Файл: Роль государственных финансов в регулировании территориальных пропорций социальноэкономического развития.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Экономика»
Роль государственных финансов в регулировании территориальных пропорций социально-экономического развития.
(тема практического задания)
ФИО студента | Ковбасюк Григорий Алексеевич |
Направление подготовки | Социальная работа |
Группа | СР-К-О-Д-2021-2-11 |
| |
Руководитель | Парасоцкая Наталья Николаевна |
| |
Москва
Содержание
Введение 3
Теоретические основы финансового регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития 5
Территориальные задачи, факторы, группировка 9
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2022 и 2023 годов. 14
Основные итоги социально-экономического развития Центрального федерального округа 17
Заключение 21
Литература: 24
Введение
В современных условиях проблема системного и равномерного развития остается актуальной для большинства регионов нашей страны. Сбалансированное развитие территориальных пропорций Российской Федерации предполагает обеспечение условий, дающих возможность каждому региону иметь необходимые для комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона. Достижение этой цели зависит от того, как федеральные и региональные власти реагируют на изменения внешней и внутренней среды. Рост эффективности управления региональными социально-экономическими процессами, совершенствование используемых финансовых методов обеспечения устойчивости развития экономики регионов становится одним из стратегических приоритетов развития РФ.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современное время стоит вопрос о необходимости финансового регулирования территориальных пропорций, а также выравнивания уровней социально-экономического развития территориальных пропорций. Потому что в Российской Федерации одной из главных проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов в силу разных климатических условий, исторических традиций, географическому расположению, но также в неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов.
Также не стоит забывать, что в силу федеративного устройства нашего государства выгоднее всего производить разграничение бюджетных полномочий, и должно основываться на принципе достаточности ресурсов, чтобы осуществлять расходные права. На современном уровне Федерации мы наблюдаем перевес в сторону доходных полномочий, однако на иных этапах бюджетной системы совершается перевес в сторону расходных обязательств.
При регулировании территориальных пропорций участвуют главным образом государственные и муниципальные финансы. Регулирование осуществляется через предоставления дотаций, субсидий, субвенций бюджетам другого уровня бюджетной системы, путем формирования и использования территориальных фондов регулирования, а также различных форм бюджетного кредита.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Благодаря категории финансов осуществляется данный процесс.
Государственные финансы занимают важное место в механизме рыночных отношений, которые регулируются со стороны государства, так и в структуре рыночных отношений, они являются одновременно важным инструментом реализации государственной политики и неотъемлемой частью этих самых отношений. Поэтому, в настоящее время как никогда важно глубоко разбираться в особенностях их функционирования, хорошо знать сущность финансов, видеть способы наиболее полного и полезного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Над изучением регулирования территориальных пропорций, межбюджетных отношений, занимались российские и зарубежные ученые. В области организации межбюджетных отношений наиболее плодотворны исследования следующих авторов: Сидоровой Е.Н., Татаркина Д.А., Лаврова А., Зайделя Б., Филиной М.А.В.
Также над исследованиями вопросов, касающихся с регулированием территориальных пропорций можно выделить работы Шинкевича А. И., Варданяна Э. А., Родионовой В.М., Растворцевой С.Н., Павловой Л.П. и др.
Теоретические основы финансового регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития
Финансы как распределительные отношения не отделимо связаны с другими стадиями воспроизводственного процесса, действуя на производство и потребление, по этой причине многие экономические процессы имеют зависимость от того, как будет работать такой механизм, как финансовые отношения. Таким образом, главенствующую роль играет финансовое регулирование. Субъектом которого выступает государство. В силу ограничений, которые объясняются использованием административных методов. Государство в лице Правительства или Центральный Банк применяют экономические методы: денежно-кредитные и финансовые.
Государственное регулирование процессов экономики, государственное финансовое регулирование, нацелено на то, чтобы избавляться возникающих диспропорции, как отраслевые, когда отдельные сегменты экономики развиваются очень быстро, то возникает угроза оказаться в ситуации перепроизводства, также и шанс оказаться с территориальными проблемами. Также, не менее важным фактором экономического развития выходит социальная стабильность. Таким образом, финансовое регулирование связано и с ее достижением.
В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени районы Востока России значительно уступают по этим показателям Западной зоне страны. Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой стороны — как подсистема народного хозяйства. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.
Финансовое регулирование осуществляется, во-первых, за счет стимулирования одних сегментов экономики путем концентрации в них финансовых ресурсов и, во-вторых, за счет сдерживания других сегментов на основе ограничения размера поступающих в них финансовых ресурсов.
Исходя из всего вышесказанного, получаем следующее определения понятия «финансовое регулирование». Финансовым регулированием является воздействие на социальные и экономические процессы, которое направлено на предотвращение возможных и устранение уже имеющихся диспропорций, а также на развитие передовых технологий и обеспечение социальной стабильности за счет аккумулирования финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения их роста в других.
Из определения финансового регулирования можно вывести основные его направления и соответствующие им объекты. Финансовое регулирование ориентировано на устранение возникающих диспропорций, как отраслевой структуры экономики, так и территориальных пропорций, а также социальной структуры.
Финансовое воздействие на территориальные пропорции необходимо для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, а также неравномерности размещения природных ресурсов имеются резкие диспропорции в экономическом потенциале регионов. Так, например, восточные и западные земли Германии аграрный юг и промышленный север в Испании и Италии; и тому подобное. В РФ дифференциация экономического потенциала различных регионов, численности населения, климатических условий также требует выравнивания территориальных пропорций.
Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.
Между экономическим и финансовым регулированием существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Финансовое регулирование традиционно является составной частью государственного (экономического) регулирования. Развитие международных связей и глобализация межгосударственных экономических отношений, высокая востребованность и одновременно дефицитность финансовых ресурсов обусловливают целесообразность углубления финансового регулирования, расширения и укрепления применяемого в данной области инструментария. В свете изложенного, наряду с налоговым и неналоговым (бюджетным и долговым) регулированием, вполне правомерным и своевременным представляется выделение таможенно-тарифного регулирования в качестве самостоятельного структурного элемента финансового регулирования с присущим ему специальным методическим обеспечением. Векторы трансформации экономической и финансовой политики. По мере развития экономики и в зависимости от динамики изменений ее состояния эволюционируют целевые установки экономической политики. В свете происходящих в современном мире глобальных процессов вполне обоснованным и своевременным представляется внесение корректив в ключевую задачу экономической политики. Так, в течение 2019 г. и в начале (январе - феврале) 2020 г. в центре внимания
Территориальные задачи, факторы, группировка
При преобладании регионального фактора ослабевает внимание к производственным и непроизводственным сферам, имеющим ключевое значение в национальных масштабах. Следовательно, все это требует от общегосударственных органов учета интереса территорий при решении национальных задач, а от региональных органов — учета общегосударственных интересов при решении территориальных проблем.
Территориальные пропорции выступают мерой динамической характеристики территориальной структуры хозяйства, совершенствование которой является одним из неотъемлемых аспектов государственной региональной политики. Изучение основных территориальных пропорций в региональной экономике имеет принципиальное значение. В нашей стране существуют значительные различия в особенностях пространственного размещения и развития производительных сил, в подходах к формированию их территориальной структуры. Европейские регионы Российской Федерации в силу многих обстоятельств, в том числе природно-климатических, экономических и исторических условий, более развиты в экономическом отношении. Региональные диспропорции существовали всегда — ив размещении населения и природно-ресурсного потенциала, и в экономических приоритетах развития.