Файл: Уральский государственный экономический университет факультет Кафедра контрольная paботa по дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБPНAУКИ PОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ PAБОТA

по дисциплине «Философия»

Тема 1. Философия, её предмет, круг основных проблем и место в культуре
Выполнил студент

(фио)

группы

очной/заочной формы обучения

специальности

__________________________

(подпись)

«___»_________________ 2023г.


Научный руководитель

(фио)

Должность:

Ученая степень:

__________________________

(подпись)

«___»_________________ 2023г.


Екатеринбург

2023

Оглавление


Введение 3

1. Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем 5

2. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты её решения различными философскими направлениями 11

3. Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия 15

Заключение 20

Список использованной литературы 22


Введение



По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться.

Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

Цель контрольной работы заключается в определении философии, её предмета, круга основных проблем и места в культуре.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выделить предмет и структура философии. Круг основных философских проблем.


2. Рассмотреть проблемы материального и духовного в философии и основные варианты её решения различными философскими направлениями.

3. Проанализировать социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия.




1. Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем



Предметом философии является универсальное в системе «мир -человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главной особенностью философии в предметном плане является духовное воспроизведение мира как целостного образования, основанного на том, что было разработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет и структура философии отличаются от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что они отражают отношение человека к миру. Философия изучает не сам мир, не сами объекты, а отношение человека к ним. Нет философии там, где нет человеческих целей, нет человеческого присутствия1.

Впервые предмет философии становится востребованным в школе стоиков и Академии Платона, здесь он состоит из трех частей – физики, логики и этики. Современная физика - лишь одна из немногих естественных наук, в то время как греческая физика представляла собой все научные знания о природе в целом и об отдельных ее элементах: пространстве, огне, воде, минералах, растениях и животных. Греческая классификация интерпретировала физику как науку о том, что существует само по себе. Этика была наукой о поведении человека, его характере, поступках и вообще о любых аспектах, связанных с жизнью людей, но главным понятием этого учения была добродетель. Логика - это способность рассуждать и говорить, способность выражать действия и вещи словами.

До XVIII века практически не было разницы между понятиями «наука» и «философия», предмет философии предполагал развитие вполне конкретных научных знаний. Величайший физик и математик того времени, Ньютон считал себя истинным философом, а Карл Линней назвал свой труд «Философией ботаники». Структура и предмет философии по–прежнему базируются на четырех основных принципах: онтология – наука о бытии, эпистемология – наука о познании, этика - учение о благе и учение об их абсолютном единстве – метафизика. Несмотря на то, что структура и предмет философии менялись на протяжении всего ее существования, каждое из философских учений имеет свою внутреннюю логику и свое уникальное направление. Именно эти аспекты делают предмет философии не только важным для понимания, но и очень интересным для изучения и познания общей картины мира, а также своего места в этом мире

2.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением развивать целостные и обобщенные знания о мире и месте человека в нем рациональными и концептуальными средствами. Таким образом, в качестве основных можно выделить четыре идеологические проблемы:

1. Проблема вселенной, окружающего мира, в которой философия отвечает на вопросы о том, что такое мир, в котором мы живем, как он возник, что является фундаментальной основой мира, конечен ли мир или бесконечен, единичен или множественен, каково его прошлое, будущее и т.д. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает важнейшие принципы устройства мира.

2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса идеологических вопросов о фундаментальных отличиях человеческого существования от других типов бытия, о смысле человеческой жизни, о его свободе - эти и многие другие вопросы составляют суть проблемы. предметное поле проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимоотношений человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального мира. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, она приобрела такую формулировку, в которой приняла форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос главным вопросом философии. Главный вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и эпистемологическую. Онтологическая сторона главного вопроса философии - это вопрос о сущности мира, т.е. о том, что определяется чем в его существовании, что от чего зависит; что существует как нечто независимое, т.е. существует независимо от другого (как субстанция), и что производно от этой субстанции (материальный или духовный, объективный или субъективный, природа или сознание). В зависимости от ответа на вопрос о том, что первично, а что вторично, философы делятся на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и два основных типа идеализма - объективный и субъективный3.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального
, т.е. сознание вторично по отношению к объективной реальности.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они верят, что основой мира является духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты верят, что сознание существует независимо, а человеческое сознание - это проявление субстанции в человеке.

Эпистемологическая сторона главного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его законах, могут ли они, основываясь на этих идеях, изменить окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяются две основные позиции: позиция эпистемологического оптимизма и агностицизма.

Сторонники эпистемологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греческого - непознаваемый) придерживаются противоположного мнения. Они считают, что вопрос об истинности знания не может быть окончательно решен, и более того, мир принципиально непознаваем.

4. Проблема существования человека в «мире людей» связана с решением межличностных, социальных отношений. Существует огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в общество, затрагивается тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора произведения с читателем, которые часто разделены веками, в результате чего читатель проникает в мир смысл произведений и «создает» свои личные смыслы.

Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости и коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли4.

Ни одна из этих философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы дополняют друг друга, и в то же время в различных философских учениях приоритет отдается тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Следует отметить, что на протяжении всего исторического развития философии акценты в решении основных философских проблем менялись. В современной философии наблюдается смещение акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия технологии, философия науки, философия религии, философия культуры и др.). Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости общественного развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого существования как существования «человека-в-мире». В то же время, как бы ни менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философских проблем всегда была объединена вокруг основных идеологических тем: «мир», «человек», «существование человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания определяют контуры предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии о фундаментальных основах человеческой культуры
5.

Таким образом, предмет философии включал в себя три отдельные науки и три основные философские проблемы, соответствующие трем сферам реального мира – природе, обществу и мышлению. Много лет спустя величайший ученый - философ Гегель заявил, что философия разделялась и всегда будет разделяться на три основных аспекта – логику, философию природы и философию духа. Однако уже в первом веке до Рождества Христова к трем философским направлениям добавилось четвертое, которое рассказывало о первоосновах всех вещей или о божественной природе всего мира. Таким образом, предмет философии был дополнен еще одним значимым термином, который приобрел название метафизика.

Структура философии – это система классификации и организации идей и концепций, связанных с философией. Она позволяет упорядочить и категоризировать различные темы, идеи и концепции, которые изучаются в рамках философии.

Структура философии включает в себя несколько компонентов, таких как онтология, эпистемология, аксиология и логика. Каждый из этих компонентов помогает разбить философию на более узкие области, которые можно изучать более детально.

Круг основных проблем:

1. Проблема вселенной, окружающего мира.

2. Проблема человека, смысла существования человека в мире.

3. Проблема взаимоотношений человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального мира.

4. Проблема существования человека в «мире людей».

2. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты её решения различными философскими направлениями



Под материальной культурой обычно понимают искусственно созданные объекты, которые позволяют людям оптимальным образом адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения различных потребностей человека и поэтому рассматриваются как ценности. Говоря о материальной культуре конкретного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, ювелирные изделия, жилье, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя подобные артефакты, способна реконструировать образ жизни даже давно исчезнувших народов, о которых нет упоминаний в письменных источниках