Файл: Задача Формирование продуктовой стратегии предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача 1. Формирование продуктовой стратегии предприятия

Постановка задачи

Предприятие специализируется на выпуске фотоаппаратов, кинокамер и высокоточных оптических приборов. В последние годы им освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет потребителей в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основными потребителями оптических приборов являются медицина и сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в гривнах за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции

Объем реализации по годам,

тыс. грн.

Доля рынка, 2010 г.,%

2009 г.

2010 г.

предприятия

конкурента

Фотоаппараты для России и ближнего зарубежья

3400

2800

44

22

Фотоаппараты для развивающихся стран

590

649

37

24

Фотоаппараты для Западной Европы

78

111

11

8

Кинокамеры для России и ближнего зарубежья

1850

2405

11

9

Кинокамеры для развивающихся стран

190

448

21

10

Видеокамеры для России и ближнего зарубежья

40

90

1

6

Оптические приборы для армии и флота

580

348

40

18

Оптические приборы для медицинских организаций

980

686

16

16

Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности

1100

600

2

5


Задание

Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Решение

Определим темп роста для фотоаппаратов для России и ближнего зарубежья:

2800/3400 = 0,82

ОДР для продукта № 1 = 44:22 =2.

Общий объем реализации продукции в 2010 г. составляет: 2800+649+111+2405+448+90+348+686+600 = 8137 тыс. грн.

Табл.1

Исходные данные для построения матрицы БКГ


№ продукции

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9
Темпы роста рынка

0,82

1,1

1,42

1,3

2,36

2,25

0,6

0,7

0,55

Относительная доля рынка

2

1,55

1,38

1,33

2,10

0,17

2,23

1

0,4

Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, %

35

8

1

30

6

1

4

8

7


5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е объем продаж постоянен, и относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример матрицы БКГ см. на рис. 1.)
П
1,5


РР

1,0
остроим матрицу БКГ
ОДР

0,6

1,8

0,5

1,2

0


Анализ матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.

Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:

  • убрать из продуктового портфеля предприятия;

  • увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;

  • изменить относительную долю на рынке;

  • увеличить инвестирование;

  • ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.

При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продук­тового портфеля:

  • «звезды» оберегать и укреплять;

  • по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

  • для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

  • «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;

  • комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

  • комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

  • комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.



Задача 2. Оценка стратегических зон хозяйствования предприятия

Постановка задачи


На предприятии выделены шесть потенциальных стратегических зон хозяйствования или видов бизнеса (СЗХ). Экономическая характеристика каждой СЗХ представлена в табл. 1.


Таблица 1

Экономическая характеристика СЗХ

СЗХ

Показатели

1

2

3

4

5

6

Рост рынка, %


14

18

4

20

6

5

Относительная доля на рынке

2

0,2

1,8

3,0

2,2

0,7

Объем реализации, тыс. грн.

30

5

45

20

45

5

Покрытие затрат, тыс. грн.

10

4

20

3

15

1

Прибыль, тыс. грн.


5

2

10

2

10

1

Доля покрытия затрат


















Задание


1. Рассчитать долю покрытия затрат.

2.Сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ.

3. Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.

Решение


1. Рассчитаем долю покрытия затрат.
2. Построим матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ.

П
1,5

РР

1,0
остроим матрицу БКГ
ОДР


0,6

1,8

0,5

1,2

0


В качестве критериев оценки СЗХ рассматриваются: темпы роста рынка отрасли и относительная доля рынка. В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0, т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице намеченные объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов различной величины, а покрытие затрат — сегментом в этих кругах.
3. Обоснование выбора перспективных СЗХ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ.

Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СЗХ могут включать:

изменение объемов реализации: цены или количества;

снижение уровня постоянных затрат;

снижение уровня переменных затрат и т.п.

Задача 4.Расчет показателей деятельности предприятия

Постановка задачи


Результаты деятельности предприятия за текущий год характеризуются показателями, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Показатели деятельности предприятия


Показатель

Ед. изм.

Значение

Выручка от реализации Vр

тыс.грн.

8200

Переменные затраты Зv

тыс. грн.

4500

Покрытие затрат П3

тыс. грн.

3700

Доля покрытия затрат Dпз




0,46

Фактор цены Фц




1,83

Постоянные затраты Зс

тыс. грн.

700

Точка безубыточности ВЕ

тыс. грн.

1521,74

Задание

1. Определить требуемые значения показателей на следующий год:


  • при достижении той же величины покрытия затрат (П3 = 3700);

  • при сохранении постоянных затрат на том же уровне (Зс =700);

  • при снижении доли покрытия затрат (Dпз = 0,35).

2. Обосновать расчеты и объяснить взаимосвязи показателей.

Решение