Файл: Исканов Р. И. Проблема человеческой свободы. Свобода и индивидуальность.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученик Платона – Аристотель утверждал, что принцип индивидуализации коренится не в идеях, а в самой материи, которая является аморфной и пассивной и может обрести свою конкретную реальность только в индивидуальных вещах. По мнению Стагирита, именно материя, обладая лишь возможностью бытия, для своего превращения в действительность нуждается в форме как активном начале, что и обусловливает необходимость индивидуализации. Поэтому каждое индивидуальное бытие у Аристотеля представляет единство формы и материи. Тем самым Аристотель акцентирует внимание на внешней, количественной стороне индивидуализации, сводя индивидуальное к части общего. Требующим внимания является тезис Аристотеля о разделении труда в обществе: свободный индивид может увлекаться лишь искусством, охотой, но не заниматься определенным ремеслом профессионально. Забота о деньгах и ремесле – это удел рабов и варваров. Настоящий гражданин проявляет свои индивидуальные качества в свободном стиле, в творчестве, в том числе в искусстве управления государством. Заметим, что современный образ успешного человека связан именно с его профессиональной деятельностью; «если в философском смысле формой существования материи является движение, то формой существования человека, видимо, следует признать его профессиональную деятельность».
Вывод по второму разделу
Проблема индивидуализации решалась в античной философии главным образом применительно к предметному миру, государству, к Космосу, поэтому человеческий индивид представлял интерес не сам по себе, а как составная часть целого. Проблема человеческой индивидуальности была актуальной и в позднеантичной философии, в эпоху эллинизма, когда разрушались старые общественные отношения, а индивид обособился от полиса и стал осознавать свое существование как автономное по отношению к окружающему миру. Стоики, эпикурейцы, скептики стали связывать индивидуальность с идеей самоценности индивида. Понимание индивидуальности здесь наполняется внутренним смыслом, в отличие от прежнего ее абстрактного толкования. Суть индивидуального усматривается в особой форме бытия человека, в его внутренней духовной потенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема возможности достижения свободы человеком является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория, она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в философии, видимо, со времен первых античных философов. Именно в их работах был впервые поднят вопрос о возможности достижения свободы человеком.
Актуальность данной проблемы античными философами продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом других аспектов человеческого бытия: это признание свободы воли человека, проблемы необходимости и детерминизма в человеческой истории, ответственности, возлагаемой на человека за выбор пути, его роли в обществе и норм нравственного поведения, его самоосуществления, самовыражения. Более ясное понимание проблемы свободы в рамках их исследований ставит тему свободы не в абстрактно-теоретический, а в практический, жизненно важный интерес.
По мнению античных философов - для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого "винтика" в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу.
В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, классы, государства.
Идеи античных философов легли в основу изучения многих наук, которые к проблемам свободы подходят с социологических, экономических, политических, психологических, юридических, нравственных, исторических, медико биологических и других позиций. Опираясь на данные частных наук, психологи, развивая идеи античных философов, размышляют о свободе, синтезируя эти данные, выявляя ее объективации, сущность, содержательные элементы, мировоззренческие аспекты, взаимосвязи и взаимозависимости с социальной ответственностью, другими проявлениями человеческой природы, общеисторические и социальные характеристики данного феномена.
Таким образом, рассматривая решение проблемы возможности достижения человеком свободы в трудах античных философов с точки зрения психологии, мы можем еще раз подчеркнуть, что именно их труды явились той основой, тем фундаментом, на котором будут строить свои работы все дальнейшие исследователи данной проблемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Боннар А. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.: Искусство, 1991. Т. 2. 334 с.
2. Кениспаев Ж. К. О профессиональном самосознании человека // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2007. № 11. С. 5-7.
3. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 155 с. 4. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 1. 448 с.
5. Античная философия/ Т. Н. Стуканов// Дидактический материал по дисциплине «Философия» – Новокузнецк, 2004.
6. Асмус В. Ф. Античная философия/ В. Ф. Асмус. – М., 1976.
7. Богомолов А. С. Античная философия/ А. С. Богомолов. – М., 1986.
8. Лосев А. Ф. История античной философии/ А. Ф. Лосев. – М., 1989.
9. Губинн, В.Д, Сидорина, Т.Ю., Филатов, В.П. Философия. - М.: Тон, 1998.
10. Голобоков, В.Г. Краткая история философии. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
11. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/losef/istoriya.html
12. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики, 2004.
13. Философ. Ваш портал. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof2.ru/antichnaya-filosofiya/