Файл: Метод эвристического обучения по Хуторскому А. В. Выполнила Сорокина Анастасия Николаевна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод эвристического обучения по Хуторскому А. В.

Выполнила : Сорокина Анастасия Николаевна

ЗПО-211

Хуторский Андрей Викторович

  • российский педагог, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член «Международной педагогической академии», член «Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского», директор «Института образования человека», директор Центра дистанционного образования «Эйдос».
1980–1990-х годах Хуторской вместе с командой провёл исследования, в которых изучил результативность эвристического подхода на уровне школы. Ученику предлагали самостоятельно выстроить траекторию образования по каждой дисциплине. Так выявили, что можно обрести не только знания, но и: личные цели занятий, программы своего обучения; способы освоения изучаемых тем; формы представления и оценки образовательных результатов.  На этом основании Хуторской разработал теорию дидактической эвристики. Это педагогическая система, где образование построено на творческой самореализации учеников и педагогов через создание ими образовательных продуктов.  Технология эвристического обучения включает семь шагов. Рассмотрим на примере изучения темы. Шаг 1. Диагностика уровня развития личностных качеств, необходимых для разных видов деятельности Шаг 2. Фиксирование учениками фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы Шаг 3. Выстраивание личного отношения ученика к теме Шаг 4. Планирование учеником индивидуальной учебной деятельности Шаг 5. Одновременная реализация индивидуальных и коллективной образовательных программ  Шаг 6. Демонстрация творческих образовательных продуктов учеников и их обсуждение Шаг 7. Рефлексия

Методы эвристического обучения

Метод «Вживания»

  • Ребёнок как бы переселяется в изучаемый объект, старается почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт. Это тот самый случай, когда нужно представить себя столом или самолётом, чтобы понять устройство объекта.

Метод смыслового видения

  • Концентрация на образовательном объекте зрения и разума позволяет понять идею объекта. Ребёнок смотрит на объект и при этом анализирует его. Например, какого цвета, размера, запаха хлеб.

Методы эвристического обучения

Метод символического видения

Метод образного видения

  • Ребёнок находит или выстраивает связи между объектом и его символом. Например, между буквой и звуком.
  • Ребёнок обозначает творчески то, что он видит. Например, нарисовать не сам предмет, а образ, то есть на что он похож. Допустим, яблоко — это красный шар.

Метод Придумывали

Метод «Если бы..»

  • Ребёнок создаёт неизвестный ранее продукт. Например, робота, который включает и выключает свет.
  • Ребёнок описывает или рисует картину того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Например, что будет, если вдруг исчезнут все полицейские или на Землю начнут падать звёзды.

Методы эвристического обучения

Метод эвристических вопросов

Метод гиперболизации

  • Родитель задаёт ребёнку семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответы открывают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Ребёнок увеличивает или уменьшает объект познания, его отдельные части или качества. Например, представляет спичку размером с дом.

Метод агглютинации

Мозговой штурм

  • Ребёнок соединяет несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов. При использовании этого метода могут возникать, например, такие образы, как вершина пропасти или сладкая соль.
  • Ребёнок собирает как можно больше идей по заданной теме.

Методы эвристического обучения

Метод синектики

Метод морфологического ящика

  • Родитель вместе с ребёнком обсуждают общие признаки проблемы, выдвигают и отсеивают первые решения, генерируют аналогии.
  • Ребёнок находит новые идеи через составление различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Например, соединяет карандаш и крем для рук. 

Метод инверсии

  • Ребёнок исследует объект с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Например, устройство холодильника: с внешней стороны его можно описать как электрический прибор большого размера и белого цвета, но его основное свойство скрыто внутри — он замораживает продукты.

Методы эвристического обучения

Метод исследования

Метод рефлексии

Метод эвристического наблюдения

Метод конструирование понятий

  • Ребёнок наблюдает и получает новую информацию. Обычно используется в естественно-научных дисциплинах. Например, таяние снега — какие процессы в нём проходят с научной точки зрения.
  • Ребёнок своими словами объясняет предмет или явление.
  • Ребёнок выбирает объект и исследует по плану: цели исследования, план работы, факты об объекте, опыты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, рефлексивные суждения, осознанные результаты, выводы. 
  • Ребёнок проговаривает, чему научился, что узнал, что взял с собой в другие области, что понравилось, что нет, что можно доработать.

Литература

  • Эвристическое обучение Хуторского: что это и кому подходит
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/evristicheskoe-obuchenie-hutorskogo-chto-eto-i-komu-podhodit.

  • Хуторский А. В https://ru.m.wikipedia.org
  • А.В.Хуторский.Личный сайт. https://khutorskoy.ru/