Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вариантом естественного эксперимента яв- ляется психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психи- ческих особенностей школьника, подлежащих фор- мированию, осуществляется в процессе обуче- ния и воспитания.
Одной из форм естественного эксперимента являет- ся производственный эксперимент, который осуществ- ляется в обычных для испытуемого условиях его про- фессиональной деятельности. При этом о проведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится актив- ным участником эксперимента, что важно, например,
при изменении структуры трудовой деятельности.
Еще одной из форм естественного эксперимента является обучающий эксперимент, который стал применяться в отечественной психологии в конце
1930-х гг. и который характеризуется тем, что изуче- ние тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное со- стояние знаний, умений, навыков, сколько особенно- сти их становления. В его рамках испытуемому снача- ла предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформули- ровать закономерность), затем, если это не удалось,
ему оказывается строго регламентированная и инди- видуализированная помощь. Весь этот процесс сопро- вождается констатирующим экспериментом, благода- ря которому удается установить различие начального,
«актуального» уровня и конечного, соответствующего
«зоне ближайшего развития». Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии,
но и для диагностики умственного развития, в част- ности в патопсихологии.
Лонгитюд (от англ. longitude - «длина») - это экспериментальная стратегия, которая представля- ет собой изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использова- ны методы наблюдения, эксперимента и тестирова- ния. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюде- ний за развитием ребенка в семье - В. Штерна,
В. Прайера, А. Н. Гвоздева.
Стратегия срезов, первоначально разработанная
А. Гезеллом, представляет собой эксперименталь- ную процедуру исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения пока- зателей этой функции в группах детей, которые от- личаются по возрасту, а все другие показатели мак- симально уравнены. При этом срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми.
Близнецовый метод, разработанный Ф. Галь-
тоном в 1875 году, представляет собой психогене- тический метод, который ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов, на ва- риативность изучаемого признака. Он основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор,
и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинако- вых генов. В силу этого признаки, вариативность ко- торых существенно определяется генотипом, т. е.
наследственностью, должны быть более схожими .
у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Пред- посылкой выступает суждение, что средовое влия- ние, оказываемое на близнецов, может быть при- мерно равным.
цессов, который представляет собой наблюдение соб- ственных психических процессов,, без использования каких-либо инструментов или эталонов. Виды: 1) ана- литическая интроспекция; 2) систематическая интрос- пекция; 3) феноменологическое самонаблюдение.
Аналитическая интроспекция разработана в шко- ле Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на со- ставные «элементы», не редуцирующиеся к парамет- рам раздражителя.
Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентаци- ей на отслеживание основных стадий процесса мыш- ления на основе ретроспективного отчета.
Феноменологическое самонаблюдение разработано в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредствен- ности и целостности «наивным испытуемым». Этот мет О
тод, находящий свои истоки в методе «внутреннего вое- ^
приятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея,
а затем в рамках гуманистической психологии.
Опрос представляет собой метод, при использо- вании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые, можно получить количественную или ка- чественную характеристику изучаемого явления.
Специфика эксперимента (от лат. experimentum -
«проба, опыт») как метод психологического исследова- ния заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в ко- торой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 16
40. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм от низших, более развитых жи- вых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и актив- ны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движением, и по мере ее развития двигательная ак- тивность приобретает все более совершенные формы.
С помощью очень простых автоматических движе- ний парамеция (инфузория-туфелька) направляет- ся ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности, от слишком яркого света. Такая общая и притом меха- ническая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название такси- са. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблю- даются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вече- ром неудержимо влечет к зажженной лампе.
Процесс, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию, называется
рефлексом. Таксисы и рефлексы - это простые стереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Но как объяснить такие формы поведения, как постройка гнезда у птиц или организация общественного образа жизни в пчелином улье? Здесь мы имеем дело со сложны- ми стереотипными формами поведения, присущи- ми данному виду, причем модели и цели такого поведения детерминированы генетически. Его на- зывают инстинктивным поведением.
Х
41.АКТИВНОСТЬ
КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Активность человека непосредственно проявляет- ся в его поведении. Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении.
Отличие поведения животных от поведения человека состоит в том, что оно является непосредственно
биологическим. Иначе говоря, поведение животного возможно лишь по отношению к предмету, жизнен- ной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отно- шений к природе. В отношении человека поведение
есть совокупность движений, актов и действий, ко- торые может наблюдать другой человек и которые ог- раничиваются и регулируются не только его биоло- гическими потребностями, но и социальной средой.
Представляя собой прежде всего существо обще- ственное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит целенаправленного характера, поступает в соответствии с социальной средой процедур и об- разцов, которых надо придерживаться.
Другой формой проявления активности человека является деятельность. Деятельность - динами- ческая система взаимодействий субъекта с миром,
в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и ре- ализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность - это внутренняя (психическая)
и внешняя (физическая) активность человека, регу- лируемая сознаваемой целью. В отношении чело-
Х
в е к а с другими людьми осуществляется его деятель-
42. ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРОЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность человека имеет следующие основ-
ные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) пред- мет; 4) структура; 5) средства.
Мотивом деятельности называется то, что побуж- дает человека выполнять ее. В качестве мотива обыч- но выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность де- ятельности, связь деятельности со свойствами неза- висимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность дея- тельности человека внешним миром и опредмечива- ние потребности, превращение ее в конкретный мо- тив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.
В качестве цели деятельности выступает иде- альное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и спосо- бы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, созда- ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности,
творческий результат.
Цель не привносится в индивидуальную деятель- ность извне, а формируется самим индивидом.
В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп- ленный человечеством, который данный индивид ус- ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну,
а целую систему подчиненных друг другу целей.
Понятиям мотива и цели в психологическом ана- лизе деятельности принадлежит важное место. Не- мотивированной деятельности, также, как и неце- ленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности,
определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении.
Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер- тывающихся в ходе деятельности.
Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру- ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха- рактеристику и динамику. Мотив относится к по- требности, побуждающей к деятельности, целъ - к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения пре- образован в продукт.
Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например,
предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де- ятельности - создаваемый материальный продукт.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.
ность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность.
Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо- го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова- ния. Трансформация реальности, в свою очередь,
изменяет условия и направление деятельности че- ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то,
что без его активности не существовало бы в при- роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-
ханова-Славская принципиальное отличие активно- сти от деятельности определяет в том, что дея- тельность исходит из потребности в предмете,
активность - из потребности в деятельности. Ак- тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про- цесса осуществления.
Деятельность отличается не только от активнос- ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз- личие между ними достаточно трудно. Главное от-
личие состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна,
активна, нацелена на создание некоторого продук- та. Единицей поведения и деятельности индивида является действие.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, сти- мулом для которых являются отдельные биологичес- ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен-
тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы- вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы- зывающим реализацию этой программы действия,
является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мош- ку - сигналом к ее действию является мелькание.
Активность представляет собой всеобщую харак- теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
К. X. Момджян указывает, что активность прежде всего выступает как самодвижение системных ^
объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина- ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.
Отличительным признаком активности, опре- деляющим способ существования живых систем, от спонтанных преобразований вещества и энергии,
происходящих в неживой природе, является «само- регулируемое поведение в среде существования,
направленное на самосохранение в ней путем це- лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-
хаузен отмечает, что активность человека включает не только разного рода действия или сообщения,
но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и
1
представлений, даже если она и не производит каких-либо непосред- ственных изменений во внешнем мире (3).
43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всякая деятельность имеет определенную струк- туру. В ней обычно выделяют действия и операции
как основные составляющие деятельности. В дея- тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности,
направленный на выполнение одной простой теку- щей задачи, называют действием. Выполнение дви- жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей- ствия не ограничивается осуществлением опреде- ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объек- тов действия.
Действием называют часть деятельности, име- ющую вполне самостоятельную, осознанную чело- веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит,
что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от- ношению к ее мотиву эта активность есть деятель- ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея- тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо- дить в различные виды деятельности.
Могут быть выделены следующие составные час-
ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;
3) контроль и коррекция.
4 4 . РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В своем развитии человеческая деятельность про- ходит следующие аспекты прогрессивного пре-
образования: 1) филогенетическое развитие сис- темы деятельности человека; 2) включение человека в различные виды деятельности в процессе его ин- дивидуального развития; 3) изменения, происходя- щие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития; 4) дифференциацию деятельностей,
в процессе которой из одних деятельностей рожда- ютсядругие за счет обособления и превращения от- дельных действий в самостоятельные виды деятель- ности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития че- ловечества. Интеграция и дифференциация об- щественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности, экономики. Про- цесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией.
При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде,
а затем усложняется и совершенствуется.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: 1) деятельность обогащается новым предметным содержанием;
2) у деятельности появляются новые средства реа- лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- тельности происходит автоматизация отдельных
^ о п е р а ц и й и других компонентов деятельности; V
45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд.
Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.
Игра не создает общественно значимого продукта.
В игре начинается формирование человека как субъек- та деятельности, и в этом ее огромное значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрос-
лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи- ческого развития происходит освоение объективно- го мира взрослых.
В игре имитируется действительность, что позво- ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея- тельности.
Игра организуется свободно, нерегламентирован- но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до
11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки- матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физичес- ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое- ния профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд - процесс создания человеком материаль- ных и духовных ценностей общества.
В отличие от игры учение и труд протекают в обя- зательных для человека организационных формах.
В точно установленное время начинается работа,
и в течение ее в соответствии с планом и заданной
^продуктивностью изготовляются продукты труда.
Различные формы организации видов деятельно- сти связаны и с различной их мотивацией:
1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос- новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче- нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са- мому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности допол-
няют друг друга, взаимно существуют, взаимопро- никают. В детском саду дошкольник не только иг- рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе- ние игровых моментов в процесс обучения позво- ляет повысить эффективность усвоения материала.
В жизни взрослого человека игра также имеет боль- шое значение, занимая определенное место в орга- низации отдыха.
Хотя виды деятельности не существуют изолирован- но, в разные периоды жизни человека они имеют нео- динаковое значение. Для одного периода жизни веду- щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве- дущими в тот или иной период развития личности.
Ведущая деятельность - деятельность, при реализа- ции которой происходит возникновение и формиро- вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак- ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду- щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель- ности школьника - учение, взрослого - труд.
4) в результате развития деятельности из нее мо- гут выделяться, обособляться и дальше самостоя- тельно развиваться новые виды деятельности.
Деятельность имеет внешние и внутренние ком-
поненты.
К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло- гические структуры и процессы, участвующие в уп- равлении деятельности со стороны центральной не- рвной системы; 2) психологические процессы и структуры, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам можно отнести раз- нообразные движения, связанные с практичес- ким выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут- ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими)
операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-
териоризацией. Таким образом, интериориза- ция - это формирование внутренних структур че- ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.
В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс- казываний на основе преобразования, ряда внутрен- них структур, сложившихся на основе интериориза- ции внешней сознательной деятельности человека.
Внешнюю предметную деятельность можно рассмат- ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно- сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон- тролируется внутренним планом действия.
При этом в принятии решения происходит увязы- вание образа ситуации, образа действия, интеграль- ной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Действие, имея определенную цель, осуществляет- ся разными способами в зависимости от тех условий,
в которых это действие совершается. Способы осуще- ствления действия называются операциями.
Операция (от лат. operatio - «действие») - ис- полнительная единица деятельности человека, со- относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу- ществления действия. Операции, при помощи ко- торых человек достигает своих целей, являются ре- зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден- ные или рано сформированные: 1) перцептивные;
2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.
Операции - это преобразованные действия,дей- ствия, ставшие способами осуществления других,
более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно- го действия), и, следовательно, написание букв пре- вращается из действия в операцию.
Предпочитаемые человеком операции характери- зуют его индивидуальный стиль деятельности.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 16
В этот процесс неизбежно включается опыт, накоп- ленный человечеством, который данный индивид ус- ваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну,
а целую систему подчиненных друг другу целей.
Понятиям мотива и цели в психологическом ана- лизе деятельности принадлежит важное место. Не- мотивированной деятельности, также, как и неце- ленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности,
определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении.
Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развер- тывающихся в ходе деятельности.
Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «констру- ирует» конкретную деятельность, определяя ее ха- рактеристику и динамику. Мотив относится к по- требности, побуждающей к деятельности, целъ - к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения пре- образован в продукт.
Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например,
предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой де- ятельности - создаваемый материальный продукт.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.
ность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность.
Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческо- го сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существова- ния. Трансформация реальности, в свою очередь,
изменяет условия и направление деятельности че- ловека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то,
что без его активности не существовало бы в при- роде. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-
ханова-Славская принципиальное отличие активно- сти от деятельности определяет в том, что дея- тельность исходит из потребности в предмете,
активность - из потребности в деятельности. Ак- тивность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего про- цесса осуществления.
Деятельность отличается не только от активнос- ти, но и от поведения. Однако провести четкое раз- личие между ними достаточно трудно. Главное от-
личие состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна,
активна, нацелена на создание некоторого продук- та. Единицей поведения и деятельности индивида является действие.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, сти- мулом для которых являются отдельные биологичес- ки значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элемен-
тарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасы- вается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вы- зывающим реализацию этой программы действия,
является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мош- ку - сигналом к ее действию является мелькание.
Активность представляет собой всеобщую харак- теристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
К. X. Момджян указывает, что активность прежде всего выступает как самодвижение системных ^
объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причина- ми, а внутренними, имманентными ей факторами организации.
Отличительным признаком активности, опре- деляющим способ существования живых систем, от спонтанных преобразований вещества и энергии,
происходящих в неживой природе, является «само- регулируемое поведение в среде существования,
направленное на самосохранение в ней путем це- лесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-
хаузен отмечает, что активность человека включает не только разного рода действия или сообщения,
но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и
1
представлений, даже если она и не производит каких-либо непосред- ственных изменений во внешнем мире (3).
43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всякая деятельность имеет определенную струк- туру. В ней обычно выделяют действия и операции
как основные составляющие деятельности. В дея- тельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности,
направленный на выполнение одной простой теку- щей задачи, называют действием. Выполнение дви- жения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного дей- ствия не ограничивается осуществлением опреде- ленной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объек- тов действия.
Действием называют часть деятельности, име- ющую вполне самостоятельную, осознанную чело- веком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит,
что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по от- ношению к ее мотиву эта активность есть деятель- ность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Дея- тельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может вхо- дить в различные виды деятельности.
Могут быть выделены следующие составные час-
ти действия: 1) принятие решения; 2) реализация;
3) контроль и коррекция.
4 4 . РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПОНЕНТЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В своем развитии человеческая деятельность про- ходит следующие аспекты прогрессивного пре-
образования: 1) филогенетическое развитие сис- темы деятельности человека; 2) включение человека в различные виды деятельности в процессе его ин- дивидуального развития; 3) изменения, происходя- щие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития; 4) дифференциацию деятельностей,
в процессе которой из одних деятельностей рожда- ютсядругие за счет обособления и превращения от- дельных действий в самостоятельные виды деятель- ности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития че- ловечества. Интеграция и дифференциация об- щественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности, экономики. Про- цесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией.
При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде,
а затем усложняется и совершенствуется.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: 1) деятельность обогащается новым предметным содержанием;
2) у деятельности появляются новые средства реа- лизации, которые ускоряют ее течение и совершен- ствуют результаты; 3) в процессе развития дея- тельности происходит автоматизация отдельных
^ о п е р а ц и й и других компонентов деятельности; V
45. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд.
Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.
Игра не создает общественно значимого продукта.
В игре начинается формирование человека как субъек- та деятельности, и в этом ее огромное значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрос-
лых. В ней на достигнутом ребенком уровне психи- ческого развития происходит освоение объективно- го мира взрослых.
В игре имитируется действительность, что позво- ляет ребенку впервые самому стать субъектом дея- тельности.
Игра организуется свободно, нерегламентирован- но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до
11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки- матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физичес- ки, эстетически и лишь на конечном этапе освое- ния профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд - процесс создания человеком материаль- ных и духовных ценностей общества.
В отличие от игры учение и труд протекают в обя- зательных для человека организационных формах.
В точно установленное время начинается работа,
и в течение ее в соответствии с планом и заданной
^продуктивностью изготовляются продукты труда.
Различные формы организации видов деятельно- сти связаны и с различной их мотивацией:
1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) ос- новным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в уче- нии и в труде следует вызвать у человека интерес к са- мому процессу деятельности или к ее результатам.
Разнообразные виды деятельности допол-
няют друг друга, взаимно существуют, взаимопро- никают. В детском саду дошкольник не только иг- рает, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесе- ние игровых моментов в процесс обучения позво- ляет повысить эффективность усвоения материала.
В жизни взрослого человека игра также имеет боль- шое значение, занимая определенное место в орга- низации отдыха.
Хотя виды деятельности не существуют изолирован- но, в разные периоды жизни человека они имеют нео- динаковое значение. Для одного периода жизни веду- щей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ве- дущими в тот или иной период развития личности.
Ведущая деятельность - деятельность, при реализа- ции которой происходит возникновение и формиро- вание основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и зак- ладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу веду- щий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятель- ности школьника - учение, взрослого - труд.
4) в результате развития деятельности из нее мо- гут выделяться, обособляться и дальше самостоя- тельно развиваться новые виды деятельности.
Деятельность имеет внешние и внутренние ком-
поненты.
К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло- гические структуры и процессы, участвующие в уп- равлении деятельности со стороны центральной не- рвной системы; 2) психологические процессы и структуры, включенные в регуляцию деятельности.
К внешним компонентам можно отнести раз- нообразные движения, связанные с практичес- ким выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внут- ренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими)
операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-
териоризацией. Таким образом, интериориза- ция - это формирование внутренних структур че- ловеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности.
В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, выс- казываний на основе преобразования, ряда внутрен- них структур, сложившихся на основе интериориза- ции внешней сознательной деятельности человека.
Внешнюю предметную деятельность можно рассмат- ривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельно- сти всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность кон- тролируется внутренним планом действия.
При этом в принятии решения происходит увязы- вание образа ситуации, образа действия, интеграль- ной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Действие, имея определенную цель, осуществляет- ся разными способами в зависимости от тех условий,
в которых это действие совершается. Способы осуще- ствления действия называются операциями.
Операция (от лат. operatio - «действие») - ис- полнительная единица деятельности человека, со- относимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осу- ществления действия. Операции, при помощи ко- торых человек достигает своих целей, являются ре- зультатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожден- ные или рано сформированные: 1) перцептивные;
2) мнестические; 3) интеллектуальные акты.
Операции - это преобразованные действия,дей- ствия, ставшие способами осуществления других,
более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложно- го действия), и, следовательно, написание букв пре- вращается из действия в операцию.
Предпочитаемые человеком операции характери- зуют его индивидуальный стиль деятельности.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 16
46. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы - восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, речь - выступа- ют как важнейшие компоненты любой челове-
ческой деятельности. Для того чтобы удовлетво- рять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир,
обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказы- вать суждения. Следовательно, без участия психи- ческих процессов человеческая деятельность не- возможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психичес- кие процессы не просто участвуют в деятельности,
они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятель- ности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основ- ные виды. Практическое манипулирование ребен- ка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предме- ты и пространство имеют определенные измере- ния: ширину, высоту, глубину. В результате че- ловек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро- вождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, спо- собствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движу- щихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений опреде-
4 7 . ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - это вид деятельности в условных ситуа- циях, направленный на воссоздание и усвоение ре- бенком общественного опыта. Игра тренирует ре- бенка в осознании значений предметов и явлений,
развивает умение в овладении различными действи- ями и операциями, расширяет самосознание от вос- приятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.
Научный анализ игровой деятельности показыва- ет, что игра есть отражение ребенком мира взрос-
лых, путь познания окружающего мира. В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку.
Подражая им, ребенок начинает играть самостоя- тельно. Затем инициатива организации игры пере- ходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
В игре принято выделять такие элементы, как: 1) во- ображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия.
Если в младшем дошкольном возрасте в игре вос- производятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на разви- тие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться от- ношения между людьми. Формируется ролевая игра,
которая достигает своего максимального расцвета в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех пра- вил, которые обусловлены взятой на себя ролью.
Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное
^ з н а ч е н и е для формирования личности ребенка. На-
(
48. ВИДЫ ИГР
Все игры также можно разделить на два типа:
1) индивидуальные игры - представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек;
2) групповые игры - включают несколько индивидов.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр.
В функциональной игре перед ребенком раскры- ваются не известные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократ- но повторять это действие, пытаясь при всяком удоб- ном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети дела- ют в воздухе движение, напоминающее поворот клю- ча, и сопровождают его характерным звуком.
Более сложными являются конструктивные
игры. В них ребенок что-то создает: строит дом,
печет пирожки. В конструктивных играх дети осмыс- ливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваива- ет окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.
Ролевые игры - допускают поведение человека,
ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Ролевая игра - преобладающая для детей дошкольного возраста, форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.