Файл: Задача Формирование продуктовой стратегии предприятия.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача 1. Формирование продуктовой стратегии предприятия
Постановка задачи
Предприятие специализируется на выпуске фотоаппаратов, кинокамер и высокоточных оптических приборов. В последние годы им освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет потребителей в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной Европы. Основными потребителями оптических приборов являются медицина и сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в гривнах за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции | Объем реализации по годам, тыс. грн. | Доля рынка, 2010 г.,% | |||
2009 г. | 2010 г. | предприятия | конкурента | ||
Фотоаппараты для России и ближнего зарубежья | 3400 | 2800 | 44 | 22 | |
Фотоаппараты для развивающихся стран | 590 | 649 | 37 | 24 | |
Фотоаппараты для Западной Европы | 78 | 111 | 11 | 8 | |
Кинокамеры для России и ближнего зарубежья | 1850 | 2405 | 11 | 9 | |
Кинокамеры для развивающихся стран | 190 | 448 | 21 | 10 | |
Видеокамеры для России и ближнего зарубежья | 40 | 90 | 1 | 6 | |
Оптические приборы для армии и флота | 580 | 348 | 40 | 18 | |
Оптические приборы для медицинских организаций | 980 | 686 | 16 | 16 | |
Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности | 1100 | 600 | 2 | 5 |
Задание
Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Решение
Определим темп роста для фотоаппаратов для России и ближнего зарубежья:
2800/3400 = 0,82
ОДР для продукта № 1 = 44:22 =2.
Общий объем реализации продукции в 2010 г. составляет: 2800+649+111+2405+448+90+348+686+600 = 8137 тыс. грн.
Табл.1
Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продукции Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Темпы роста рынка | 0,82 | 1,1 | 1,42 | 1,3 | 2,36 | 2,25 | 0,6 | 0,7 | 0,55 |
Относительная доля рынка | 2 | 1,55 | 1,38 | 1,33 | 2,10 | 0,17 | 2,23 | 1 | 0,4 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % | 35 | 8 | 1 | 30 | 6 | 1 | 4 | 8 | 7 |
5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е объем продаж постоянен, и относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример матрицы БКГ см. на рис. 1.)
П
1,5
РР
1,0
остроим матрицу БКГ
ОДР
0,6
1,8
0,5
1,2
0
Анализ матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
-
убрать из продуктового портфеля предприятия; -
увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля; -
изменить относительную долю на рынке; -
увеличить инвестирование; -
ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
-
«звезды» оберегать и укреплять; -
по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять; -
для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня; -
«дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»; -
комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли; -
комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности; -
комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.
Задача 2. Оценка стратегических зон хозяйствования предприятия
Постановка задачи
На предприятии выделены шесть потенциальных стратегических зон хозяйствования или видов бизнеса (СЗХ). Экономическая характеристика каждой СЗХ представлена в табл. 1.
Таблица 1
Экономическая характеристика СЗХ
СЗХ Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рост рынка, % | 14 | 18 | 4 | 20 | 6 | 5 |
Относительная доля на рынке | 2 | 0,2 | 1,8 | 3,0 | 2,2 | 0,7 |
Объем реализации, тыс. грн. | 30 | 5 | 45 | 20 | 45 | 5 |
Покрытие затрат, тыс. грн. | 10 | 4 | 20 | 3 | 15 | 1 |
Прибыль, тыс. грн. | 5 | 2 | 10 | 2 | 10 | 1 |
Доля покрытия затрат | | | | | | |
Задание
1. Рассчитать долю покрытия затрат.
2.Сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ.
3. Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.
Решение
1. Рассчитаем долю покрытия затрат.
2. Построим матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ.
П
1,5
РР
1,0
остроим матрицу БКГ
ОДР
0,6
1,8
0,5
1,2
0
В качестве критериев оценки СЗХ рассматриваются: темпы роста рынка отрасли и относительная доля рынка. В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0, т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице намеченные объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов различной величины, а покрытие затрат — сегментом в этих кругах.
3. Обоснование выбора перспективных СЗХ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ.
Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СЗХ могут включать:
•изменение объемов реализации: цены или количества;
•снижение уровня постоянных затрат;
•снижение уровня переменных затрат и т.п.
Задача 4.Расчет показателей деятельности предприятия
Постановка задачи
Результаты деятельности предприятия за текущий год характеризуются показателями, представленными в табл. 1.
Таблица 1
Показатели деятельности предприятия
Показатель | Ед. изм. | Значение |
Выручка от реализации Vр | тыс.грн. | 8200 |
Переменные затраты Зv | тыс. грн. | 4500 |
Покрытие затрат П3 | тыс. грн. | 3700 |
Доля покрытия затрат Dпз | | 0,46 |
Фактор цены Фц | | 1,83 |
Постоянные затраты Зс | тыс. грн. | 700 |
Точка безубыточности ВЕ | тыс. грн. | 1521,74 |
Задание
1. Определить требуемые значения показателей на следующий год:
-
при достижении той же величины покрытия затрат (П3 = 3700); -
при сохранении постоянных затрат на том же уровне (Зс =700); -
при снижении доли покрытия затрат (Dпз = 0,35).
2. Обосновать расчеты и объяснить взаимосвязи показателей.