государства ведется в три стадии:
1. Формирование научно обоснованных концепций становления финансов, что учреждается на основе изучения экономических законов;
2. Организация квалификационной стратегии и тактики финансовой политики;
3. Непосредственно осуществление фактических целей, направленных на достижение определенных результатов.
История мировой экономики включает факты, отражающие применение государствами самого широкого спектра подходов к выстраиванию финансовой политики. Современные эксперты классифицируют их на 3 основных типа: классическая финансовая политика государства, регулирующие подходы, неоконсервативные методы, планово-директивные.
Классические методы финансовой политики. Данный подход считался основным в экономиках капиталистических стран в конце XVIII - начале XX века. Базируется на трудах известных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо. Ключевые признаки классического подхода: минимальное вмешательство государства в экономические процессы, формирование среды свободной конкуренции в национальной хозяйственной системе, наличие механизмов рыночного саморегулирования. Государство, работая в рамках соответствующего подхода, старалось сводить к минимуму бюджетные расходы, а также долговые обязательства. При этом часто выстраивалась довольно сложная система налогообложения, способная обеспечивать устойчивые поступления в казну. Рассматриваемый метод реализации финансовой политики государства применялся посредством учреждения небольшого количества политических институтов. Чаще