Файл: Исследование физиологических и психологических основ трудовой деятельности врача.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Хорошо владеть базовыми знаниями (информация о лекарственных препаратах, знать основные правили асептики и антисептики, знать особенность учета и хранения медикаментов);
.Уметь качественно и в срок заполнять документацию;
.Четко формулировать задачи санитарам
Список сформирован на основе должностной инструкции медицинской сестры.
Как уже говорилось ранее, развитие профессионально значимых качеств с одной стороны являются - показателями профессиональной успешности, а с другой обусловлены индивидуально-типологическими особенностями субъекта.
Индивидуально-типологические свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.
Трудовая деятельность медицинских сестер тесно связана с вопросами психологии личности. Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Труд эффективен, если личностные особенности субъекта труда соответствуют требованиям профессии.
2 Физиологические основы трудовой деятельности врача
Методы исследования профессионального становления врача
Психологический анализ профессиональной деятельности – система познания профессиональной деятельности с целью выявления закономерностей формирования, протекания и изменения профессиональных навыков (знаний, умений), а также установления характера взаимосвязей между внешними факторами и внутренними составляющими профессиональной деятельности и эффективностью работы человека. Значение методов сбора эмпирических данных состоит в обеспечении достоверности, точности, полноты знаний о фактах. Даже нереалистическое представление исследуемого человека об окружающем, искаженное восприятие им действительности или незнание чего-то могут быть предметом анализа, в частности, психологии труда.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву:
1. Организационные методы:
сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.
комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
2. Эмпирические методы. В названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов.
обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение).
эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.).
психодиагностические методы.
анализ процессов и продуктов деятельности (праксиметрические методы).
моделирование.
биографический метод.
3. Методы обработки данных.
методы количественного анализа (обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования).
методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
4. Интерпретационные методы.
Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
Генетический (фило- и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
По Э. Ф. Зееру, методы исследования профессиональной психологии основываются главным образом на двух методологических принципах: субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания, и объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психических явлений. Необходимо заметить, что методы исследования профессионального становления, как большинство методов исследования профессиональной психологии, не являются специфичными; близость профессиональной психологии к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов.
При исследовании профессионального становления используется практически все многообразие методов профессиональной психологии. Для исследования протяженного во времени развития профессионала применяются лонгитюдные методы, предполагающие многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности и одновременное использование других методов исследования: наблюдения, опросов, тестирования и так далее. Применение лонгитюдных исследований в профессиональной психологии позволяет изучить изменения индивидуальной траектории профессионального становления личности, выявить периоды спада, стабилизации, подъема профессионального развития.
Большую ценность для профессиональной психологии представляет метод каузометрии как метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, позволяющий определять критические точки профессионального становления и время их наступления.
Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-техничес ой и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека.
Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиографирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиеничес их, технологических, психологических, психофизиологических о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных профессией, и строить процесс их развития, исходя из данных науки.
«Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда.
Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д.
Предметом рассмотрения являются высказывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. Наряду с ними метод анамнеза должен удовлетворять следующим требованиям:
программу анамнеза следует дополнить мероприятиями по сбору вещественных источников: аттестационных документов, знаков отличия, личной библиотеки и т.п.;
факты биографии должны соотноситься с социально-экономичес ой ситуацией в данном регионе;
«субъективный» анамнез необходимо дополнить высказываниями сторонних лиц, хорошо знающих испытуемого: преподавателей, мастеров производственного обучения, коллег, руководителей и др.» (Э.Ф. Зеер).
Широкое распространение для исследования профессионального становления получили такие методы, как анализ продуктов деятельности, но при исследовании врачебной деятельности этот метод применяется редко, поскольку определение количественных характеристик и оценка качественных показателей не всегда представляются возможными.
Психологические проблемы становления профессионала во многом обусловлены конкретной стадией профессионализации субъекта труда. В период выбора профессии и начала профессионального образования возникают вопросы, связанные с мотивацией выбора и учебной мотивацией, с профессиональной самоидентификацией, процессом профессиональной адаптации, формированием профессиональной пригодности. Особенно актуальна (причем на протяжении всего процесса профессионализации) проблема мотивационной сферы субъекта труда. Для ее исследования применимы такие психометрические методы, как опросники достижений, интересов, ценностных ориентаций. Примерами конкретных методик могут служить «Опросник потребности достижения» Ю. М. Орлова, служащий для измерения выраженности стремления к достижениям как составляющей мотивационно-потребно тной подструктуры личности врача, анкета побудительных мотивов избрания профессии врача (разработана Б.А. Ясько), отражающая личностную значимость потребительной и производительной систем ценностей, а также «Методика ценностных ориентаций» М. Рокича.
На более поздних этапах на первый план выходят исследования профессиональной пригодности, способствующих или препятствующих адаптации в профессиональной среде свойств личности субъекта труда, проблемы формирования профессионального мышления врача и индивидуального стиля деятельности. Для изучения индивидуального стиля деятельности и его формирования целесообразно исследование профессиональных биографий (включающее анкетирование, изучение документов и материалов, отражающих жизненный путь врачей-авторитетов, интервью), наблюдение индивидуальных особенностей профессиональной деятельности врачей-мастеров и врачей-наставников. При изучении профессиональной пригодности применяются как узкоспециализированны тесты, так и ориентированные на широкий круг профессий.