ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Интегрированный урок истории и химии в 10 классе
на тему «Цена Победы»
Авторы:
Малинина Н.С., учитель истории МАОУ Стрехнинская СОШ;
Смольская Е.А., учитель химии МАОУ Стрехнинская СОШ
с. Стрехнино Ишимского района Тюменской области
2019 год
Пояснительная записка
Интегрированный урок истории и химии в 10 классе
на тему «Цена Победы»
Авторы:
Малинина Н.С., учитель истории Муниципальное автономное образовательное учреждение Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области;
Смольская Е.А., учитель химии и биологии Муниципальное автономное образовательное учреждение Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области
Содержательная цель: углубить знания по изучаемым темам курса истории и химии: «Великая Отечественная война», «План Барбаросса», «противотанковые средства обороны», «антипирен» «синтетический бензин», «риформинг», укрепить мысль о колоссальном патриотизме людей науке и их великом вкладе в Победу.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия: инсценировка «Пленум» (трансформация рабочего пространства), применять знания, полученные в ходе урока на практике.
Задачи урока:
Личностные:
-
Формирование целостного мировоззрения школьников, воспитывать интерес к изучению истории и химии. -
Расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-научного и гуманитарного цикла. -
Способствовать развитию творческих возможностей учащихся.
Метапредметные:
-
Повышение уровень знаний учащихся за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений истории и химии. -
Развивать интеллектуальную деятельность путём рассмотрения учебного материала с позиции истории и химии, установление взаимосвязей между изучаемыми проблемами. -
Показать пример сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности. -
Повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость.
Предметные:
-
Способствовать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса истории и химии. -
Повысить качество образования. Систематизировать полученные знания на уроке. -
Организовать деятельность обучающихся по последующему закреплению изучаемых понятий и применения этих знаний на практике.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники истории и химии, ЦОР, химические реактивы: H2SO4 (конц.), 25% р-р NH4 , сахарная пудра, химическая посуда.
Тип урока:
Интегрированный урок (история и химия) комплексного усвоения новых знаний и умений.
Уровень интеграции – тематический (два предмета раскрывают одну тему).
Интегрируемые темы по тематическому планированию:
История «Начало Великой Отечественной войны»
Химия «Природные источники углеводородов», «Химия лекарственных препаратов».
Используемые УМК:
-
Предметная линия учебников «История России» под редакцией А.Торкунова, изд. «Просвещение»:
Учебник История России.10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 3 ч. Ч.1/ [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.] под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016-175с.: ил., карт.-ISBN987-5-09-037950-2.
-
Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (10-11) (баз.) изд. «Дрофа».
Учебник Габриелян, О.С. Химия.10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2014-191, [1] с.: ил.
Интегрированный урок в 10 классе на тему «Цена Победы» разработан с учетом актуальности рассматриваемой темы для нашей страны, и учитывает возрастные особенности школьников. Не смотря на разные направления предметов, их специфику, интеграция оказалась возможной благодаря внесению в урок дополнительных источников информации, научных данных. Реализация поставленной цели урока позволяет школьникам осознать, что все предметы школьной программы находятся в тесной взаимосвязи.
Ход урока
-
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Звучит стихотворение Татьяны Лавровой – Волгоград «22 июня» в исполнении ученицы 10 класса Кокшаровой Софьи:
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
Слайд 1.
-
Актуализация знаний
Учитель истории: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир, планировали, где будут работать или куда пойдут учиться. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало беды.
22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана страшной вестью: «Враг вероломно нарушил границы нашей Родины».
Звучит запись голоса Левитана о начале войны.
Демонстрация опыта «Дым без огня».
-
Этап выявления места и причины затруднений
Учитель истории: Война началась неожиданно для нашей страны. Мы были не готовы ни морально, ни технически дать отпор столь сильному врагу.
Учитель химии: Фронту требовались знания и достижения науки, разработка нового оружия, способного противостоять натиску врага: новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Срочно требовались взрывчатые вещества, топливо для реактивных снарядов, каучук, материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, противогазы, лекарственные препараты для госпиталей...
Ребята, давайте сформулируем тему урока (Дети формулируют тему урока: Цена Победы»). Слайд 2.
Исходя из темы урока, сформулируем цель урока (Дети формулируют цель урока: «Выяснить, как научные разработки ученых-химиков помогли одержать Победу Красной армии» (Слайд 3)
-
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Учащиеся делятся на 2 группы: «Историки» и «Химики» согласно карточкам, лежащим на столах. Приложение 1.
Группа 1 «Историки» изучают силы и планы сторон, заполняя таблицу (учебник История России,10 класс под ред. Торкунова, с.13)
Группа 2 «Химики» изучают химический состав противотанковых средств обороны, составляют уравнение ОВР, проводят химический опыт взаимодействия концентрированной серной кислоты и сахарной пудры, отвечают на проблемные вопросы.
Учащиеся четко, кратко и логично представляют результаты своей работы.
-
Реализация построенного проекта
Учитель истории: 30 сентября 1941 г. немецкие войска начинают наступление на Москву. В результате глубоких прорывов немецких танковых соединений основные силы советских Западного, Резервного и Брянского фронта оказались в окружении в районе Вязьмы и Брянска.
Работа с интерактивной доской. Учитель иллюстрирует направления нападения на Советский союз Гитлера
ЦОР http://fcior.edu.ru/card/10050/verolomnoe-napadenie-na-sssr-chast-1-iz-4.html
Всего в плен попало более 660 тыс. человек. Впервые за время войны в воздухе господствовала советская авиация.
Учитель химии: Николай Дмитриевич Зелинский - советский химик-патриот. Зелинскому удалось создать синтетический бензин высокого качества. Его исследования были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. Слайд 4.
Продолжение работы в группах. Приложение 2.
1 группа «Историки» прочитайте текст и исправьте ошибке
2 группа «Химики» записывают уравнение реакции получения синтетического бензина в одну стадию. Обязательно перечислить катализаторы и условия реакции. Записать определение риформинга.
Учащиеся четко, кратко и логично представляют результаты своей работы.
-
Этап самостоятельной работы
Учитель истории: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась почти 900-дневная блокада Ленинграда.
Учитель химии: Город был окружен. Сигнал воздушной тревоги впервые прозвучал в ночь на 23 июня. Фашисты понимали, что никаких фугасов не хватит на то, чтобы сровнять с землей такой громадный город. Неизбежный, с точки зрения фашистского командования, исход событий должен был быть таким: дома, загораясь друг от друга, порождают огненный смерч. В итоге город в короткое время гибнет вместе с населением. Приказ Гитлера об уничтожении Ленинграда предполагалось исполнить быстро, дешевыми средствами. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Они вызвали 178 пожаров. Густой дым заволок целые кварталы. Горели дома, деревянные мосты, горели знаменитые Бадаевские склады.
Проблемный вопрос: Выяснить, как из этой ситуации смогли выйти жители Ленинграда?
Работа в группах. Приложение 3.
Группа 1 «Историки» изучают дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой, и способы доставки продовольствия в осажденный город
Группа 2. «Химики» работают с текстом, изучают, где и как были использованы различные химические вещества для обороны Ленинграда.
-
Этап закрепления изученного материала и оценивание группами друг друга
Трансформация урока. Инсценировка обмена знаниями «Пленум». Учащиеся выступают в роли экспертов - военных и ученых, в ходе дискуссии отвечают на проблемный вопрос: «