ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К уликова И.С., Салмина Д.В.
«ОСНОВЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ»
▼
ЗАДАНИЯ
для практических занятий по дисциплине
с приложением 4-х таблиц)
Фонетика, грамматика и лексика
▼
▼
►СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА◄
и система оценки
Санкт-Петербург
2 016
Список рекомендуемой учебной литературы
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебники и учебные пособия:
-
Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов) -
Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК) -
Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013 -
Маслов Ю.С.Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е . СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов) -
Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М. :, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное переиздание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский) -
Рабочая тетрадь по курсу «Основы науки о языке» (Фонетика. Грамматика. Лексика) / Сост. Куликова И.С., Салмина Д.В. – СПб., 2006.
Словари:
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008. -
Куликова И.С, Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов.– СПб.- М., 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: : Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004. (Алефиренко) -
Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010. -
Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов) -
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001. -
Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007 (Головин) -
Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007. -
Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. – М., 1995. -
Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. (Широков)
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ГЗ – грамматическое значение
ГК – грамматическая категория
ГФ – грамматическая форма
ДЛ – список дополнительной учебной литературы
ДП – дифференциальный признак
ИП – интегральный признак
ЛЗ – лексическое значение
МФШ – Московская фонологическая школа
ОЛ – список обязательной учебной литературы
ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»
ПФШ – Петербургская фонологическая школа
Раздел I. Фонетика
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика
звуков речи
1. Строение речевого (произносительного) аппарата
ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)
Кодухов: 101-107 (110-116)
УМК: 145-148
ДЛ: Головин: 25-32
Широков: 32
Основные термины: активные органы, альвеолы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок) (= 10). |
Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других переизданиях этих учебников страницы могут незначительно расходиться.
Задание 1. Артикуляторный аппарат
Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы
Активные органы Пассивные органы
1 1
2 2
3 3
4 4
5
6
Задание 2.Акустические типы звуков
Охарактеризуйте звуки речи с акустической точки зрения, заполнив пустые графы таблицы.
Работа голосовых связок | Соотношение голоса (тона) и шума в тембре звука | Тип звука | Примеры звуков взять из слов, приведенных после таблицы |
| только голос (тон) | | |
| тон > шум | | |
| тон < шум | | |
| только шум | | |
рус.: кит, год, рубль;
англ.: goоd [gu:d], king [kıŋ];
нем.: gut [gut], Held [helt];
фр.: drapeau (знамя) [dra′po]; client [kli′jã]
Задание 3. Работа нёбной занавески
Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ], singen ‘петь’ [sıŋən], Mund ‘рот’ [munt]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].
Положение нёбной занавески | Тип звука | Примеры |
| | рус. англ. нем. фр. |
| | рус. англ. нем. фр. |
• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?
2. Артикуляция и ее фазы
ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)
Кодухов: 107-109 (116-118)
УМК: 148-154
ДЛ: Головин: 48
Основные термины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции (= 5). |
Задание 4. Артикуляция звуков
Заполните пустые графы табл. I (см. с. 5)
а) установите звук по описанию его артикуляции;
б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу.
3. Артикуляционная база языка
ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)
УМК: 156-158
Основные термины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!) (= 5). |
Таблица I
Артикуляция звуков
Звук | Голосовые связки | Нёбная занавеска | Язык | Губы | Средняя часть языка (для согласных) | Выдержка | |||||||
напря-жены | расслаб-лены | под- нята | опу-щена | поднята | опущена | ||||||||
рус. ? | + | | | + | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | + | | Немгновенная | ||||
рус. ? | + | | + | | Отодвинут назад и приподнят к мягкому нёбу. | Вытянуты и округлены. | –– | –– | Зависима от … | ||||
рус. ? | | + | + | | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | –– | + | Мгновенная | ||||
англ. ? | + | | + | | Кончик языка смыкается с альвеолами. | –– | –– | –– | Мгновенная | ||||
англ. ? | + | | | + | Задняя часть смыкается с мягким нёбом. | –– | –– | –– | Немгновенная | ||||
рус. [и] | | | | | | | | | | ||||
[к] | | | | | | | | | | ||||
[х] | | | | | | | | | | ||||
[с] | | | | | | | | | | ||||
[ж] | | | | | | | | | | ||||
англ. [w] | | | | | | | | | | ||||
[θ] | | | | | | | | | | ||||
фр. [R] | | | | | | | | | | ||||
нем. [ς] | | | | | | | | | |
Задание 5. Артикуляционная база разных языков
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Работа органов речевого аппарата | Русский язык | Иностранный язык (какой?) | |
Степень напряженности речевого аппарата | | | |
Работа активных органов (отметить знаком + или –) | губы | | |
кончик языка | | | |
передняя часть языка | | | |
средняя часть языка | | | |
задняя часть языка | | | |
увула | | | |
фаринкс | | | |
Работа пассивных органов (+ или –) | зубы | | |
альвеолы | | | |
нёбо | | | |
Участие полостей речевого аппарата (+ или –) | носовая | | |
ротовая | | | |
фарингальная (глоточная) | | | |
гортанная | | | |
Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции) | | | |
Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции) | | |