Файл: Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра теории и истории

государства и права

Дисциплина: Теория государства и права

Дата регистрации:
КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства»

Выполнил: рядовой полиции

(звание, ФИО)

Тагирова Г. Р., ФПСРЭП, 1 «Б» курс,

(факультет, курс, № группы)

уч. гр № 106

Проверил: преподаватель кафедры

теории и истории государства и права,

Кочнева А. С.


Дата защиты:

Оценка:
г. Нижний Новгород

2022 г.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Формационный подход к типологии государства 5

1.1.Сущность формационного подхода 5

1.2.Типология государств по формационному подходу 7

1.3.Преимущества и недостатки формационного подхода 11

Глава 2. Цивилизационный подход к типологии государства 14

2.1. Сущность цивилизационного подхода 14

2.2. Классификация государств по цивилизационному подходу 16

2.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода 21

Заключение 23



Введение


Тема курсовой работы: «Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства».

Вопрос о типологии государств на сегодняшний день остается одним из важнейших в юридической науке, в частности, теории государства и права. Его значимость особо подчеркивается глобальными изменениями в мире. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

Как известно, классификация может проводиться по разным критериям. Типология государств представляет собой их группировку по типам. При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев — типу государств.

Типология государств — не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.


На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства. В настоящее время в юридический науке применяются формационный подход (авторы К. Маркс, и Ф. Энгельс) и цивилизационный подход (авторы А. Тойнби и
У. Ростоу). В последние годы у нас идет практически непрерывная дискуссия: какой из этих подходов следует предпочесть, а может быть, сочетать их, и как именно? Действительно, этот вопрос имеет очень большое и теоретическое, и практическое значение. В теоретическом плане он является, в сущности, иной формулировкой вопроса о предмете исторической науки. В практическом отношении он важен потому, что от ответа на него зависит выбор принципа построения курса истории.

Объект исследования: систематизация государственно-правовых явлений как один из важнейших методов их научного познания.

Предмет исследования: типология государства как вид систематизации, основанный на выделении сущностных признаков государства, и современные подходы к типологизации – формационный, цивилизационный.

Актуальность данного вопроса определила основную цель работы.

Цель исследования: рассмотреть сущность и особенности формационного и цивилизационного подходов к типологии государства. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы.

Задачи данного исследования:

  • Определить сами понятия "формация" и "цивилизация"; 

  • Анализ формационного подхода к типологии государства;

  • Характеристика цивилизационного подхода к типологии государства;

  • Определить какой из подходов наиболее важен и необходим;

Методологическая основа работы: анализ литературы, обобщение.

Данные вопросы послужили предметом исследования таких ученых, как: Еллинек Г., Шатобриан Ф., Чистяков О.И., Нерсесенц В.С., Абдуллаев С.В., Ибраева А. С., Цечоев В. К., А. Р. Швандерова, Грачев Н. И., Звонарева О. С., Лановой В. Г., Погосян В. Г., Рассказов Л. П., Соловьев С. А., Шауро И. Г., Упоров И. В., Старков О. В., Яковенко И. Г., Кашанина Т. В., Козлова Е. И., Магницкая Е. В., Мухаев Р. Т., Шкатулла В. И., Шумилов В. М., Фарберова О. Е. и др.


Глава 1. Формационный подход к типологии государства

    1. Сущность формационного подхода


Формационный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Для того чтобы понять, что из себя представляет этот подход, надо определить понятие «формация», а точнее «общественно-экономическая формация». Формация

1 - это исторически определённый тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер и возникающий на основе определённого способа производства материальных благ.

Каждому типу общества свойственен определенный тип производственных отношений и соответствующих ему политических правовых и иных учреждений. Исходя из этого можно отметить, что в структуре каждой формации выделяются два основных элемента: экономический базис и надстройка. Тип надстройки определяется характером базиса, что ограничивает её относительную самостоятельность.

Производственные отношения и производительные силы составляют способ производства. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ (с их знаниями, умениями, трудовыми навыками) и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным и постоянно развивающимся элементом способа производства, в то время как производственные отношения относительно статичны и меняются крайне медленно на протяжении многих веков. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определённые политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Марксизм-ленинизм рассматривает историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Смена формаций связывается с изменением способа производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит, когда производительные силы перестают развиваться в рамках тех или иных производственных отношений. Тогда на место прежних, отживших производственных отношений приходят новые, более совершенные, способные удовлетворить потребностям развивающихся производительных сил. Качественные изменения экономического базиса с необходимостью влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения, дал «твёрдое основание для представления развития общественных формаций естественно - историческим путём».

Таким образом, понятие исторического типа в формационном подходе связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от развития экономических отношений господствующих в определённом обществе, в определённую историческую эпоху. Исторический тип государства в данном случае выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой (которой является тип собственности на средства производства). Кроме того, единство экономического строя всех стран заключается не только в экономическом господстве одного типа собственности, но и в экономическом господстве определённого класса (обладателя этой собственности).


Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает классовую определённость, выступая в качестве организации диктатуры одного класса над другим.

Таким образом, подводя итоги можно выделить несколько основных принципов, на основании которых строится формационный подход к типологии государства:

  • Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (т.е., направленном к цели – построению коммунизма) процессе смены общественно-экономических формаций;

  • Представление о решающей роли материального производства (экономического базиса) в жизни общества;

  • Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

  • Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
    1. Типология государств по формационному подходу


В соответствии с формационным подходом, в основе которого лежит формационный критерий, выделяют две типологии государства. В трудах К. Маркса можно найти три большие формации: архаическая (первичная), экономическая (вторичная) и коммунистическая (связанная с этапом социализма). Однако среди ученых наибольшее распространение получила иная типология государств, включающая первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формацию.

Согласно этому подходу, в первобытнообщинной формации государство еще не сформировалось, а в коммунистической оно должно отмереть, уступив место полному самоуправлению. Остальным формациям соответствуют такие типы государства как рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. По мнению К. Маркса эти типы соединились под названием эксплуататорских государств. Такие государства служит интересам одного узкого класса или социальной группы и направлены на несправедливое угнетение большинства населения страны. Обычно в них выделяют такие классы как: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие. По словам Л. П. Рассказова социалистическое государство не является эксплуататорским, ведь в нем все имеют одну общую цель - построение бесклассового коммунистического общества


Рассмотрим подробнее каждый тип государства. Рабовладельческой формации соответствует рабовладельческий тип государства. Это сложившаяся исторически первая государственно-классовая организация общества, которая возникла как результат разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. В IX-VIII вв. до н.э. сформировались первые рабовладельческие государства европейского типа. В условиях Северного Средиземноморья в данный период разрушились сельскохозяйственные общины, вследствие чего возникла частная собственность на землю. Общество распалось на антагонистические классы, главное отличие которых состояло в отношении к средствам производства. На данном этапе развития общества производственным отношением выступала полная собственность рабовладельцев, как на орудия производства, так и на рабов. М.В. Попов и О.А. Мазур справедливо отмечают, что рабовладельческая собственность является первой формой собственности. В этом случае государство выполняло функции укрепления, охраны и развития собственности рабовладельцев, и выступало орудием их классового господства и диктатуры. Рабовладельцам государство необходимо для контроля огромных масс рабов, подавления их сопротивления и восстаний. По своей сущности это главное средство развития рабовладельческих производственных отношений. К рабовладельческому типу сталинская интерпретация формационной теории относит помимо античных государств – Римского и Афинского – многочисленные государства Древнего Востока: Вавилон, Египет, Хеттское государство, Китай и Индию

Феодальной формации соответствует феодальный тип государства. Период феодального государства в истории человечества охватывается примерно V–XVII вв., т.е. Средними веками. Под феодальным государством понимается особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на феодалов (собственников земли). За пользование землей феодала крестьяне должны были безвозмездно работать на него и отдавать ему часть урожая (уплачивая феодальные повинности – барщину и оброк). В процессе развития феодального общества экономическая зависимость крестьян от феодалов изменялась и дополнялась мерами государственного принуждения: крестьяне не могли покинуть своё хозяйство и прикреплялись к земле. Что касается социального неравенства, то оно закреплялось законом. В управлении государством крестьяне практические не принимали никакого участия. С позиций марксистского формационного подхода феодальное государство рассматривается как орган диктатуры феодалов, орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, важнейшее средство укрепления, развития и охраны экономического базиса такого общества. Сущность государства состоит в диктатуре собственников земли (класса феодалов). Государства феодального типа появились в VI-IХ вв. н.э. в Европе, однако и на сегодняшний день в ряде стран прослеживаются черты феодальных отношений. Например, в Европе формационный подход к основным разновидностям феодального исторического типа государства относит раннефеодальные государства периода феодальной раздробленности (графства, герцогства, княжества), пришедшие им на смену абсолютистские, сословно представительные, дуалистические монархии и свободные торговые города типа Генуи, Венеции и другие.