Файл: севастопольский государственный универитет морской институт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 24
СОДЕРЖАНИЕ
2 Подбор соответсвующего прототипа и выбор основыных элементов и главных размерений
2.1 Алгебраическое кубическое уравнение масс
2.2 Выбор соотношений главных размерений и коэффициентов полноты проектируемого судна
4 Расчет нормальной шпации и разбивка корпуса на отсеки
6 Определение высоты надводного борта
7 Расчеты непотопляемости судна
8 Оценка остойчивости по правилам российского морского регистра судоходства
10 Проектирование набора корпуса по правилам РС
10.3 Расчет элементов конструкции корпуса
11 Прочность судна. Расчет внешних сил, вызывающих общий изгиб
11.1 Внешние нагрузки, действующие на судно
11.2 Распределение масс судна по теоретическим отсекам
11.3 Расчет изгибающих моментов и перерезывающих сил на тихой воде и на волнении
11.4 Расчет эквивалентного бруса
10.5 Проверка прочности корпуса по правилам Регистра
12 Анализ специальных систем танкера
12.1 Специальные системы танкера
12.2 Грузовые, зачистные и балластные сиситемы
11.4 Расчет эквивалентного бруса
Под эквивалентным брусом понимают совокупность всех продольных связей корпуса судна, принимающих участие в восприятии общего изгиба, которые рассматриваются как одна балка. Для проверки прочности необходимо найти момент инерции, моменты сопротивления и статические моменты миделевого поперечного сечения корпуса судна, рассматривая его в целом как балку.
При расчете момента сопротивления сечения корпуса учитываются все непрерывные продольные связи, включая непрерывные продольные комингсы и участки палуб между ними (если конструкция предусматривает два и более рядов люков), если они эффективно поддерживаются продольными переборками, в том числе переборками подпалубных цистерн (вторыми бортами).
При использовании стали повышенной прочности и продольные непрерывные связи, выполненные из этой стали, должны простираться в нос и в корму за пределы средней части судна настолько, чтобы момент сопротивления сечения корпуса в месте изменения предела текучести стали имел величину и менее требуемой для такого же корпуса, выполненного из обычной стали.
Элементы эквивалентного бруса вычисляются в таблице 11.4. Схема эквивалентного бруса представлена на рисунке 11.4,а ось сравнения принимаем нижнюю кромку днищевой обшивки.
Таблица 11.4 – Расчет элементов эквивалентного бруса
Рисунок 11.4 – Схема эквивалентного бруса
Собственные моменты инерции следует учитывать только для связей, ориентированных вертикально и имеющих сравнительно большую высоту листов.
После заполнения столбцов с 1-го по 7-й таблицы 11.4, вычисляются следующие элементы эквивалентного бруса:
-
отстояние нейтральной оси от оси сравнения по формуле:
ено=В/А=43737,06/7984=5,478м
-
момент инерции относительно нейтральной оси по формуле:
Iно= 2(C-(В2/А))= 2∙(390868,686–(43737,062/7984)) = 302517,468 см2∙м2
где А – сумма площадей продольных связей;
В – сумма статических моментов площадей продольных связей относительно оси сравнения;
С – моменты инерции, полученные относительно оси сравнения (сумма столбцов 7 и 8).
-
моменты сопротивления поперечного сечения относительно крайней точки палубы и днища по формуле:
Wп =Iно/zп =302517,468/6,522= 46387,134 см2∙м
Wд =Iно/zд = 302517,468/5,478= 55219,852 см2∙м
где zп – отстояние нейтральной оси до крайней связи палубы, м
zд – отстояние нейтральной оси до крайней связи днища, м
Вычисление нормальных напряжений в первом приближении
При общем изгибе в поперечных сечениях корпуса возникают нормальные напряжения, уравновешивающие внешний изгибающий момент. Нормальные напряжения в продольных связях вычисляются по формулам:
-
на вершине волны
σ = kвв·z; МПа (11.2)
-
на подошве волны
σ = kпв·z; МПа, (11.3)
где kвв, kпв – коэффициенты, соответственно равные
kвв =МВВмах /iно = 756169/302517,468= 2,5 [ ];
kпв = МПВ.мах /iно = 235968/302517,468= 0,78 [ ]
где Мвв, Мпв – расчетные изгибающие моменты для положения судна на вершине и подошве волны соответственно, кНм;
Iн.о –момент инерции сечения относительно нейтральной оси, см2∙м2;
z – отстояние рассматриваемой связи от нейтральной оси, положительное при отсчете вниз, м.
Изгибающий момент считается положительным при перегибе судна. Вычисленные таким образом нормальные напряжения для различных расчетных положений корпуса представлены в таблице 11.4.
10.4 Определение касательных напряжений
Величина касательных напряжений, определяемая по формуле:
,
где N – перерезывающая сила в данном сечении (Nmax = 17534кН);
S – статический момент;
ti – толщина i-ой связи;
I – момент инерции сечения относительно нейтральной оси
(Iно = 302517,468∙м2).
Момент инерции и статический момент, входящие в формулу, должны вычисляться для сечения, в котором действует наибольшая перерезывающая сила. Однако ввиду того, что отношение S/I для различных сечений корпуса изменяется значительно меньше
, чем величины S и I в отдельности, допускается подставлять значения S и I, вычисленные для миделевого сечения по результатам первого приближения. Величина статического момента S для половины сечения корпуса и касательные напряжения вычисляется в таблице 11.5. На рисунке 11.5 представлена схема распределения касательных напряжений при общем изгибе.
Таблица 11.5 – Расчет касательных напряжений
Наименование связей | размеры связей см | площадь связи,см2 | отстояние от НО, м | Стат.момент см2 м | ΣΣ,см2 м | Касательное напряжения, Мпа |
настил ВП | 1020х1,2 | 918 | 6,432 | 5904,58 | 5904,6 | 28,21 |
карлингс | 56х1,4 | 78,4 | 6,122 | 479,965 | 12289,1 | 50,32 |
палубный стрингер | 154х1,4 | 215,6 | 6,529 | 1407,65 | 14176,7 | 58,05 |
ширстрек | 154х1,3 | 2248,2 | 5,752 | 12931,65 | 28516 | 125,74 |
ботовой стрингер | 56х1,4 | 78,4 | 2,092 | 164,01 | 41611,7 | 170,38 |
борт | 637х1,1 | 700,7 | 3,185 | 2231,73 | 44007,4 | 229,33 |
Рисунок 10.2 – Схема распределения касательных напряжений
10.5 Проверка прочности корпуса по правилам Регистра
Требования Правил распространяются на суда длиной L ≥ 65м, имеющих:
-
соотношения главных размерений L/B ≥5 и B/D ≤2,5; -
коэффициент общей полноты Cb>0,6; -
спецификационную скорость VС, превышающую V=k [уз].
Расчетные нагрузки, определяющие продольную прочность судна, включают изгибающие моменты и перерезывающие силы на тихой воде, волновые изгибающие моменты и перерезывающие силы, а для судов с большим развалом бортов — изгибающие моменты, обусловленные ударом волн в развал бортов.
Расчетные волновые и ударные нагрузки могут определяться по формулам, приведенным в Правилах и по методикам с учетом качки на волнении, долговременного распределения волновых режимов и районов плавания.
Положительными считаются:
-
перерезывающие силы, направленные вниз; -
изгибающие моменты, вызывающие перегиб корпуса; -
поперечные нагрузки, направленные вниз.
Сравнение полученных моментов сопротивления палубы и днища со значениями по правилам Регистра.
Волновой изгибающий момент Мw [кН∙м], действующий в вертикальной плоскости, в рассматриваемом сечении:
-
при перегибе судна
-
при прогибе судна
где при 90
Т.к. максимальный изгибающий момент находится на миделе, т.е. , то коэффициент α = 1.
Таким образом, волновой изгибающий момент:
-
при перегибе судна
кН∙м
-
при прогибе судна
кН∙м
Волновая перерезывающая сила Nsw [кН] в рассматриваемом сечении:
-
положительная
кН
-
отрицательная
где f1=1
f2= 0,88
Расчетный изгибающий момент на тихой воде не должен быть менее
В расчете принять Kw = 0,076 ; Ф = 1; Kc = 1; a = 1; Cb > 0,6– коэффициент общей полноты; Cw– волновой коэффициент, м.
Момент сопротивления рассматриваемого поперечного сечения корпуса (для палубы и днища) W [см3] должен быть не менее
где – расчетный изгибающий момент [кН∙м] в рассматриваемом сечении, равный максимуму абсолютной величины алгебраической суммы моментов :
-
при перегибе судна |Msw+Mw|=|387421,7+663393,3|= 1050815 кН∙м -
при прогибе судна |Msw+Mw|=|387421,7+560741,9|= 948163,6 кН∙м
МПа,
где η – коэффициент использования механических свойств стали. Для стали D32 — η = 0,78 МПа.
Как видно при перегибе возникает максимальный расчетный изгибающий момент.
Момент сопротивления поперечного сечения корпуса:
Wп.норм= см3
Wд.норм= см3
Момент сопротивления корпуса для наибольшего расчетного изгибающего момента должен сохраняться постоянным в средней части судна (в пределах 0,4L). Момент сопротивления должен плавно уменьшаться к оконечностям судна за пределами части судна, в которой он сохраняется постоянным.