Файл: Методика проведения уроков обобщения и систематизации знаний в выпускных классах.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика проведения уроков обобщения и систематизации знаний в выпускных классах
Учитель МКОУ СОШ №8
Багамагазиева Ольга Васильевна
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему систематизации и обобщения знаний учащихся.
Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: Различные формы систематизации знаний учащихся по математике.
Без хорошо налаженной формы и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения математике.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения».
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
Систематизация – мыслительная операция, которая выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений, мыслей в определённом порядке – пространственном, временном, логическом
Систематизация учебного материала может выражаться в приведении частей целого в какой-то порядок, в определённую систему, в которой отдельные части, располагаясь в известных отношениях друг к другу, составляют единое целое
Систематизация - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения
Цель систематизации знаний
и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность
Систематизация выполняет следующие функции:
1. Контролирующую.
2. Образовательную.
3. Диагностическую.
4. Прогностическую.
5. Развивающую.
6. Ориентирующую.
7. Воспитывающую.
Принципы систематиза-ции и обобщения
Целенаправ-
ленность
Объективность
Всесторон-
ность
Регулярность
Индивидуаль-
ность
Типы систематизации по результатам деятельности учащихся
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)
Самосистема-тизация (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
В соответствии с формами обучения выделяют 3 формы систематизации
Индивидуальная систематизация
Групповая систематизация
Фронтальная систематизация
Индивидуальная систематизация.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Групповая систематизация
При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму систематизации применяют:
а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения задач
в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.
Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.
Фронтальная систематизация
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Приёмы систематизации, способствующие формированию умений устанавливать связи и отношения между понятиями, представлять в наглядной форме результаты систематизирующей деятельности.
1. Составление различных таблиц.
Основные требования к таблицам: лаконичность и наглядность. В содержание таблиц могут войти формулы, условные обозначения. По характеру материала их можно разделить на систематизирующие и сравнения. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или других понятий одного вида. В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия.
2. Составление логической цепочки суждений.
Данный приём способствует развитию логического и аналитического мышления, развитию устной речи учащихся, формирует умение наглядно выражать свои умозаключения. Суть приёма заключается в том, что при изучении нового материала или повторении пройденного составляется схема, в которую входят все рассуждения в логическом порядке.
3. Составление классификационных схем.
При помощи классификационных схем устанавливаются связи родовидовых отношений между понятиями. Схемы позволяют экономно и наглядно показывать общее для понятий, их взаимосвязь, последовательность формирования, отношение рода и вида и т.д. Схемы можно применять как при объяснении нового материала, так и при повторении.
Составление классификационных схем
4. Составление граф-схем.
Данный приём не нашёл должного применения в школе. Одной из причин является недостаточная разработка методики применения.
Граф – это система отрезков, соединяющих множество точек. Отрезки – рёбра графа, точки – вершины графа. Если каждому ребру задано направление, то граф называется ориентированным. С помощью него можно наглядно представить направление структуры учебного материала выделить наиболее существенные связи между отдельными элементами системы знаний.
Деятельность учителя при подготовке к использованию данного приёма заключается в следующем:
выбрать учебный материал, систему понятий;
выделить основные компоненты учебного материала (вершины), подлежащие усвоению;
представить структуру учебного материала при помощи граф – схемы;
выделение в граф – схеме основных блоков знаний;
выделение в граф – схеме основных элементов знаний, имеющих наибольшее количество связей с другими элементами;
дать анализ системы понятий, представленных в виде граф – схемы.
Заключение
Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы систематизации , но и постоянно изобретать, внедрять свои средства систематизации. Умелое владение учителем различными формами систематизации знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Систематизация для учащихся должна быть обучающей.
В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
Для оформления презентации использован интернет-ресурс:
цифра.jpg
Спасибо за внимание!