Файл: 1. теоретические основы бж. Стихийные бедствия и безопасность человека цель занятия изучение основных понятий бж, знакомство с принципами, методами и средствами обеспечения бж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 791
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Нижневартовский государственный университет»
Лабораторная работа №1
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖ. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия: - изучение основных понятий БЖ, знакомство с принципами, методами и средствами обеспечения БЖ.
-ознакомление студентов с многообразием природных опасностей и выработка практических рекомендаций по правилам поведения и действиям населения в условиях природных катастроф.
Вопросы для теоретической подготовки:
БЖ, цели, задачи БЖ, Опасные и вредные факторы, безопасность, аварии, катастрофы, риск. Опасности, относящиеся к природным. Их характерные особенности и последствия для населения и территории. Сходство и различие между стихийным бедствием и чрезвычайной ситуацией. Природная опасность как катастрофа. Природные катастрофы, возможные на территории вашей области, города. Классификация природных опасностей по месту их проявления. Характеристика природных опасностей (определение, причины, предвестники). Подготовка населения к стихийному бедствию. Правила поведения и действия населения во время стихийного бедствия. Ликвидация последствий.
Материальное оснащение занятия: иллюстративные таблицы, тематические видеофильмы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Дайте определения:
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.
Авария- опасное событие техногенного происхождения, которое создаёт на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного типа транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.
Опасность- это угроза, вероятность чего-либо неблагоприятного для человека.
Безопасность- состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей
-
Укажите цель, задачи БЖ
Основные цели и задачи БЖД— защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
-
Заполните таблицу:
Опасные и вредные факторы
Факторы | Определение | Примеры |
Опасные | Фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья человека. | Электрический ток определенной силы, раскаленные тела, оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов. |
| | |
| | |
Вредные | Фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство. | Неблагоприятные метеорологические условия, запыленность и загазованность воздушной среды, воздействие шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, ионизирующих излучени |
| | |
| |
-
Заполните таблицу:
№ | Группы опасностей | Примеры |
1 | Социальная | Шантаж , мошенничество, воровство, разбой, терроризм, взятие в заложники, изнасилования, курение, алкоголизм, наркомания, эпидемии. |
2 | Природная | Землетрясения, водно-грязевые потоки (сели), снежные лавины, оползни, извержения вулканов, наводнения, засухи, цунами, циклоны, антициклоны, ураганы, бури, смерчи, туманы, гололед, град, молния, астероиды (малые планеты с диаметром от 1 до 1000 км), космические гамма-излучения, солнечная радиация. |
3 | Биологическая | Болезнетворные , патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие), проникающие в организм и вызывающие заболевания людей; патогенные грибы, ядовитые растения (анчар, белена, табак, мак, олеандр, бузина, плющ, волчья ягода и др.), способные вызвать отравление организма, живые существа, способные нанести вред организму человека – ввести яд или перенести заболевание, напасть (змеи, хищные животные , птицы и рыбы и т.д.) – или его имуществу (уничтожение урожая насекомыми , нападение на стада хищных животных и т.д.). |
4 | Техногенная (производственная) | Физические (движущаяся техника, вращающиеся, подвижные, горячие, острые детали машин, шум, вибрация, производственные излучения, электрический ток и др.); химические (нефтепродукты, ацетон, ксилол, лаки, краски, растворители, пестициды, минеральные удобрения и другие вредные вещества); биологические (бактерии, вирусы, грибы и т.п.); психофизиологические (физические перегрузки, умственное перенапряжение; эмоциональные нагрузки и др.), радиационная опасность, возникающая при нарушениях эксплуатации атомных электростанций, научно-исследовательских реакторов, при испытаниях атомного оружия |
5 | Экологическая | Загрязнение почвы, питьевых и хозяйственных водоемов, воздушной среды отходами производства, продуктами жизнедеятельности человека, опасными для организма тяжелыми металлами и их соединениями, минеральными удобрениями, пестицидами, консервантами, нефтепродуктами, выхлопными газами, продуктами горения, химическими веществами, в том числе наиболее опасными – фреонами, соединениями серы, фосфора, азота и т.п. |
6 | Военного времени | Применение оружия массового поражения (химического, биологического, атомного, водородного, нейтронного, различного стрелкового оружия), сопровождающиеся с военными действиями пожары, повреждения линий электропередачи, водопроводов, канализационных сетей, других коммуникаций и устройств жизнеобеспечения населения, жилых и общественных зданий, растекание нефтепродуктов из поврежденных хранилищ, повреждение тоннелей, линий метрополитена, мостов, водозаборных источников, водосдерживающих дамб, нарушение землепользования, устойчивости работы предприятий и т.п. |
| | |
| | |
-
Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения
Утверждение | П | НП |
На заре человечества люди вообще не сталкивались с опасностями | П | |
С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек | П | |
В ДТП в России погибает не более 20000 чел в год | П | |
Ежегодно жертвами алкоголя становятся не более нескольких сотен человек | | НП |
Опасность- центральное понятие БЖ | П | |
Опасности потенциальны | | НП |
Риск- вероятность реализации опасности | П | |
Достигнутый уровень безопасности равен 10-8 | П | |
Признаками опасности являются: угроза жизни и возможность нанесения ущерба здоровью | П | |
Катастрофа- крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы | П | |
Авария на производстве и в быту всегда сопровождается человеческими жертвами | П | |
Гомосфера – это сфера, в которой имеется опасность | | НП |
Средств обеспечения безопасности – четыре группы | | НП |
Выделяют четыре группы принципов обеспечения безопасности | | НП |
Причины возникновения ЧС- внутренние и внешние | П | |
-
Дайте определения:
Стихийное бедствие -
Катастрофа —
Чрезвычайная ситуация (ЧС)-
-
Охарактеризуйте природные опасности в различных сферах (заполните таблицу):
Локализация | Природная опасность | Определение | Предвестники | Вероятность возникновения | Способы защиты | |
В вашем регионе | В России | |||||
Литосфера | Землетрясение | | | | | |
Извержение вулканов | | | | | | |
Снежная лавина | | | | | | |
Сель | | | | | | |
Оползень | | | | | | |
Гидросфера | Наводнение | | | | | |
Цунами | | | | | | |
Атмосфера | Буря | | | | | |
Ураган | | | | | | |
Смерч | | | | | | |
Пурга | | | | | | |
Гроза | | | | | |
-
Дайте рекомендации, как действовать в условиях природных опасностей (поставьте плюс или галочку напротив правильного ответа):
Рекомендации | Землетрясение | Наводнение | Снежная лавина | Буря, ураган | Гроза |
Отключите в доме газ, электричество, потушите огонь в печи | | | | | |
Возьмите с собой запас продуктов и воды, теплые вещи | | | | | |
Остерегайтесь порванных и провисших проводов, повреждений газовых магистралей | | | | | |
Перед входом в дом убедитесь в его прочности | | | | | |
Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место | | | | | |
Максимально расширьте пространство возле лица и груди | | | | | |
Ни в коем случае не поддавайтесь панике | | | | | |
Не пытайтесь дойти до населенного пункта | | | | | |
Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку | | | | | |
Максимально утеплитесь | | | | | |
Ни в коем случае не покидайте убежище, выходите только на веревочной страховке | | | | | |
Ни в коем случае не спите | | | | | |
При «раскачке» дома или появившихся трещинах бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованном двумя капитальными стенами | | | | | |
Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток | | | | | |
Избегайте магистральных улиц | | | | | |
Оклейте стекла толстой бумагой | | | | | |
Отойдите от отдельно стоящих деревьев | | | | | |
Закройте все створки и форточки окон и не приближайтесь к ним | | | | | |
Не передвигайтесь плотной группой | | | | | |
Оказывайте первую медицинскую помощь пострадавшим | | | | | |
-
Определите последовательность действий в ЧС:
Действия | Землетрясение | Наводнение |
Подготовка к стихийному бедствию | | |
Поведение во время природной опасности | | |
Ликвидация последствий | | |
-
Закончите следующие предложения:
Получив предупреждение о сильной метели, плотно ___________; оклейте ___________
Снежная лавина –_______________ м/с. Падение лавины _____________.
После схода оползня в уцелевших строениях и сооружениях проверьте ___________. Если вы не пострадали, то со спасателями __________________________________________
Во время извержения вулкана особую опасность для человека представляет ________. Некоторые отравляющие вещества попадают в ___ и могут со временем ________________
Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникнуть в ____________________.
Большой ущерб наносят _______ пожары, когда горят кроны деревьев _____. Беглые верховые пожары характерны как для первой, так и для второй половины лета. Различают верховой ______ и верховой _______ пожары.
Селевой поток рождается после _______________________________________________.
К профилактическим противоселевым мероприятиям можно отнести _________________
___________________________________________________________________________
Общими признаками возникновения ураганов, бурей и смерчей являются ______________
___________________________________________________________________________
После сигнала об опасности возникновения цунами, находясь в помещении, немедленно _______________________________________________________________________________
Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен. Опишите этот ущерб: __________________
___________________________________________________________________________
У людей под воздействием афтершоков возникало ощущение _______________________
Циклон – это ___________________________________________________________________
Погода при циклоне______________________________________________________________
Ураганный ветер разрушает _______________________________________________________
опустошает _______________________ засеянные поля
обрывает ________ провода и валит столбы линий электропередачи и связи _____________________