Файл: По дисциплине Оценка эффективности реализации государственных проектов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Позиция России в международном сопоставлении инвестиционной активности стран представлена в табл. 3.

Таблица 3 – Показатели инвестиционной активности стран за 2019 год

Показатели

Страна

Значение

Годовой прирост ВВП, %

РФ

1,5

США

2,3

КНР

6,9

Япония

1,7

Германия

2,2

Чистые инвестиции в нефинансовые активы (% ВВП)

РФ

2,5

США

1,6

КНР

0,04

Япония

1,2

Германия

0,6

Валовое накопление основного капитала, $

РФ

342,2

США

3,6

КНР

5,1

Япония

1,2

Германия

747,2


Согласно данным табл. 3, годовой прирост ВВП России составляет в среднем 1,5 % в год, при динамике ВВП Китая — 6,9 %, США — 2,3 %. Так, незначительный рост ВВП России обусловлен рядом факторов, среди них неблагоприятная геополитическая ситуация, антироссийские санкции, кризисные ситуации в экономике, падение цены на нефть ниже 50 долларов.

Валовое накопление основного капитала в России составляет 342,2 млрд $, что в десятки раз ниже, чем в США (3,6 трлн $) и Китае (5,1 трлн $).

Сегодня отечественными и зарубежными экономистами в области исследования и развития приоритетных секторов национальной экономики отмечается недостаточность и ограниченность финансовых средств, необходимых для повышения потенциала наукоемкого высокотехнологического комплекса и обеспечения ускоренного роста экономки России. Также существуют проблемы в части неэффективного и нецелевого использования государственных финансовых средств, направляемых на модернизацию отечественной экономики, а также увеличивающийся отток прямых иностранных инвестиций.

Для того чтобы своевременно отвечать на внешние вызовы и угрозы, России необходимо совершенствовать
подходы и меры государственной поддержки, искать новые источники и драйверы экономического развития, интегрироваться в мировую экономическую систему и преодолеть сохраняющуюся изоляцию. Успешное решение сложившихся проблем зависит от эффективного взаимодействия органов государственной власти с субъектами экономической деятельности, а также от результативности принимаемых мер по государственной поддержке бизнеса и снижению административного давления на них.

На данном этапе необходимо активнее инвестировать в науку в области нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта, цифровых технологий, а также реализовывать инфраструктурные инвестиционные проекты, что позволит создать совершенно новые отрасли экономики и будет иметь фундаментальное значение и экономический эффект для развития национальной экономики. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие между научными организациями (институтами) и субъектами экономической деятельности для обмена опытом и внедрения в производство новых уникальных по своим свойствам технологий, товаров у услуг [8].

Вместе с тем успешное формирование и совершенствование экономической системы в решающей степени будет определяться состоянием и готовностью государственных органов власти к эффективному взаимодействию с субъектами экономической деятельности, а деловой среды — к восприятию инновационных и инвестиционных императив.

Одним из условий проведения эффективной государственной политики в части модернизации экономики является привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации. Для этого органы государственной власти должны создавать все условия для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, развития предпринимательской и инновационной деятельности, совершенствовать мероприятия в части административной, финансовой и налоговой политики, проводить бенчмаркинг тарифов естественных монополий.

Оценка положения стран по условиям ведения бизнеса показала, что по сравнению со 190 странами, включая страны БРИКС, ЕАЭС и США, в 2018 году Россия находилась на 40-м месте, а в 2019 году поднялась на 31-е место с наилучшими показателями по ряду критериев.

Наиболее проблемными факторами ведения бизнеса в России стали: получение разрешений на строительство — 48-е место, международные торговые операции 99-е место, защита миноритарных инвесторов — 57-е место, разрешение неплатежеспособности — 55-е место (табл. 3). Обеспечению должного уровня конкурентоспособности и созданию предпосылок для развития национальной экономики препятствуют сохраняющиеся высокие издержки взаимодействия бизнессообщества с государственными органами власти (рис. 4).



Таблица 4 – Рейтинг стран по благоприятным условиям и факторам ведения бизнеса за 2019год




США

КНР

Казахстан

РФ

Беларусь

Индия

Бразилия

Легкость ведения бизнеса (общая оценка)

8

13

28

31

37

37

109

Регистрация предприятий

53

20

36

32

29

137

140

Получение разрешения на строительство

26

2

35

48

46

52

175

Регистрация собственности

38

19

28

12

5

166

137

Получение кредита

3

99

60

22

85

22

99

Защита миноритарных инвесторов

50

15

1

37

51

7

48

Налогообложение

37

29

56

53

99

121

184

Международная торговля

36

58

102

99

25

80

106

Обеспечение исполнения контрактов

16

11

4

18

29

163

48

Разрешение неплатежеспособности

3

23

37

55

72

108

77


Большинство современных исследователей в области экономического развития под инвестиционными драйверами подразумевают крупные инфраструктурные проекты, отрасли и секторы народного хозяйства
, в которых преобладают наукоемкие технологии, обеспечивающие существенный вклад в конкурентоспособность страны на международном уровне.

Основные направления экономического развития страны, особенно в части повышения инновационного и инвестиционного потенциала ежегодно обсуждаются на международных экономических форумах и конференциях с непосредственным участием органов государственной власти, потенциальных инвесторов и субъектов деловой среды. Реализация обозначенных ключевых инвестиционных драйверов станет одним из инструментов для формирования модели устойчивого экономического роста, основанной на инновационном развитии, модернизации и диверсификации стратегически важных отраслей экономики, а также эффективном взаимодействии органов государственной власти, бизнес-сообщества и научных организаций.

Сегодня наблюдаемые параметры деловой среды функционирования российского бизнеса свидетельствуют о недостаточной эффективности сложившейся системы взаимодействия государственных органов власти и субъектов экономической деятельности в рамках реализации крупных инвестиционных, инновационных, инфраструктурных проектов.

2.3 Проблемы и перспективы реализации программ модернизации и инновационного развития




В настоящее время экономическое развитие многих регионов России серьезно осложнено рядом факторов, которые в совокупности образуют «механизм торможения», сдерживающий социально-экономический рост страны.

Поэтому органам государственной власти необходимо создавать условия (формальные, неформальные) для стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, внедрять современные механизмы государственной поддержки для привлечения инвестиций в экономику региона. Наиболее эффективной моделью реализации перспективных инвестиционных направлений является участие субъектов экономической деятельности в софинансировании проектов, предусматривающих бюджетные средства. В современном понимании эффективное партнерство государства и бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс в целях реализации национальных, стратегических и масштабных проектов, предусматривающих развитие стратегически важных отраслей экономики, в том числе и социальной сферы.

Главным драйвером инвестиционной активности выступает государство, которое с помощью финансово-экономических инструментов и механизмов, а также совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы, обеспечивает экономическое стимулирование инновационной деятельности и эффективное взаимодействие всех участников инвестиционного процесса. Сегодня привлечение инвестиционных ресурсов в национальную экономику способствует формированию устойчивого экономического роста,
ускорению научно-технологического прогресса, развитию цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Заключение



Показательным примером успешной реализации инвестиционного драйвера является строительство и реализация проекта — Крымский мост через Керченский пролив в 2018 году, строительство линии нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и ряд других.

Следует отметить, что реализация обозначенных ключевых инвестиционных драйверов станет одним из инструментов для формирования модели устойчивого экономического роста, основанной на инновационном развитии, модернизации и диверсификации стратегически важных отраслей экономики.

При этом одним из ориентиров стратегического развития страны и ее регионов должно стать формирование современной модели инновационно-инвестиционного развития, предусматривающей внедрение научно-технических знаний, инновационных проектов и технологий, направленных на повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности регионов и развитие цифровой экономики.

Выход экономики страны и ее регионов на современный уровень конкурентоспособности и обеспечение должного уровня экономической безопасности в значительной мере будет определяться восприимчивостью деловой среды к инновационным императивам и способностью генерировать инвестиционные драйверы для обеспечения и реализации стратегических проектных решений и создания предпосылок для экономического роста страны.

Список использованных источников и литературы





  1. Косов Н. С. Основы макроэкономического анализа. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017. 140 с. ISBN 978-5-8265-0606-6.

  2. Смоленская С. В. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности // Роль государственного регулирования: вызовы современной экономики: сб. науч. тр. Ульяновск: Изд-во УлТГУ, 2017. С. 26–31. ISBN 978-5-9795-1697-4.

  3. Астахов А. С., Бушуев В. В., Голубев В. С. Устойчивое развитие и национальное богатство России. М.: ИАЦ Энергия, 2019. 156 с.

  4. Маковецкий М. Ю. Инвестиции как ключевой фактор экономического роста // Финансы и кредит. 2017. № 4 (244). С. 55–62.

  5. Татаркин А. И. Программно-проектное развитие регионов как условие устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. № 4. С. 46–55.

  6. Бюджет для граждан. К Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 год». URL: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2017/12/main/BDG_2018_FINAL.pdf (дата обращения: 10.01.2019)

  7. Михайлов Д. И. Инвестиции в фокусе // Стратегия. 2015. № 3 (21). С. 24–31.

  8. ДР: Деловая Россия. URL: https://deloros.ru (дата обращения: 20.05.2020).

  9. Березнев С. В., Мамзина Т. Ф., Начева М. К. [и др.]. Формирование и оценка инвестиционного потенциала региона: моногр. М.: Экономическая газета, 2018. 234 с. ISBN 978- 5-905735-31-8.

  10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 20.05.2020).

  11. GDP growth (annual %) // World Bank. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG (дата обращения: 20.05.2020).

  12. Net investment in nonfinancial assets (% of GDP) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/GC.NFN.TOTL. GD.ZS (дата обращения: 20.05.2020).

  13. Gross fixed capital formation (current US$) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT. CD?locations=RU-US-DE-JP-CN (дата обращения: 20.05.2020).

  14. Рейтинг стран // Всемирный банк. URL: http://russian. doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 20.05.2020).