Файл: Роль государственных финансов в регулировании территориальных пропорций социальноэкономического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди факторов, имеющих общий для всех отраслей экономики регионов Российской Федерации характер влияния, можно отметить следующие:

• сложившийся уровень экономического развития регионов и концентрации производственных мощностей;

• уровень обеспеченности и состояние промышленно-производственного аппарата;

• обеспеченность важнейшими ресурсами;

• состояние инфраструктуры;

• размещение трудовых ресурсов и др.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и посредством рыночных инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом:

• макроэкономические (общеэкономические);

• мезоэкономические (отраслевые и региональные);

• микроэкономические (внутриотраслевые и внутрипроизводственные);

• мегаэкономические (межгосударственные, международные).

Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

Главной целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое, бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.


Определенную сложность создает наличие большого количества субъектов Российской Федерации, что увеличивает проблемы государственного управления, снижает его эффективность, способствует дублированию многих государственных функций на региональном уровне, многократно увеличивает управленческий аппарат. Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику преобразований и социально-экономическую политику.

Учреждение федеральных округов и института полномочных представителей Президента Российской Федерации предполагало решение следующих задач в рамках определенных территорий:

  • реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

  • контроль за исполнением решений федеральных органов власти;

  • реализация кадровой политики главы государства;

  • регулярное представление Президенту Российской Федерации докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положениях в округах.

Формой регулирования регионального развития было создание ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, где прослеживалась тенденция укрупнения макрорегионов в виде восьми межрегиональных ассоциаций: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Большой Урал», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье». Важно отметить, что межрегиональные ассоциации снизили сложившуюся социально-экономическую асимметрию между крупными экономическими районами. Однако в такой ситуации чрезмерные различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов представляли угрозу для устойчивости территориальной структуры экономики и целостности единого экономического пространства страны.

Безусловно, одним из важнейших факторов экономического роста в регионах выступает уровень накопленных инвестиций в основной капитал. В этой связи, наиболее репрезентативной их характеристикой является оценка удельного веса регионов в Российской Федерации по величине стоимости основных фондов за вычетом износа.



Исследование территориальных сдвигов в размещении экономического потенциала и в уровне экономической активности предопределяет необходимость решения вопроса о степени результативности управляющих воздействий государства на пространственное развитие страны. При этом необходимо учитывать взаимосвязь бюджетной и социально-экономической устойчивости регионов.

Следует учитывать, что экономический рост является источником возрастания капитала в национальной экономике. Вопросы их взаимосвязи, влияния сбалансированности капиталообразования на развитие национальной экономики нашли широкое отражение в экономической теории и научных исследованиях.

На современном этапе экономического развития России действенность системы его государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях в значительной степени будет определяться эффективностью используемой модели управления пространственным развитием страны, одним из ключевых направлений анализа и оценки которой должна стать сводная (интегральная) оценка ее эффективности. Данная оценка характеризует эффективность проводимой региональной политики, с позиций повышения общей конкурентоспособности национальной экономики за счет фактора гармонизации пространственного развития страны, снижения уровня межрегиональной дифференциации ее социально-экономического развития. В качестве ключевого базового индикатора, лежащего в основе данной оценки, используется показатель ВРП регионов как наиболее репрезентативный в практике межрегиональных сопоставлений показатель, определяющий уровень развития и экономическую активность в регионе.
Анализ данных таблицы позволяет выявить отрасли специализации отдельных федеральных округов, определить, какие из них являются наиболее развитыми, обладающими диверсифицированной экономикой.

А где таблица?

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период 2022 и 2023 годов.


Наряду с названными выше мерами, проводимой в целях преодоления пандемического кризиса контр-циклической бюджетной политикой предусмотрены возможности для эффективного применения следующих стабилизирующих механизмов:

1) увеличение расходов в пределах размера резервного фонда;

2) замещение выпадающих нефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями;

3) проведение долговой политики, контр-циклической по отношению к внешним условиям.


Чрезвычайный характер и масштабность возникших в период пандемии проблем инициировали проведение ряда специальных мероприятий по поддержке регионов, что отразилось на снижении бюджетных доходов. В целом совокупный размер государственной поддержки бизнеса и населения, получивший название «фискального импульса», составил в 2020 г. более 9,0% ВВП10.

Новации в 2021 г. и на перспективный период. Антикризисные меры, предпринятые Правительством Российской Федерации в 2020 г., сохраняют свое значение и направленность в 2021 г. Восстановлению экономики способствует исполнение Общенационального плана действий, в котором систематизированы мероприятия по повышению занятости, росту доходов, структурным изменениям в экономике11. В условиях сохраняющихся рисков макроэкономической нестабильности значение имеет управление средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). По состоянию на 01.02.2021 объем ФНБ составил 179,0 млрд долл. США (13 649,30 млрд рублей), или 11,8% ВВП. Для сравнения: на начало 2020 г. объем ФНБ был значительно ниже — 125,56 млрд долл. США (7 773,06 млрд рублей), или 6,8% ВВП12. Следует указать на положительную тенденцию: за период с 01.01.2020 по настоящее время наблюдается существенное увеличение объема средств Фонда, а также его удельного веса в составе ВВП, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Необходимость поддержки федерального бюджета и бюджетной системы в целом в сбалансированном состоянии обусловила особенности проведения бюджетной политики в 2021 г. Ее ключевой задачей является наблюдение за динамикой государственных расходов. Зарубежные исследователи указывают на многогранность данного понятия; некоторые авторы отождествляют государственные и публичные расходы. В ряде работ отмечается важность принятия превентивных мер в управлении расходами бюджетов, обращается внимание на потребность в их всестороннем нормативно-правовом обеспечении.

Улучшение ситуации возможно на основе рекомендаций о целесообразности «переориентации части инвестиций ФНБ в российскую экономику при сохранении некоторых вложений за рубежом для минимизации риска». Для решения данной задачи наиболее приемлемы следующие меры:

1) инвестирование «в высоколиквидные активы с низким уровнем риска для обеспечения возможности их быстрой мобилизации с целью покрытия дефицита федерального бюджета»;


2) вложение «в высокодоходные рисковые ценные бумаги российских и иностранных эмитентов»;

3) в целях «снижения зависимости доходов бюджетов разного уровня от конъюнктуры рынка перечисление части налогов в ФНБ, что позволит сохранить контр-циклический характер бюджетной политики»

В среднесрочной перспективе предполагается стабилизация ежегодных темпов прироста ВВП на уровне выше 3%; прогнозируется постепенное снижение безработицы: 5,2% (2021 г), 4,7% (2022 г.), 4,6% (2023 г.); рост экономической активности; восстановление реальных располагаемых доходов населения на уровне 2,4-2,5% в 2022-2023 гг.

Основные итоги социально-экономического развития Центрального федерального округа


Федеральная служба государственной статистики представляет статистический обзор о социально-экономическом положении Центрального федерального округа.

Центральный федеральный округ занимает 3,8% территории России, на его долю приходится 26,9% населения страны.

Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности в 2021 г. составил 114,4 трлн рублей, или 133,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" по сравнению с 2020 г. составил 122,8%.

Индекс цен производителей промышленных товаров, составил 113,6%. Индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2020 г. составил 95,6%. Удельный вес Центрального федерального округа в общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяйственные организации, крестьянские /фермерские/ хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) в 2021 г. составил 28,4%.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 114,1%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2021 г. составил 2892,7 млрд рублей, или 104,4% к уровню 2020 года. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 26,8%.

В 2021 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 29,2 млн кв. метров общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых и нежилых зданиях, жилых домах, что к уровню 2020 г. составило 114,3%3).