Файл: основы науки о языке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словарные статьи:

Энциклопедический словарь:

береза, род деревьев и кустарников сем. березовых. Ок. 60 видов в Сев. полушарии… Широко распространены Б. бородавчатая и Б. пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. В Сибири встречаются березовые колки (острова). Б. имеет большое хозяйственное значение.
Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова:

береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями; (уменьш.-ласк.) березка, -и, ж.; (ласк.) березонька, -и, ж.; (прил.) березовый, -ая, -ое. Б. стол. Березовые дрова.
Задание 2. Семантическая структура слова
Используя предлагаемый далее материал различных языков, отметьте знаком (+) в соответствующей графе таблицы тип переноса для второго (и третьего) значений русских, английских, немецких и французских слов.




Язык


Слова-полисеманты

Тип переносного

значения

метафора

метонимия

русский

вялый

1) увядший

2) лишенный бодрости

золото

1) драгоценный металл

2) монеты

3) о ком/чем-н., имеющем большие достоинства, дорогом для кого-н.







английский

work

1) работа, труд

2) произведение

face

1) лицо

2) циферблат

stall

1) стойло

2) ларёк








немецкий

Kern

1) зерно, ядро

2) суть, сущность

Licht

1) свет, огонь

2) свеча

3) светило

klebrig

1) липкий

2) навязчивый








французский

champ

1) поле, нива

2) поприще

argent

1) серебро (металл)

2) деньги (монеты)

fenille

1) лист (растения)

2) лист (бумаги)











Тема III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ОЛ: Кодухов: 79, 172-178

УМК: 327-342

ДЛ: Маслов: 121-124
Данная тема изучается самостоятельно с выполнением домашней контрольной работы, которая предполагает обязательное обращение к словарям разных типов.


Основные понятия: парадигматические отношения, синтагматические отношения, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, родо-видовая (гиперо-гипонимическая) группа, партитивы, лексико-семантическая группа, семантическое поле, историзм, архаизм, неологизм, заимствованное слово (= 13).




Домашняя контрольная работа по разделу «Лексика»



ВАЖНО! Список использованных словарей должен быть приведен в начале или в конце работы.
Задание № 1. Виды парадигматических отношений в лексике


  1. Укажите тип каждой лексической группировки русских слов, приводимых далее.




  1. Дайте определение соответствующих терминов.




  1. Там, где это возможно, продолжите ряды слов 2-3 собственными примерами:


1) вал (насыпь) – вал (стержень в механизме) – вал (общий объём продукции);

2) близкий – ближний;

3) молодость, скорость, видимость, радость;

4) дом, домой, домашний, домострой, домовитый, бездомный;

5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шаверма, алкоголь, альтернация*;

6) грядущий, возмездие, свершиться, недуг, кончина, отчизна, предтеча;

7) хворать, хворый, болтаться (где-то гулять), болтовня, разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад;

8) хазары, ямщик, целовальник, роброн, земство, целинник, ваучер;

9) звучать, шуршать, скрипеть, скрежетать, шелестеть, грохотать;

10) бабочка, капустница, крапивница, махаон, белянка;

11 бабочка, порхать, цветы, нектар, лето, ловить, сачок, большая, красивая, много;

12) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);

13) красивый – безобразный.
ВНИМАНИЕ!

а) для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник;

б) коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.
Задание № 2. Заполните следующую обобщающую таблицу по материалам задания № 1, отметив знаком + (плюс) признак, положенный в основу каждой группировки; если основание не одно, плюсы ставьте в нескольких графах.



Основание

группировки

Группировки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Звуковая форма








































Морфемный состав








































Денотативная семантика








































Коннотации








































Своё – чужое








































Устаревание










































Задание № 3. Приведите, используя иноязычные словари, ряды слов английского (немецкого, французского, испанского) языка всех 13 типов лексических группировок. Русский перевод приведенных вами слов обязателен!
ВНИМАНИЕ!

а) простой перевод русских материалов из зад. 1 исключается;

б) совпадение лексического материала задания № 4 в работах разных студентов оценивается как его невыполнение.
СМ. ДАЛЕЕ!


СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА

по дисциплине «Основы науки о языке»
Курс завершается письменным трехчасовым (180 мин.) экзаменом, на котором проверяется:

  • усвоение теоретического материала (два вопроса из предлагаемого далее списка, с. 38);

  • усвоение базовых лингвистических понятий (предлагается самостоятельно дать дефиницию одного и опознать по предложенной дефиниции три термина - всего, таким образом, проверяется знание четырех из 100 обязательных терминов (см. список на с. 41-43). К каждому из проверяемых терминов необходимо привести примеры из разных языков.



Практические умения и навыки контролируются с помощью следующих заданий

1) по фонетике:

  • фонетическое транскрибирование словосочетания или фразы,

  • характеристика всех отмеченных фонетических изменений,

  • фонематическое транскрибирование выделенного слова с позиций ПФШ и МФШ – с объяснением причин возможных различий,

  • описание входящих в это слово гласных и согласных фонем по классификационным признакам (в строгом порядке!);

2) по грамматике:

  • анализ словоформ с точки зрения способов и средств выражения грамматических значений по предлагаемой схеме:




Словоформа

Грамматический способ

Грамматические средства

Грамматические значения


Синтетиче-ский

Аналитиче-ский







Проверяется также знание генеалогической классификации языков мира:

  • распределить по семьям и группам десять языков,

  • установить «лишний» в ряду из пяти языков (т.е. принадлежащий к другой семье или группе/подгруппе).

Примечание: минимально необходимый для выучивания список языков дается далее (см. с. 41).


Б ОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ!
Для студентов, набравших учебный (допускной) балл не ниже 60, по их желанию в структуру экзамена включается бонусное домашнее задание.

Оно предусматривает

• подбор СВОЕГО иллюстративного материала по одной из тем курса и подготовку презентации в программе Power Point (не менее 10 слайдов)

ИЛИ

• составление заданий в тестовой форме по двум любым темам из раздела «ЛЕКСИКА» (см. Рабочую тетрадь) – по 10 заданий к каждой из тем.

ОЦЕНКА РАБОТЫ
Максимальное количество баллов за экзаменационную работу = 10, минимальное = 4. Количество баллов за бонусное задание = 2, но только при условии его соответствия указанным выше требованиям. Бонусное задание не засчитывается, если экзаменационная работа выполнена на неудовлетворительную оценку.

О ценка работы каждого студента в течение семестра на практических занятиях проводится по 100-балльной системе и складывается из суммы баллов за различные виды работы, обозначенные в «Технологической карте дисциплины». Максимальный допускной балл – 90 (9 по 10-балльной шкале), минимальный балл – 40 (4).

Студент, не набравший минимального допускного балла по результатам текущей работы, получает неудовлетворительную оценку и должен перед письменным экзаменом пройти тестирование по темам практических занятий.

Итоговая оценка, вносимая в зачетную книжку, складывается как средний балл из суммы допускного и экзаменационного баллов и переводится деканатом в обычную систему оценок по установленной шкале. При этом за преподавателем остается право несколько снизить или повысить средний балл в зависимости от качества работы студента в семестре.
НАПОМИНАЕМ!!!