Файл: Исканов Р. И. Проблема человеческой свободы. Свобода и индивидуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» в г. Нижневартовске

Кафедра Гуманитарные, естественнонаучные и технические дисциплины


Тема: «Исканов Р.И. Проблема человеческой свободы. Свобода и индивидуальность»

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Философия






Проверил, (должность)




Ст. преподаватель




Рябова И.Г.







2022г.




Автор работы




студент группы НвФл-327

Семеген Анна Дмитриевна

_______________________ 2022г.

.

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)







2022г.


г. Нижневартовск

2022

АННОТАЦИЯ

Исканов Р.И. Проблема человеческой

свободы. Свобода и индивидуальность.

Целью реферата является рассмотрение особенностей развития античной философии и ее основных идей и проблем, для этого была изучены соответствующие литературные источники.

Задачи реферата - изучить формирование, развитие и особенности античной философии, охарактеризовать проблему человеческой свободы в античной философии, раскрыть понятие «индивидуальность».

В каждую историческую эпоху проблема свободы решается по-разному. В рамках предлагаемой темы мы рассмотрим взгляд античных философов на данную проблему. Подчеркивается, что в трудах философов Древней Греции и Рима содержательная интерпретация этого термина имеет разнообразные оттенки: свобода может рассматриваться в соотношении с необходимостью или ассоциироваться с полным своеволием и произволом.


В реферате проведен краткий обзор формирования, развития, особенности античной философии. Определено одно из направлений изучения того столетия - проблема человеческой свободы. Раскрыты основные понятия индивидуальности.

Сделаны выводы и дано заключение на основании изученного материала.

ОГЛАВНЕНИЕ


ОГЛАВНЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 3

1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 5

1.1 Формирование и развитие античной философии 5

1.2 Особенности, основные идеи и проблемы античной философии 6

1.3 Антропология античных философов 8

Вывод по первому разделу 12

2 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ. СВОБОДА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 13

2.1 Эпикур о человеческой свободе 13

2.2 Понятие индивидуальности в античной философии 14

Вывод по второму разделу 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21








ВВЕДЕНИЕ


Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии античности.

Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки. Если рассматривать все философское наследие античности как набор идей, принадлежащих разным авторам, но все же при этом объединенных кругом тем, спецификой их описания и анализа, своеобразием философского языка, то даже в этом случае очевидна многоплановость рассмотрения человека. С такой многоплановостью мы сталкиваемся даже при изучении одного философа, одной работы, одного диалога.


1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.1 Формирование и развитие античной философии


Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.



Этапы античной философии:

- Раннюю классику (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение;

- Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека;

- Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.;

- Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы - мораль и свобода человека, познания и т. д.

- Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной филосо фии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

1.2 Особенности, основные идеи и проблемы античной философии


Особенности:

- Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями — математичес кими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

- Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»).

- Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.

- Характерная особенность античной философии состояла в противопоставлении философских размышлений практической деятельности. Философы представляли самостоятельную прослойку общества.

Особенности античной философии включают в себя ее ярко выраженный антропологический характер, восприятие мира в первую очередь с материалистических позиций, а также стремление побудить людей более активно участвовать в общественно-политической жизни.

Основные идеи и проблемы:

- Проблемы возникновения Космоса, его структуры и развития; вопросы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее атрибутов (движение, пространство, время); идеи о главных элементах, о тождестве и противопо ложности бытия и небытия, структурности бытия (атомы и пустота), текучести и его противоречивости и т.п. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и др.).
- Проблемы, касающиеся человека и его отношения с другими людьми; вопросы о природе и сущности человеческой морали, ее соотношения с нормами права; вопросы политики и государственного устройства; вопросы о природе и сущности человеческого сознания, соотношения рационального и иррационального в нем; проблемы постижения истины и т.п. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.).


- Проблемы свободы человека и достижения им счастья: идеи о могуществе и силе человеческого духа в его стремлении к свободной и творческой жизни, к познанию, в котором и заключается счастье свободного человека и т.п. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.).

- Проблемы отношения Бога и Его творения - человека; идеи о Боге как истинно сущем; о логосе как о самом высоком и совершенном творении Бога и т.п. (Плотин, Филон Александрийский и др.).

- Проблемы генезиса и природы познания, логического и методологического с точки зрения метода рационального поиска; идеи построения метафизических систем и синтезирование основных философских проблем; вопросы логики, логических форм, правил правильного мышления; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и т.п. (Платон, Аристотель и др.).


1.3 Антропология античных философов


Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия.

На протяжении всей человеческой истории антропология выступает важной и неотъемлемой частью философского и научного познания.

Одним из родоначальников философско-антропологической мысли можно считать античного мыслителя Сократа (469—399 гг. до н.э.). Скульптор по профессии, Сократ не писал философских трактатов, он выступал с устным изложением своих взглядов и собирал вокруг себя многочисленный круг учеников. Особой популярностью он пользовался у молодежи. Сократ не брал со своих учеников никакой платы. Он вообще мало заботился о материальном благополучии. Любимым его занятием были философские беседы с людьми. Он ходил по Афинам и умело вызывал людей на разговор. Сократ отличался острым умом, а его изречения передавались из уст в уста. В центре философских поисков Сократа находился человек и пути его нравственного совершенствования.

Сократ был современником софистов, и его волновала софистская проблематика. Наиболее характерной чертой, общей для всех софистов, является утверждение относительности всех человеческих добродетелей, понятий, норм и ценностей. Понимание же самого человека как философской категории выражено Протагором (481—413 до н.э.) в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». Это утверждение Протагора нашло продолжение у софиста Продика, который говорил: «Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи». Человек в античной философии рассматривался как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия, как «малый мир», микрокосмос — отражение и символ Вселенной, макрокосмоса. Он содержал в себе все основные элементы (стихии) космоса.


В данной трактовке человек мыслится лишь в мире, мир же не мыслится в нем, он предстает своему самосознанию не как «Я», а как «он», т.е. как вещь среди других вещей. Присущая грекам склонность к созерцанию порождает определенный образ Вселенной в виде замкнутого пространства мира вещей, в центре которого находится человек, понимаемый не просто как «вещь среди вещей», но вещь, выступающая в качестве «меры». С таким пониманием человека шли вразрез рассуждения Сократа об искусстве жизни, которые можно назвать антропологической революцией в философии.

В поздний период своей деятельности Сократ постепенно уходит от тех вопросов, которые занимали его ранее: о первоначалах бытия, об их числе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Все настойчивее звучат для него вопросы о том, как следует жить и посредством чего можно постичь искусство жизни.

Этот удивительный по своей судьбе и мировоззрению человек намного опередил свое время. Его тезис: «Познай самого себя» — показывает, что в отличие от других античных философов, как бы растворивших описание человека в общей картине космоса, Сократ непосредственно обращается к человеку, его душе, разуму и жизненному пути. Главной задачей его философии выступает самопознание человека.

Горячее участие в споре о достоинстве человека, т.е. о том, во имя чего человек должен жить, — принял античный философ Демокрит.

Демокрита волновали вопросы, которые остаются актуальными и сегодня: Каковы основные ценности человека? Что представляют собой нравственные основания его жизни? Вмешавшись в спор софистов и Сократа, Демокрит пытался изложить собственные взгляды на роль мудреца в обществе, который не должен жить только своей мудростью и интеллектуальными заботами. Важно развивать другие душевные блага, особенно умеренность во всем. Демокрит призывал обуздывать сильные желания и страсти, которые делают душу слепой

ко всему остальному. Не соглашаясь с софистами в том, что нет никаких устойчивых ценностей, Демокрит особое значение придавал таким этическим категориям, как справедливость, честность, истина. Он подчеркивал также, что подлинная добродетель в поступках дороже, чем речь о добродетели. Рассуждения Демокрита о ценностях просты и не представляют какую-то стройную концепцию. Они, скорее, являются принципами его личной жизни.

Попытка дать определение человеку начинается с Платона. Он был учеником Сократа. Но сформировать понятие «человек» оказалось не под силу даже ему.