Файл: 1. теоретические основы бж. Стихийные бедствия и безопасность человека цель занятия изучение основных понятий бж, знакомство с принципами, методами и средствами обеспечения бж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Нижневартовский государственный университет»


Лабораторная работа №1




Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖ. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


Цель занятия: - изучение основных понятий БЖ, знакомство с принципами, методами и средствами обеспечения БЖ.

-ознакомление студентов с многообразием природных опасностей и выработка практических рекомендаций по правилам поведения и действиям населения в условиях природных катастроф.

Вопросы для теоретической подготовки:

БЖ, цели, задачи БЖ, Опасные и вредные факторы, безопасность, аварии, катастрофы, риск. Опасности, относящиеся к природным. Их характерные особенности и последствия для населения и территории. Сходство и различие между стихийным бедствием и чрезвычайной ситуацией. Природная опасность как катастрофа. Природные катастрофы, возможные на территории вашей области, города. Классификация природных опасностей по месту их проявления. Характеристика природных опасностей (определение, причины, предвестники). Подготовка населения к стихийному бедствию. Правила поведения и действия населения во время стихийного бедствия. Ликвидация последствий.

Материальное оснащение занятия: иллюстративные таблицы, тематические видеофильмы.

ХОД ЗАНЯТИЯ





  1. Дайте определения:

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Авария- опасное событие техногенного происхождения, которое создаёт на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного типа транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Опасность- это угроза, вероятность чего-либо неблагоприятного для человека.

Безопасность- состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей

  1. Укажите цель, задачи БЖ

Основные цели и задачи БЖД— защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.


  1. Заполните таблицу:

Опасные и вредные факторы


Факторы

Определение

Примеры

Опасные

Фактор среды обитания, способный при определенных условиях привести к травме или любому другому внезапному, резкому ухудшению здоровья че­ловека.

Электрический ток определенной силы, раскаленные тела, оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов.













Вредные

Фактор среды обитания, способный при определенных условиях вызвать заболевание при длительном воздействии на человека или оказать негативное воздействие на его потомство.


Неблагоприятные метеорологические условия, запыленность и загазованность воздушной среды, воздействие шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, ионизирующих излучени
















  1. Заполните таблицу:



Группы опасностей

Примеры

1

Социальная

Шантаж , мошенничество, воровство, разбой, терроризм, взятие в заложники, изнасилования, курение, алкоголизм, наркомания, эпидемии.

2


Природная

Землетрясения, водно-грязевые потоки (сели), снежные лавины, оползни, извержения вулканов, наводнения, засухи, цунами, циклоны, антициклоны, ураганы, бури, смерчи, туманы, гололед, град, молния, астероиды (малые планеты с диаметром от 1 до 1000 км), космические гамма-излучения, солнечная радиация.

3

Биологическая



Болезнетворные , патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие), проникающие в организм и вызывающие заболевания людей; патогенные грибы, ядовитые растения (анчар, белена, табак, мак, олеандр, бузина, плющ, волчья ягода и др.), способные вызвать отравление организма, живые существа, способные нанести вред организму человека – ввести яд или перенести заболевание, напасть (змеи, хищные животные , птицы и рыбы и т.д.) – или его имуществу (уничтожение урожая насекомыми , нападение на стада хищных животных и т.д.).


4

Техногенная (производственная)

Физические (движущаяся техника, вращающиеся, подвижные, горячие, острые детали машин, шум, вибрация, производственные излучения, электрический ток и др.); химические (нефтепродукты, ацетон, ксилол, лаки, краски, растворители, пестициды, минеральные удобрения и другие вредные вещества); биологические (бактерии, вирусы, грибы и т.п.); психофизиологические (физические перегрузки, умственное перенапряжение; эмоциональные нагрузки и др.), радиационная опасность, возникающая при нарушениях эксплуатации атомных электростанций, научно-исследовательских реакторов, при испытаниях атомного оружия

5

Экологическая



Загрязнение почвы, питьевых и хозяйственных водоемов, воздушной среды отходами производства, продуктами жизнедеятельности человека, опасными для организма тяжелыми металлами и их соединениями, минеральными удобрениями, пестицидами, консервантами, нефтепродуктами, выхлопными газами, продуктами горения, химическими веществами, в том числе наиболее опасными – фреонами, соединениями серы, фосфора, азота и т.п.


6

Военного времени

Применение оружия массового поражения (химического, биологического, атомного, водородного, нейтронного, различного стрелкового оружия), сопровождающиеся с военными действиями пожары, повреждения линий электропередачи, водопроводов, канализационных сетей, других коммуникаций и устройств жизнеобеспечения населения, жилых и общественных зданий, растекание нефтепродуктов из поврежденных хранилищ, повреждение тоннелей, линий метрополитена, мостов, водозаборных источников, водосдерживающих дамб, нарушение землепользования, устойчивости работы предприятий и т.п.






















  1. Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения




Утверждение

П

НП

На заре человечества люди вообще не сталкивались с опасностями

П




С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек

П




В ДТП в России погибает не более 20000 чел в год

П




Ежегодно жертвами алкоголя становятся не более нескольких сотен человек




НП

Опасность- центральное понятие БЖ

П




Опасности потенциальны




НП

Риск- вероятность реализации опасности

П




Достигнутый уровень безопасности равен 10-8

П




Признаками опасности являются: угроза жизни и возможность нанесения ущерба здоровью

П




Катастрофа- крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы

П




Авария на производстве и в быту всегда сопровождается человеческими жертвами

П




Гомосфера – это сфера, в которой имеется опасность




НП

Средств обеспечения безопасности – четыре группы




НП

Выделяют четыре группы принципов обеспечения безопасности




НП

Причины возникновения ЧС- внутренние и внешние

П







  1. Дайте определения:

Стихийное бедствие -

Катастрофа —

Чрезвычайная ситуация (ЧС)-
  1. Охарактеризуйте природные опасности в различных сферах (заполните таблицу):






Локализация

Природная опасность

Определение

Предвестники

Вероятность возникновения

Способы защиты

В вашем регионе

В России

Литосфера

Землетрясение
















Извержение вулканов
















Снежная лавина
















Сель
















Оползень
















Гидросфера

Наводнение














Цунами
















Атмосфера

Буря
















Ураган
















Смерч
















Пурга
















Гроза


















  1. Дайте рекомендации, как действовать в условиях природных опасностей (поставьте плюс или галочку напротив правильного ответа):

Рекомендации

Землетрясение

Наводнение

Снежная лавина

Буря, ураган

Гроза

Отключите в доме газ, электричество, потушите огонь в печи
















Возьмите с собой запас продуктов и воды, теплые вещи
















Остерегайтесь порванных и провисших проводов, повреждений газовых магистралей
















Перед входом в дом убедитесь в его прочности
















Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место
















Максимально расширьте пространство возле лица и груди
















Ни в коем случае не поддавайтесь панике
















Не пытайтесь дойти до населенного пункта
















Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку
















Максимально утеплитесь
















Ни в коем случае не покидайте убежище, выходите только на веревочной страховке
















Ни в коем случае не спите
















При «раскачке» дома или появившихся трещинах бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованном двумя капитальными стенами
















Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток
















Избегайте магистральных улиц
















Оклейте стекла толстой бумагой
















Отойдите от отдельно стоящих деревьев
















Закройте все створки и форточки окон и не приближайтесь к ним
















Не передвигайтесь плотной группой
















Оказывайте первую медицинскую помощь пострадавшим

















  1. Определите последовательность действий в ЧС:





Действия

Землетрясение

Наводнение

Подготовка к стихийному бедствию







Поведение

во время природной опасности







Ликвидация последствий










  1. Закончите следующие предложения:

Получив предупреждение о сильной метели, плотно ___________; оклейте ___________

Снежная лавина –_______________ м/с. Падение лавины _____________.

После схода оползня в уцелевших строениях и сооружениях проверьте ___________. Если вы не пострадали, то со спасателями __________________________________________

Во время извержения вулкана особую опасность для человека представляет ________. Некоторые отравляющие вещества попадают в ___ и могут со временем ________________

Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникнуть в ____________________.

Большой ущерб наносят _______ пожары, когда горят кроны деревьев _____. Беглые верховые пожары характерны как для первой, так и для второй половины лета. Различают верховой ______ и верховой _______ пожары.

Селевой поток рождается после _______________________________________________.

К профилактическим противоселевым мероприятиям можно отнести _________________

___________________________________________________________________________

Общими признаками возникновения ураганов, бурей и смерчей являются ______________

___________________________________________________________________________

После сигнала об опасности возникновения цунами, находясь в помещении, немедленно _______________________________________________________________________________

Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен. Опишите этот ущерб: __________________

___________________________________________________________________________

У людей под воздействием афтершоков возникало ощущение _______________________

Циклон – это ___________________________________________________________________

Погода при циклоне______________________________________________________________

Ураганный ветер разрушает _______________________________________________________

опустошает _______________________ засеянные поля

обрывает ________ провода и валит столбы линий электропередачи и связи _____________________