Файл: Пути повышения качества образования в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пути повышения качества образования в школе


(Койдан Елена Викторовна)

Содержание


Пути повышения качества образования в школе 1

Введение 2

Условия повышения качества образования в школе 3

Заключение 5

Список использованной литературы 6









Введение


Сегодня Россия, как и все человечество, находится в поисках новых форм своего бытия, наиболее адекватных современному динамическому состоянию мировой эволюции и особенностям российской цивилизации, российской духовности и культуры. Образование имеет решающее значение для развития личности, социальных институтов, общества в целом.

Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной.

Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети общеобразовательных учреждений, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений.

Современная общеобразовательная школа превратилась из замкнутой системы в диалектически развивающуюся открытую систему, которая создается обществом для выполнения социально задаваемых функций и не может существовать независимо от общества. Закон РФ «Об образовании» ставит перед школой конечные цели, регламентирует ее деятельность, но способы достижения этих целей школа выбирает самостоятельно на основании всестороннего анализа государственного и социального заказа на образовательные услуги, готовности педагогического коллектива решать эти задачи, способности администрации управлять саморазвитием школы в современных условиях, наличием материальной и технической базы.


Повышение качества образования является одной из главных целей, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркивается, что качество образования отражается не только в формировании знаний, умений и компетенций обучающихся, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и в их гражданственности, правосознании, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям и самосовершенствоваться.

Условия повышения качества образования в школе


Одной из главных проблем реформы образования является повышение его качества. Но самое главное - это глубокое осознание этой проблемы, понимание качества образования, того, что его определяет и от чего оно зависит, как его улучшить и почему этот процесс медленный и трудный. Одной из предпосылок повышения качества образования в средних учебных заведениях является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система партнерства, как действенный инструмент вовлечения широкого круга заинтересованных сторон в обсуждение и решение вопросов развития образования, способный достичь конструктивного соглашения и выработать единую образовательную политику.

Этими школьными партнерами могут быть в основном родители учащихся. В то же время изменения в обществе и школьной системе оказали негативное влияние на взаимодействие между школой и семьей. Круг вопросов сотрудничества между школой и семьей ограничивался вопросами, связанными с обучением ребенка, отклонениями в его поведении и материальными вопросами поддержки в школе. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда соответствует текущим потребностям школы и семьи в области образования.

Формализация взаимодействия с семьей со стороны школы и нежелание учителей менять существующие негативные стереотипы в этой сфере приводят к кризису существующей системы взаимодействия "школа-семья". Несмотря на это, школа и родители признают необходимость взаимодействия друг с другом в образовательном процессе. Теоретический анализ и понимание системы моделей и принципов, направленных на повышение качества образования в школе, позволили выявить и обосновать педагогические условия. Поэтому необходимо создать систему условий для эффективного повышения качества образования (в том числе обучения) в школе.



На теоретическом уровне:

  • внедрение системного подхода к организации процесса повышения качества;

  • разработка системы критериев и показателей качества образовательного процесса в целом и качества отдельных его страниц: условий, процессов и результатов.

На практическом уровне:

Для повышения качества условий образовательного процесса:

  • профессиональная подготовка преподавателя и его мотивация к достижению запланированных результатов;

  • возможность методической поддержки со стороны преподавателя;

  • места преподавателя (компьютер и другая оргтехника), оборудование рабочего места ученика, доступ к внешним ресурсам.

Для повышения качества процесса обучения:

  • субъект-субъектное обучение: роль ученика - это субъект обучения, а также его деятельность; роль учителя - организатор учебной деятельности;

  • создание стимулирующей образовательной среду;

  • использование современных образовательных технологий, включая ИКТ;

  • применение проблемных методов обучения;

  • создание приятных условий обучения (атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки);

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса;

Для повышения качества результатов обучения:

  • ориентация обучения на достижение запланированного уровня знаний;

  • ориентация обучения на формирование личностных качеств в единстве со знаниями и умениями (обучение, основанное на компетенциях);

  • целенаправленное формирование универсальных учебных действий в единстве с темами;

  • организация мониторинга качества образования в целом и отдельных его частей: условия, процессы и результаты;

  • контроль качества обучения в процедурных и эффективных аспектах.

Реализация этих условий возможна несколькими способами. В литературных источниках такие методы описаны, но либо они не учитывают совокупность условий, либо способы реализации некоторых из них не конкретизированы. Поэтому необходимо разработать инновационную образовательную технологию, реализующую совокупность условий.

Современная общеобразовательная школа разнообразна и сложна, она постоянно меняется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно–правовых, экономических и содержательных. Важнейшей из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общем государственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. С педагогической точки зрения ориентация образования заключается не столько в приобретении учащимися определенного объема знаний, сколько в развитии личности.


Заключение


Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, добиться качественных образовательных результатов в соответствии с государственными стандартами и обеспечить необходимый уровень мотивации, здоровья и развития учащихся. Образовательные учреждения пытаются перейти от режима работы к режиму развития, конкретно занимаясь инновационной работой.

Изучение уровня обучения и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и востребовано для решения задач, связанных с совершенствованием преподавания, управлением учебно-воспитательным процессом, поскольку своевременно полученная информация о результатах работы преподавателя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю быстро реагируйте на трудности, оказывайте адресную помощь и регулируйте образовательный процесс.

Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе является административный контроль школы - основная функция управления, которая направлена на выполнение роли обратной связи между подсистемами образовательного учреждения.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, когда они сами контролируются: мы анализируем, правильны ли критерии оценки той или иной деятельности, мы ищем способы сравнения и сличения полученных данных, мы разрабатываем направления и этапы исправления выявленных недостатков.

Список использованной литературы


  1. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. 2016. – 31 с.

  2. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 359 с.

  3. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. М.: Педагогический поиск, 2018. – 250 с.

  4. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. М.: Педагогический поиск, 2015. – 220 с.

  5. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. 2018. № 3. – 35 с.

  6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. М.: Логос, 2016. – 223 с.

  7. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. - 2019. – 11 с.