Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица IV

Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция согласных; аккомодация гласных и согласных)



Совместимость/

несовместимость звуков

Сочетаемость

(комбинаторика) Λ

звуков


Примеры


Фонетические процессы

Позиции


Артикуляционная совместимость (однородность) смежных согласных

сонорный перед сонорным


волны [в˚óлны]



Ассимиляция

согласных

не происходит

Комбинаторно сильные позиции согласного

звонкий шумный перед звонким шумным

подбор [пΛдб˚óр]

твердый перед твердым

(см. примеры выше)

мягкий перед мягким


няньки [н’•а•н’к’и]

шумный глухой согласный перед гласным, сонорным согласным и согласным [в]

сад [сáт], срыв [ср´ыф], слить
[сл’´ит’], смыть [см´ыт’], сныть
[сн´ыт’], сват[свáт]



Артикуляционная несовместимость

(неоднородность)

смежных согласных

шумный звонкий перед шумным глухим

  1. вход [фх˚óт],

  2. из сада [ис-сáдъ],

ассимиляция по глухости – регрессивная частичная (1), полная (2)

Комбинаторно слабые

позиции согласного


Зона

ассимиляции

шумный глухой перед шумным звонким

  1. сдал [здáл]

  2. отдал[Λддáл]

ассимиляция по звонкости – регрессивная частичная (1), полная (2)

твердый перед мягким (одного места образования)


снять [с’н’•á•т’], здесь
[з’д’´•э•с’], (но смять [см’•á•т’])

ассимиляция регрессивная по мягкости

зубной щелевой (с, з) перед небным щелевым двухфо-кусным (ш, ж)

1) сшить [шш´ыт’] или [ш:´ыт’],

изжить [ижж´ыт’] или [иж:´ыт’];

2 а) сжать [жжá∙т’] или [ж:áт’],

б) из школы [иш-шк◦óлы]

или [иш:к◦óлы]

1) регрессивная полная ассимиляция по месту образования

2) регрессивная полная ассимиляция по месту образования и по звонкости (2-а), по глухости (2-б)




Артикуляционная совместимость смежных гласных

и согласных

гласный переднего ряда (и, э) после мягкого согласного (кроме сочетаний с э/е в заимствованных слов типа мэр, сэр, тест)

сила [с’´илΛ], сера [с’эрΛ]




Аккомодация

гласных по ряду

не происходит

Комбинаторно сильные позиции

гласные непереднего ряда (а, о, у, ы) после твердого согласного

[сáм], [с°óм], [с°ýк], [с´ыр],

[сΛмц´ы]

Артикуляционная

несовместимость смежных гласных

и согласных



гласный переднего ряда (и, э) после твердого согласного

цирк [ц´ырк], жир [ж´ыр], шедший [ш´этшыj]

под ивой [пΛд-´ывъj]

заднерядная прогресивная

аккомодация гласного

Зона аккомодации гласных

Комбинаторно слабые позиции

гласные непереднего ряда а, у, о (орфографич. я, ю, ё) после мягкого согласного


мял [м’•áл]

сюда [с’°•удá] (ср. суда)

всё [фс’°•ó]

переднерядная прогрессивная

аккомодация гласного

гласные непереднего ряда

а, у, о(орфографич. я, ю, ё) в окружении мягких согласных

сядь [с’•á•т’] (ср. сад)

лютик [л’°•ý•т’ик]

переднерядная двусторонняя аккомодация гласного

гласные непереднего ряда а, у, о (орф. я, ю, ё) перед мягким согласным

дать [дá•т’]

моль [м°ó•л’]

путь [п°ý•т’]


переднерядная регрессивная

аккомодация гласного

гласный после носового согласного или между носовыми

мак [м´ãк]

нам [н´ãм]

аккомодация гласного по назализации (аккомодаци-онная назализация)

твердый согласный перед гласным переднего ряда (и, э)

книги [кн’иг’и] (ср. книга)

регрессивная аккомодация

согласного (аккомодаци-онная палатализация)

Зона аккомодации согласных

негубной согласный перед лабиализованным гласным

стул [с°т°ýл] (ср. стал)

регрессивная аккомодация согласного по

лабиализации (аккомодаци-онная лабиализация)



А удиторная самостоятельная работа.
Транскрибируйте слова (предлагаются на занятии); дайте характеристику фонетических изменений согласных, заполняя графы таблицы.

Отметьте тип изменения аббревиатурами ПИ (позиционное изменение) и КИ (комбинаторное изменение).


Слова

(в транскрипции)

Изменение согласных в слове

1

2

3

4










































































































Образец:

[зг◦óвър]

12

[б’´иц: Λ]

1



КИ ассимиля-ция регрес.

контактная частичная

по звонкости



КИ: регрес.

аккомодация

согласного (лабиализация)

КИ: стяжение

согласных

в долгую

аффрикату








И тоговая аудиторная контрольная работа

по разделу «Фонетика»


Типы заданий
Блок А (задания с выбором правильного ответа). Правильный ответ обведите кружком.
1. Какой звук образуется совокупностью описанных артикуляций?
2. Укажите, какой из приведённых ниже согласных звуков имеет следующую характеристику
3. Какой комбинаторный фонетический процесс происходит во всех следующих словах:…?
4. Какие из перечисленных ниже фонетических процессов отсутствуют в словах …?
5. Выберите наиболее точную фонетическую транскрипцию слова …..
6. Какой процесс (процессы) происходит (-ят) в слове в месте пропуска в фонетической транскрипции слова? Дайте точную транскрипцию этого слова, подтверждающую правильность вашего ответа.
7. Сколько звуков подвергаются позиционным фонетическим изменениям в слове …?
8. Сколько комбинаторных фонетических изменений происходит в слове …?
9. Какая из характеристик является верной для согласного […]?
10. Отметьте неверную характеристику согласного […]:
Блок Б (задания с развёрнутым ответом)
1. Вставьте в пропущенный термин, завершающий определение.
2. Вставьте пропущенный термин, открывающий определение.
3. Как называются ….?
4. Вставьте в определении пропущенное слово.
5. Дайте определение термину «консонантизм» («вокализм») и назовите согласные (гласные) звуки русского языка, которые не признаются представителями МФШ самостоятельными фонемами.
6. Запишите слово, которое получится, если последовательно произнести звуки со следующими характеристиками:
7. Перечислите классификационные (акустико-артикуляционные) признаки гласных и согласных фонем в слове …(с позиции ПФШ).

8. Опишите артикуляторный переход от первого звука ко второму: […]---[…].

9. Чем обусловлены произносительные ошибки (акцент) носителей русского языка, изучающих английский, немецкий, французский, испанский, финский и другие языки (например,…)?
10. С помощью какой артикуляции образуются твёрдые (непалатализованные) согласные, в отличие от мягких, в русском языке?
11. а) Транскрибируйте одно (отмеченное!) словосочетание – с использованием специальных символов и диакритиков (для отображения различных фонетических процессов).

б) Пронумеруйте обнаруженные фонетические изменения и охарактеризуйте их.
Образец выполнения задания11
Бьётся в тесной печурке огонь
[б’j◦•óц:ъ ф-т’•э