ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное образовательное учреждение


Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области




КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК


Интегрированный урок истории и химии в 10 классе

на тему «Цена Победы»

Авторы:

Малинина Н.С., учитель истории МАОУ Стрехнинская СОШ;

Смольская Е.А., учитель химии МАОУ Стрехнинская СОШ

с. Стрехнино Ишимского района Тюменской области

2019 год

Пояснительная записка

Интегрированный урок истории и химии в 10 классе

на тему «Цена Победы»

Авторы:

Малинина Н.С., учитель истории Муниципальное автономное образовательное учреждение Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области;

Смольская Е.А., учитель химии и биологии Муниципальное автономное образовательное учреждение Стрехнинская средняя общеобразовательная школа Ишимского муниципального района Тюменской области

Содержательная цель: углубить знания по изучаемым темам курса истории и химии: «Великая Отечественная война», «План Барбаросса», «противотанковые средства обороны», «антипирен» «синтетический бензин», «риформинг», укрепить мысль о колоссальном патриотизме людей науке и их великом вкладе в Победу.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия: инсценировка «Пленум» (трансформация рабочего пространства), применять знания, полученные в ходе урока на практике.

Задачи урока:

Личностные:

  1. Формирование целостного мировоззрения школьников, воспитывать интерес к изучению истории и химии.

  2. Расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-научного и гуманитарного цикла.

  3. Способствовать развитию творческих возможностей учащихся.


Метапредметные:

  1. Повышение уровень знаний учащихся за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений истории и химии.

  2. Развивать интеллектуальную деятельность путём рассмотрения учебного материала с позиции истории и химии, установление взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

  3. Показать пример сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности.

  4. Повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость.

Предметные:

  1. Способствовать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса истории и химии.

  2. Повысить качество образования. Систематизировать полученные знания на уроке.

  3. Организовать деятельность обучающихся по последующему закреплению изучаемых понятий и применения этих знаний на практике.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники истории и химии, ЦОР, химические реактивы: H2SO4 (конц.), 25% р-р NH4 , сахарная пудра, химическая посуда.

Тип урока:

Интегрированный урок (история и химия) комплексного усвоения новых знаний и умений.

Уровень интеграции – тематический (два предмета раскрывают одну тему).
Интегрируемые темы по тематическому планированию:

История «Начало Великой Отечественной войны»

Химия «Природные источники углеводородов», «Химия лекарственных препаратов».
Используемые УМК:


  1. Предметная линия учебников «История России» под редакцией А.Торкунова, изд. «Просвещение»:


Учебник История России.10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 3 ч. Ч.1/ [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.] под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016-175с.: ил., карт.-ISBN987-5-09-037950-2.



  1. Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (10-11) (баз.) изд. «Дрофа».


Учебник Габриелян, О.С. Химия.10 класс. Базовый уровень: учебник/О.С.Габриелян.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2014-191, [1] с.: ил.
Интегрированный урок в 10 классе на тему «Цена Победы» разработан с учетом актуальности рассматриваемой темы для нашей страны, и учитывает возрастные особенности школьников. Не смотря на разные направления предметов, их специфику, интеграция оказалась возможной благодаря внесению в урок дополнительных источников информации, научных данных. Реализация поставленной цели урока позволяет школьникам осознать, что все предметы школьной программы находятся в тесной взаимосвязи.



Ход урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Звучит стихотворение Татьяны Лавровой – Волгоград «22 июня» в исполнении ученицы 10 класса Кокшаровой Софьи:

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!


Слайд 1.

  1. Актуализация знаний

Учитель истории: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир, планировали, где будут работать или куда пойдут учиться. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало беды.

22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана страшной вестью: «Враг вероломно нарушил границы нашей Родины».

Звучит запись голоса Левитана о начале войны.

Демонстрация опыта «Дым без огня».

  1. Этап выявления места и причины затруднений

Учитель истории: Война началась неожиданно для нашей страны. Мы были не готовы ни морально, ни технически дать отпор столь сильному врагу.

Учитель химии: Фронту требовались знания и достижения науки, разработка нового оружия, способного противостоять натиску врага: новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Срочно требовались взрывчатые вещества, топливо для реактивных снарядов, каучук, материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, противогазы, лекарственные препараты для госпиталей...

Ребята, давайте сформулируем тему урока (Дети формулируют тему урока: Цена Победы»). Слайд 2.


Исходя из темы урока, сформулируем цель урока (Дети формулируют цель урока: «Выяснить, как научные разработки ученых-химиков помогли одержать Победу Красной армии» (Слайд 3)

  1. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Учащиеся делятся на 2 группы: «Историки» и «Химики» согласно карточкам, лежащим на столах. Приложение 1.

Группа 1 «Историки» изучают силы и планы сторон, заполняя таблицу (учебник История России,10 класс под ред. Торкунова, с.13)

Группа 2 «Химики» изучают химический состав противотанковых средств обороны, составляют уравнение ОВР, проводят химический опыт взаимодействия концентрированной серной кислоты и сахарной пудры, отвечают на проблемные вопросы.

Учащиеся четко, кратко и логично представляют результаты своей работы.

  1. Реализация построенного проекта

Учитель истории: 30 сентября 1941 г. немецкие войска начинают наступление на Москву. В результате глубоких прорывов немецких танковых соединений основные силы советских Западного, Резервного и Брянского фронта оказались в окружении в районе Вязьмы и Брянска.

Работа с интерактивной доской. Учитель иллюстрирует направления нападения на Советский союз Гитлера

ЦОР http://fcior.edu.ru/card/10050/verolomnoe-napadenie-na-sssr-chast-1-iz-4.html

Всего в плен попало более 660 тыс. человек. Впервые за время войны в воздухе господствовала советская авиация.

Учитель химии: Николай Дмитриевич Зелинский - советский химик-патриот. Зелинскому удалось создать синтетический бензин высокого качества. Его исследования были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. Слайд 4.

Продолжение работы в группах. Приложение 2.

1 группа «Историки» прочитайте текст и исправьте ошибке

2 группа «Химики» записывают уравнение реакции получения синтетического бензина в одну стадию. Обязательно перечислить катализаторы и условия реакции. Записать определение риформинга.


Учащиеся четко, кратко и логично представляют результаты своей работы.

  1. Этап самостоятельной работы

Учитель истории: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.

10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась почти 900-дневная блокада Ленинграда.

Учитель химии: Город был окружен. Сигнал воздушной тревоги впервые прозвучал в ночь на 23 июня. Фашисты понимали, что никаких фугасов не хватит на то, чтобы сровнять с землей такой громадный город. Неизбежный, с точки зрения фашистского командования, исход событий должен был быть таким: дома, загораясь друг от друга, порождают огненный смерч. В итоге город в короткое время гибнет вместе с населением. Приказ Гитлера об уничтожении Ленинграда предполагалось исполнить быстро, дешевыми средствами. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Они вызвали 178 пожаров. Густой дым заволок целые кварталы. Горели дома, деревянные мосты, горели знаменитые Бадаевские склады.

Проблемный вопрос: Выяснить, как из этой ситуации смогли выйти жители Ленинграда?

Работа в группах. Приложение 3.

Группа 1 «Историки» изучают дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой, и способы доставки продовольствия в осажденный город

Группа 2. «Химики» работают с текстом, изучают, где и как были использованы различные химические вещества для обороны Ленинграда.

  1. Этап закрепления изученного материала и оценивание группами друг друга

Трансформация урока. Инсценировка обмена знаниями «Пленум». Учащиеся выступают в роли экспертов - военных и ученых, в ходе дискуссии отвечают на проблемный вопрос: «