Файл: По дисциплине Оценка эффективности реализации государственных проектов.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Программы модернизации и инновационного развития
2 Оценка эффективности программ модернизации и инновационного развития в России
2.1 Факторы, оказывающие влияние на эффективность программ развития
2.2 Основные показатели реализации программ модернизации и инновационного развития
2.3 Проблемы и перспективы реализации программ модернизации и инновационного развития
Кафедра Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
Рейтинговая работа
по дисциплине «Оценка эффективности реализации государственных проектов»
Государственные программы по направлению «Инновационное развитие и модернизация российской экономики»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности
Оглавление
Введение 2
1 Программы модернизации и инновационного развития 4
2 Оценка эффективности программ модернизации и инновационного развития в России 6
2.1 Факторы, оказывающие влияние на эффективность программ развития 6
2.2 Основные показатели реализации программ модернизации и инновационного развития 8
2.3 Проблемы и перспективы реализации программ модернизации и инновационного развития 15
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 18
Введение
В настоящее время человеческая цивилизация находится на рубеже смены технологических укладов. Концепция технологических укладов базируется на теории научно-технического прогресса.
Сегодня, в условиях формирования ориентиров стратегического развития и модернизации российской экономики, перед органами государственной власти стоит ряд задач, связанных с достижением приоритетных целей долгосрочного социально-экономического развития — это создание высокого уровня благосостояния населения при эффективном использовании экономического потенциала страны; повышение инвестиционной привлекательности отраслей и территорий; достижение конкурентоспособности отечественных производителей за счет инновационной направленности производства и роста его эффективности; выхода значительной доли бизнеса из теневой экономики; повышение эффективности человеческого капитала, а также создание благоприятного инвестиционного климата для эффективного взаимодействия органов государственной власти, общественных и научных организаций и бизнес-сообщества. Одним из инструментов достижения стратегически важных государственных задач обеспечения устойчивого экономического роста, ускорения научно-технологического прогресса, развития цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов являются инвестиционные ресурсы. Так, в 2018 году Президентом России В. В. Путиным была поставлена перед Правительством Российской Федерации стратегическая задача по достижению ключевых показателей национальных проектов к 2024 году. Национальные проекты включают 12 основных направлений социально-экономического развития — это здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, автодороги, рынок тру да, наука и другие сферы деятельности и отрасли экономики, предусматривающие объем денежных средств в размере 25 триллионов рублей. При этом следует отметить, что национальные проекты являются инструментом для привлечения бизнеса в экономику страны с целью создания условий для социально-экономического развития регионов. В условиях ограниченности иностранного капитала и государственных бюджетных средств, являющихся движущей силой для развития национальной экономики, появляется необходимость поиска новых источников и драйверов экономического роста.
1 Программы модернизации и инновационного развития
На основании Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» в России действуют следующие программы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Программы модернизации и инновационного развития
Отрасль | Программа | Период | Цель программы |
Фармацевтика и медицина | Развитие фармацевтической и медицинской промышленности | 2013-2020 | Создание инновационной промышленности |
Космос | Космическая деятельность | 2013-2020 | Обеспечение необходимого доступа и присутствия в космосе |
Атомная энергетика | Ядерные энерготехнологии нового поколения | 2010-2020 | Развитие атомной энергетики |
Информация | Информатизация экономики | 2009-2020 | Развитие информационных технологий |
Электронная и радиоэлектронная промышленность | Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности | 2013-2025 | Повышение конкуренции радиоэлектронной промышленности |
Судостроение | Развитие судостроения | 2013-2020 | Достижение целей конкуренции отрасли |
Авиационная промышленность | Развитие авиационной промышленности | 2013-2025 | Создание высоко конкурентных предприятий отрасли |
Наука и технологии | Развитие науки и технологий | 2009-2025 | Формирование конкурентного сектоар экономики |
2 Оценка эффективности программ модернизации и инновационного развития в России
2.1 Факторы, оказывающие влияние на эффективность программ развития
Сегодня повышение экономического потенциала
, инвестиционной привлекательности и создание благоприятного инвестиционного климата в России определяется возможностью развития национальной экономики с учетом ее ресурсной, институциональной и законодательной базы, а также способностью адекватного ответа на внешние вызовы и угрозы под воздействием глобализации экономики. Стоит определить факторы, определяющие перспективы и направления развития национальной экономики в современных условиях:
-
Антироссийские санкции являются ограничительными мерами для развития национальной экономики, привлечения сторонних инвестиций, развития финансовой и инновационной сферы и носят экономический и политический характер. Результатом применения данных мер по отношению к российской экономике стало развитие отечественных секторов экономики: сельского хозяйства, промышленности и сферы туризма. -
Ускорение технологического развития мировой экономики создает ситуацию повышения конкурентоспособности на международных инновационных рынках, особенно в высокотехнологич ных отраслях экономики среди стран-участников. Возрастает угроза снижения спроса и цен на ключевые товары отечественного сырьевого экспорта, сокращения поступлений в экономику финансовых средств, что может блокировать реализацию стратегических инвестиционных проектов, направленных на повышение роли России в глобальной экономике. -
Развитие цифровизации мирового экономического пространства способствует повышению экономической эффективности деятельности компаний, отраслей экономики и стран, занимающихся исследованиями и разработками в сфере цифровых технологий. Происходит создание новых высокоэффективных производств, технологий и обмен ими в общемировом масштабе, а также формируются новые предпосылки инновационной трансформации, расширения и развития мирового рынка [1]. -
Глобализация проявляется в интеграции мировых экономик с целью формирования единого общемирового финансово-информационного пространства [2]. -
Усиление конкурентной борьбы в глобальном масштабе за факторы, определяющие конкурентоспособность. Современная национальная экономическая система России не обладает достаточными конкурентными преимуществами по сравнению со странами — лидерами в области экономического развития и инноваций.
Сегодня устойчивое инновационно-инвестиционное развитие страны может обеспечить высокую динамику экономического роста, повышение производительности факторов производства в ведущих отраслях экономки и наращивание конкурентного потенциала российского бизнеса на международных рынках путем разработки и реализации новых инвестиционных проектов инновационной направленности в результате создания эффективной системы интегрированного взаимодействия науки, производства и образования [3].
6. Происходит возрастающее влияние экзогенных факторов на национальную экономику и национальную безопасность, ориентиры — повышение конкурентоспособности, организация импортозамещающего производства (технологий, товаров, услуг) и создание благоприятных условий для экономического роста [4, 5].
2.2 Основные показатели реализации программ модернизации и инновационного развития
Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года
Показатели | 2018 | 2020 |
1. Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, млрд. руб. | 22,5 | 27,2 |
2. Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, % | 73,6 | 95,4 |
3. Позиция России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», место | 20 | 20 |
4. Количество рабочих мест, созданных резидентами особых экономических зон (накопительным итогом),ед. | 31617 | 34858 |
5. Объем инвестиций резидентов особых экономических зон (накопительным итогом), млрд. руб. | 353,8 | 390,0 |
6. Объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, за счет прямой поддержки некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (нарастающим итогом), млрд. руб. | 62,1 | 85,1 |
7. Объем вложений частных средств в инвестиционные проекты предприятий реального сектора экономики, реализуемые в рамках «фабрики» проектного финансирования, млрд. руб. | 87,0 | 710,5 |
Сегодня созданная на территории Российской Федерации инновационная инфраструктура не в полной мере отвечает мировым тенденциям развития инновационного потенциала реального сектора.
Важнейшие отрасли экономики России (нефтегазодобыча, обрабатывающая и лесная промышленность, приборостроение, финансовый сектор, сфера услуг) являются аутсайдерами по таким показателям, как инвестиции в НИОКР, соотношение затрат на исследования и разработки к объему продаж в сравнении с мировыми лидерами.
В федеральном бюджете на стимулирование инновационного развития экономики предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2018 год в размере 42,5 млрд рублей, на 2019 год — 41,0 млрд рублей, на 2020 год — 41,4 млрд рублей, что в десятки раз меньше затрат на аналогичные проекты в США (2018 год ≈ 450 млрд $) [6].
Поэтому одним из ориентиров стратегического развития страны и ее регионов должно стать формирование современной модели инновационноинвестиционного развития, предусматривающей субъект и объект управления, ресурсный блок, крупные и локальные подсистемы, инвестиционные драйверы развития и эффективные взаимосвязи между органами государственной власти, субъектами экономической деятельности, научными организациями и институтами (особенно в сфере исследований и разработок) [7].
Учитывая особенности, проблематику и ориентиры социально-экономического развития страны, направления инвестиционной политики, а также факторы и условия формирования устойчивой инновационной экономики, авторы предлагают следующую комплексную модель инновационно-инвестиционного развития страны (рис. 1).
Рисунок 1 – Комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны
Комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны представляет собой сложную систему, имеющую множество параметров и блоков управления, включающую этапы «входа-выхода».
В рамках заданных направлений развития (инвестиционная и инновационная сферы — объекты управления), являющихся ключевой движущей силой экономического роста, определяются современные тенденции и ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности, конкурентные преимущества, а также происходит корректировка основной модели развития страны.
При этом для достижения цели и задач необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инвестиционного и инновационного процессов с целью координации и обеспечения условий для достижения установленных показателей, повышения результативности их деятельности, а также развития инновационно-инвестиционного цикла на каждом этапе функционирования системы.
Модель должна служить катализатором инвестиционно-инновационных процессов, обеспечивающих повышение результативности и эффективности этапов, начиная от зарождения инновационной идеи и заканчивая выпуском современной продукции, а также служить инструментом для разработки и реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики и формирование благоприятного инвестиционного имиджа как регионов, так и страны в целом.