Файл: Исследование физиологических и психологических основ трудовой деятельности врача.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Кафедра техносферной безопасности
Курсовая работа
по дисциплине «Физиология труда»
тема: Исследование физиологических и психологических основ трудовой деятельности врача
Выполнил: Худяков М.Г.
Вариант: 03
Группа: ТБВ-11
Новосибирск 2022
Федеральное агентство связи
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)
Утверждаю
Зав. каф. ТБ
________________
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Тема работы: Исследование физиологических и психологических основ трудовой деятельности врача
Руководитель
Место работы, должность руководителя Доцент
Тема утверждена на заседании кафедры « » __________ 201_ протокол №
Срок сдачи полностью выполненной работы на кафедру_______________
Задание на КР или перечень рассматриваемых вопросов_______________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Перечень графического материала с указанием основных чертежей и (или) иллюстративного материала (формат А4)
Исходные данные к КР (перечень основных материалов, собранных в период подготовки курсовой работы или выданных руководителем)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
ГРАФИК
выполнения курсовой работы
№ этапа | Этапы выполнения КР | Сроки исполнения | Отметка о выполнении |
1 | Подбор литературы к исходным материалам | | |
2 | Текстовая часть КР (указать ориентировочные названия разделов и конкретные сроки их написания) | | |
3 | Выполнение исследовательских, экспериментальных, расчетных работ) (нужное подчеркнуть) | | |
4 | Выполнение графических (иллюстративных) работ | | |
5 | Первый просмотр работы руководителем | | |
6 | Срок сдачи КР на кафедру | | |
7 | Подготовка презентации, раздаточного материала и доклада | | |
8 | Защита курсовой работы | | |
«___ »______________2022_
Руководитель__________
Задание принял к исполнению и с графиком согласен_________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1Характеристика трудовой деятельности врача 7
2 Физиологические основы трудовой деятельности врача 11
3.Организация режимов труда и отдыха врача 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, с точки зрения современного управления, улучшения использования человеческих ресурсов, повышения их работоспособности, как правило, считается основным резервом повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности компании. Поэтому менеджер должен четко понимать, что персонал его компании — это не просто ресурс, они — партнеры, люди, какие имеют творческий дух и имеют свои идеалы. Эффективное управление, высокая отдача от персонала невозможна без целенаправленного и умелого воздействия на их работу.
В исследованиях G.B. Суворова В.А. Бодров и других, человеческие возможности для работы рассматриваются как одна из основных концепций физиологии и трудовой психологии. Важность этой концепции определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями рабочего человека. В то же время разнообразие человеческого труда и психофизиологических систем, обеспечивающих его реализацию, приводит к отсутствию общепризнанного понимания эффективности.
Путь к эффективному управлению персоналом — это понимание стимулирования работы каждого отдельного сотрудника. Зная, что движет человеком, что побуждает его работать, какие стимулы лежат в основе его действий, вы можете разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами и поддержания работоспособности персонала. Существует ряд методов, повышающих эффективность работы трудовых коллективов и способствующих более гармоничной работе предприятия.
Сегодня актуальность проблемы поддержания эффективности обусловлена необходимостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мер по поддержанию работоспособности человека в соответствии с его трудовой деятельностью и долгосрочным прогнозом его изменения. Решение этих проблем невозможно без создания механизмов и закономерностей динамики работоспособности, разработки критериев его оценки и методов обслуживания. Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что использование различных методов для поддержания эффективности персонала позволяет руководству снизить затраты на управление людскими ресурсами, одновременно увеличивая коэффициенты участия рабочей силы в работниках и показатели эффективности производственной и хозяйственной деятельности в целом.
Предметом изучения является психофизиология.
Объектом изучения – психофизиологические нагрузки персонала.
Целью курсовой работы является исследование методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Задачи:
рассмотреть понятие рабочей нагрузки;
разобрать понятие психофизиологии профессиональной деятельности;
проанализировать психофизиологическую адаптацию персонала к условиям профессиональной деятельности;
описать методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций;
охарактеризовать виды рабочих, физических и умственных нагрузок, методы измерения.
рассмотреть оценку и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
-
Характеристика трудовой деятельности врача
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.
Под профессионально значимы качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально значимым качествам относят и способности, но они, не исчерпывают всего объема значимых качеств. М.А. Дмитриева в качестве профессионально значимых свойств выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. Основные характеристики нервных процессов также накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы
Каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств. Под профессионально значимыми качествами мы будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности. Поэтому рассмотрим подробнее особенности работы медицинской сестры. Принято выделять личностные особенности, особенности познавательной сферы и профессиональные требования к работнику (Шадриков В.Д., 1980). Рассмотрим эти составляющие профессионально важных качеств более подробно.
Профессиональные требования к профессии медицинская сестра. Медицинская сестра (медсестра) (сестра милосердия) - лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное и выполняет уже сделанные назначения.
Одним из главных требований к медицинской сестре является обучение и практика от года до четырех и более лет. В нашей стране существует дифференцированная многоступенчатая система подготовки медицинских работников разного уровня, однако базовая подготовка в учебном учреждении является только началом становления профессионального медработника.
Медсестра должна знать наименование и назначение лекарств, правила и способы дезинфекции, правила выполнения инъекций, прививок, перевязок, правила ухода за больными, основные понятия профессиональной этики и деонтологии, разделы медицинской и педагогической психологии, должна владеть техникой выполнения медицинских процедур. Требуется хорошая общеобразовательная подготовка по биологии, ботанике, анатомии, химии, физике (Богачева Е.В., 2011).
Успешность медика во многом определяется его стремлением продолжать учиться и интересом к новейшим достижениям в области здравоохранения. Поэтому в системе здравоохранения предусмотрена возможность постоянного повышения квалификации и прохождения аттестации медицинского персонала всех уровней. В последние годы медсестрам нужно все больше и больше профессиональных знаний. Поэтому необходимы желание учиться и способность понимать изучаемый материал. Медсестрам также приходится быстро принимать решения и уметь быстро действовать, когда этого требует ситуация.
Таким образом, список профессиональных требований к профессии «медицинская сестра» включает в себя:
.Образование;
.Практический опыт;
.Качественное выполнение ключевых навыков ухода за больными (перевязки, уколы, массаж, стерилизация медицинских инструментов и др.). Ключевые навыки зависят от специфики деятельности медицинской сестры;
.Отслеживать (наблюдать) за состоянием больного (помимо отслеживания физиологических состояний это функция включает: контроль за питанием и санитарным состоянием больных);