ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 720
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования и управления командой проекта
1.1. Сущность и типология проектных команд
1.2. Компетенции менеджеров проектов
2. Особенности управления командой проекта
2.1. Формирование команды проекта и разделение задач между участниками
2.2. Управление командой проекта на различных этапах его функционирования
2. Особенности управления командой проекта
2.1. Формирование команды проекта и разделение задач между участниками
Проектная деятельность почти всегда реализуется в рамках какой-либо организации. В рамках организации на проект воздействует ее культура и, в особенности, структура.
Именно от организационной структуры зависит доступность ресурсов и успешность реализации того или иного проекта.
Со стороны активности реализации проектного управления организации бывают функциональные, матричные и проектные. Они в разной степени оказывают влияние на проект (Приложение 5).
Рассмотрим каждую структуру подробнее.
-
Функциональная структура (Приложение 6).
Серым цветом на рисунке 4 выделен персонал, который задействован в проекте.
Данные структуры функционируют уже более 100 лет. В рамках таких организаций персонал размещается на тех рабочих местах, для которых лучше всего подходит. Работники объединяются в отдел по сходным навыкам и выполняемым функциям. Во главе отдела всегда стоит руководитель, являющийся специалистом в той же профессии, что и его подчиненные. Такие компании функционируют тогда, когда их деятельность стабильно и подвергается небольшим изменениям. Из этого вытекает главная проблема – сложность изменения привычной деятельности сотрудников. При реализации проектов в такой организации занятость персонала в проекте будет стремится к нулю, а занятость менеджера проектов только частичная. В связи с тем, что организация акцентируется на операционной деятельности, наибольшую власть будут иметь руководители функциональным отделов. 8
-
Матричные организации (Приложение 7).
Данная форма является переходной между функциональной и полностью проектной структурой и, на данный момент, представляет наибольший интерес, являясь самым распространенным типом организации с различным соотношением функциональной и проектной частей.
Матричные организации в зависимости от степеней полномочий и влияния функциональных и проектных руководителей можно разделить на слабые, сбалансированные и сильные. 9
Организации со слабой матричной организационной структурой очень близки к функциональным организациям (Приложение 8). Руководитель проекта больше похож на координатора и выполняет обязанности помощника персонала, также он отслеживает коммуникации. Также он сильно ограничен в свободе принятия решений.
В рамках сбалансированной матрицы в организации признается необходимость руководителя проекта, однако он все равно не наделяется полной властью над проектом и его финансированием (Приложение 9).
Сильные матричные структуры максимально близки к проектным (рисунок 9). В них появляются руководители проектов с полной занятостью и обладающие существенными полномочиями. Административный персонал проекта также переходит на полную занятость.
В таких компаниях, за счет акцента на проектной деятельности, власть менеджеров проектов максимальна. И сотрудники, и проектные менеджеры полностью заняты в реализующихся проектах.
Команда проекта состоит из руководителя и группы лиц, действующих вместе при реализации работ проекта для достижения его целей. Данную команду, как правило, собирают из представителей различных групп, владеющих знаниями в конкретной предметной области, необходимых для реализации работ проекта.
Взаимоотношения руководителя и группы отличаются в зависимости от вышеперечисленных организационных структур: в одних ситуациях менеджер проекта может быть линейным руководителем и обладать всей властью над командой, в других ситуациях – не иметь значительных организационных полномочий, являясь менеджером с неполной занятостью или по контракту.
В PMBOK 5th Edition выделяются 2 основных состава команд проектов:
-
Выделенная.
В такой команде либо все, либо большинство участников работают на проекте с полной занятостью. Она может располагаться в одном месте или быть виртуальной, подчиняется обычно руководителю проекта. Субординация в такой команде является четкой.
-
С неполной занятостью.
Такие команды собираются для тех проектов, которые считаются временной дополнительной работой, и участники которых при этом продолжают выполнять свои обычные рабочие обязанности в организации.
Обе формы команд могут осуществлять работу в любой организационной структуре. Выделенные команды чаще можно встретить в проектных организациях, а команды с неполной занятостью – в функциональных.
За участниками команды всегда определены роли и их сферы ответственности за выполнение проекта. Однако участие всех участников команды в планировании проекта и принятии решений является особо ценным.
Планирование управления человеческими ресурсами заключается в идентификации и документировании ролей проекта, сфер ответственности и создании плана обеспечения персоналом.
Набор команды проекта происходит как процесс согласования доступности человеческих ресурсов и привлечения участников для выполнения работ по проекту.
Развитие команды проекта реализуется как совершенствование компетенций, взаимодействия и условий работы участников команды проекта.
Управление командой проекта заключается в мониторинге и контроле деятельности участников команды, обеспечении обратной связи, решении проблем и управлении изменениями. 10
Остановимся подробнее на процессе набора команды и управления ею.
При подборе участников команды проекта необходимо учитывать следующие факторы:
-
менеджменту проекта нужно проводить эффективные переговоры с лицами, занимающими соответствующие должности с целью обеспечения проекта необходимыми участниками; -
неспособность или невозможность набора необходимых участников проекта может весомо повлиять на его сроки, бюджет, удовлетворенность заказчика, качество и риски. Также, недостаточность человеческих ресурсов могут снизить вероятность успеха проекта и, в худшем случае, привести его к отмене; -
при недоступности ресурсов в связи с различными экономическими факторами или предыдущими назначениями на другие проекты, руководитель будет вынужден прибегнуть к альтернативным ресурсам, вероятно, с более низким квалификационным уровнем. 11
Для начала набора команды проекта нужны:
-
Формализованный план управления человеческими ресурсами.
Он формируется на стадии планирования управления командой проекта и определяет роли и сферы ответственности, навыки и компетенции, количеств людей, необходимое для проекта и т.п.
-
Факторы среды предприятия.
Они включают в себя информацию о доступности человеческих ресурсов и их стоимости, а также об организационной структуре организации.
-
Активы процессов организации (стандартные политики, процессы и процедуры организации).
При процессе набора команды проекта используются такие инструменты,
как:
-
Предварительной назначение (иногда участники команды известны заранее). -
Переговоры (с функциональными руководителями, другими командами управления проектами внутри организации, внешними организациями, исполнителями, поставщиками, подрядчиками). -
Набор персонала (при недостатке персонала возможен наем отдельных консультантов или передача некоторых работ сторонним организациям). -
Виртуальные команды (группа людей, объединенных общей целью выполняют необходимые работы при минимальном личном контакте с другими или полном его отсутствии). -
Анализ решений на основе множества критериев. 12
При выборе последнего инструмента определяются критерии для ранжирования потенциальных членов команды проекта. Им присваивается весовой коэффициент, который отражает важность той или иной потребности в рамках команды.
Часто в этом инструменте используются такие критерии, как доступность, расходы, опыт, способности, знания, навыки, отношения и международные факторы.
Команда проекта считается укомплектованной тогда, когда назначен все необходимые для его реализации лица.
Управление командой проекта реализуется на основе плана управления человеческими ресурсами, журнала проблем, активов процессов организации и отчетов об исполнении работ.
Как и процесс набора команды, управление также имеет свой набор инструментов.
-
Наблюдение и обсуждение.
Реализуются с целью осведомленности о работе и настроении участников команды проекта.
-
Оценка исполнения проекта.
В рамках оценки происходит уточнение ролей и сфер ответственности, обеспечение обратной связи участникам команды, выявление различных проблем и постановка целей на будущие периоды.
-
Урегулирование конфликтов.
Для решения конфликтных ситуаций используются следующие методы: уклонение или избегание (отступление от конфликта); сглаживание или приспосабливание (отказ от своей позиции в пользу других
, поиск точек соприкосновения вместо поиска точек противоречий); компромисс (принятие решений, удовлетворяющих все стороны конфликта); принуждение; сотрудничество или разрешение проблем (готовность к сотрудничеству и открытому диалогу, рассмотрение проблемы со всех взглядов и сторон).
-
Навыки межличностного общения.
Данные навыки позволяют извлекать выгоду из сильных сторон всех членов команды. Чаще всего менеджеры проектов используют: лидерство; влияние; результативное принятие решения. 13
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования и управления командой проекта не может быть формальным и неорганизованным, так как от него зависит успешность реализации проекта.
Участники команды проекта должны подбираться в соответствии с квалификационными потребностями проекта. После формирования команды проекта в руках проектного менеджера для успешного дальнейшего управления должны быть такие документы, как обновленный план управления проектом, ресурсный календарь, а также должностные инструкции, роли, сферы ответственности участников команды проекта и т.п.
Управление командой проекта также должно реализовываться на основе обновленной документации. Менеджеру проекта необходимо использовать перечисленные ранее инструменты для того, чтобы отслеживать, мотивировать и стабильно совершенствовать работу команды проекта.