Файл: Курсовая работа по теме Предметная область Кинотеатр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Кафедра Информационная безопасность

КУРСОВАЯ РАБОТА по теме «Предметная область - Кинотеатр»

по дисциплине

Современные IT-технологии

Выполнил: студент гр. ИБ750621

Поротикова Дарья Александровна

Проверила:
Баранова Елизавета Михайловна

Тула, 2023

Оглавление





ВВЕДЕНИЕ



Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Объектом исследования курсовой работы является функционирование сети кинотеатров, осуществляющих показ фильмов в оборудованных залах по всей России.

Предметом исследования курсовой работы является бизнес-процесс обслуживания клиентов по заказам билетов на сеансы.

Целью курсового проекта является разработка информационной системы для автоматизации процесса работы с посетителями кинотеатра. Также целью данной работы является ознакомление с основными принципами построения, использования и оптимизации реляционных баз данных.
Задачи курсового проекта:

  • провести системный анализ предметной области сети кинотеатров «Киноман»;

  • провести обзор информационных технологий, подходящих для разработки;

  • изучить аналогичные информационные системы данной предметной области;

  • описать требования, предъявляемы е к разработке данной базы данных;

  • разработать инфологическую модель базы данных;

  • обосновать выбор модели данных и осуществить логическое проектирование базы данных;

  • нормализовать спроектированную модель и составить схему базы данных;

  • осуществить реализацию БД на выбранной СУБД;



Данная тема актуальна, так как большое количество людей заинтересовано в просмотре шедевров современного кинематографа «на больших экранах».

Д анная задача будет решаться с помощью анализа предметной области, ее формализации с помощью функциональных зависимостей. Затем необходимо провести этапы минимизации системы функциональных зависимостей, описывающих предметную область, и на основании полученной редуцированной системы спроектировать требуемую модель базы данных [1].

ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АСУ «Кинотеатр»



Кинотеатр должен предоставлять клиентам быстрый и удобный способ приобретения билетов для последующего посещения киносеанса. База данных будет использоваться работниками для ведения учета посещений сеансов фильмов.

При работе с этой базой данных каждый работник может получить информацию обо всех проданных билетах на каждый сеанс фильмов, представленных к показу на текущий момент.

    1. Анализ объекта автоматизации «Киноман»



Предметом курсового проекта является сеть кинотеатров «Киноман», предлагающий посетителям просмотр новинок киноиндустрии в оборудованных залах. Приобрести билет на сеанс можно в кассах кинотеатров. Посетитель может оформить личную клиентскую карту, дающую некоторые бонусы за ее использование, однако это не обязательное действие, и билет возможно приобрести, оставшись инкогнито.


Рисунок 1 - Организационная структура
Руководитель производит общее руководство по организации взаимодействия всех работников.
Кассир занимается продажей билетов на кассе, информация о продаже вносится в БД.
Администратор контролирует работу кассиров, а так занимается распределением сеансов на каждый день.
Посетитель кинотеатра проходит на кассу, где выбирает желаемый фильм и сеанс на него. При желании посетитель может предъявить клиентскую карту.
В кинотеатре ведется учет всех сотрудников, клиентов с бонусной картой, фильмов, сеансов и их посещений.

Сотрудник кинотеатра имеет следующую информацию:

  • ФИО

  • Дата рождения

  • Паспортные данные

  • Телефон

  • Адрес

  • Дата приема на работу


Информация о клиенте:

  • ID клиента (создается автоматически)

  • ФИО

  • Номер карты (при наличии)



Информация по бонусной карте:

  • Номер карты

  • Телефон

  • Дата рождения


Информация о фильме:

  • Название фильма

  • Дата премьеры

  • Страна производства


Информация о сеансах:

  • Название фильма

  • Время сеанса

  • Формат 2D/3D


Информация о расценках:

  • Стоимость билета на определенный сеанс для обычного посетителя

  • Стоимость билета на определенный сеанс для владельца бонусной карты


Информация о посещении сеанса:

  • ID клиента

  • Фильм

  • Выбранный сеанс

  • Сумма

  • Сотрудник, оформивший покупку билета

  • Дата транзакции



    1. Обзор информационных технологий, подходящих для разработки БД



СУБД — комплекс программ, позволяющих создать базу данных (БД) и манипулировать данными (вставлять, обновлять, удалять и выбирать).

Система обеспечивает безопасность, надёжность хранения и целостность данных, а также предоставляет средства для администрирования БД.
Классификация СУБД:
● Иерархические

● Сетевые

● Реляционные

● Объектно-ориентированные

● Объектно-реляционные
Современная СУБД содержит следующие компоненты:
Ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию.
Процессор языка БД, обеспечивает оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода.
Подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД.
Сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.
СУБД можно условно разделить на следующие классы:
домашние (настольные) СУБД – подходят для использования в домашних условиях и создания небольших баз данных;
полупрофессиональные СУБД – в основном используются предприятиями малого бизнеса для проектирования баз данных обычных размеров;
профессиональные СУБД – пригодны для использования в любых бизнес-предприятиях и крупных корпорациях, служат для создания баз данных любых размеров.
Примеры СУБД:
Microsoft Office Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения
, работающие с базами данных.

Основные компоненты MS Access: построитель таблиц;

построитель экранных форм;
построитель SQL-запросов (язык SQL в MS Access не соответствует стандарту ANSI);

построитель отчётов, выводимых на печать.
Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.
Microsoft Jet Database Engine, которая используется в качестве движка базы данных MS Access является файл-серверной СУБД и потому применима лишь к приложениям, работающим с небольшими объёмами данных и при небольшом числе пользователей, одновременно работающих с этим данными. Непосредственно в Access отсутствует ряд механизмов, необходимых в многопользовательских БД, таких, например, как триггеры [2].
Встроенные средства взаимодействия MS Access со внешними СУБД с использованием интерфейса ODBC снимают ограничения, присущие Microsoft Jet Database Engine. Инструменты MS Access, которые позволяют реализовать такое взаимодействие называются «связанные таблицы» (связь с таблицей СУБД) и «запросы к серверу» (запрос на диалектеSQL, который«понимает» СУБД) [3].
Корпорация Microsoft для построения полноценных клиент-серверных приложений на базе MS Access рекомендует использовать в качестве движка базы данных СУБД MS SQL Server. При этом имеется возможность совместить с присущей MS Access простотой инструменты для управления БД и средства разработки.
Известны также реализации клиент-серверных приложений на базе связки Access 2003 c другими СУБД, в частности,MySQL.
MySQL является собственностью компании Sun Microsystems, осуществляющей разработку и поддержку приложения. Распространяется под GNU General Public License и под собственной коммерческой лицензией, на выбор. Помимо этого, компания MySQL AB разрабатывает функциональность по заказу лицензионных пользователей, именно
благодаря такому заказу почти в самых ранних версиях появился механизм репликации.
MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в LAMP. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удалённые клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.
Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц [4].

MySQL имеет API для языков Delphi, C, C++, Эйфель, Java, Лисп, Perl, PHP, Python, Ruby, Smalltalk и Tcl, библиотеки для языков платформы

.NET, а также обеспечивает поддержку для ODBC посредством

ODBC-драйвера MyODBC.
Oracle Database - первая в мире база данных, разработанная специально для работы в сетях распределенных вычислений. Oracle Database предназначена для эффективного развертывания на базе различных типов оборудования, от небольших серверов до Oracle Enterprise Grid мощных многопроцессорных серверных систем, от отдельных кластеров до корпоративных распределенных вычислительных систем.
Oracle Database позволяет пользователям виртуализировать использование аппаратного обеспечения - серверов и систем хранения данных. Oracle Database обладает технологиями, которые позволяют администраторам надежно хранить и быстро распределять и извлекать данные для пользователей и приложений, работающих в сетях Grid. Oracle Database значительно повышает производительность обработки данных и включает в себя удобные средства администрирования [5].

Oracle Database предоставляет возможность автоматической настройки и управления, которая делает ее использование простым и экономически выгодным.
Ее уникальные возможности осуществлять управление всеми данными предприятия - от обычных операций с бизнес-информацией до динамического многомерного анализа данных (OLAP), операций с документами формата XML, управления распределенной/локальной информацией - делает ее идеальным выбором для выполнения приложений, обеспечивающих обработку оперативных транзакций, интеллектуальный анализ информации, хранение данных и управление информационным наполнением.
Некоторые ключевые возможности Oracle Database:
Real Application Cluster (RAC) обеспечивает работу одного экземпляра базы данных на нескольких узлах grid, позволяя управлять нагрузкой и гибко масштабировать систему в случае необходимости.
Automatic Storage Management (ASM) позволяет автоматически распределять данные между имеющимися ресурсами систем хранения данных, что повышает отказоустойчивость системы и снижает общую стоимость владения (TCO).
Производительность. Oracle Database позволяет автоматически управлять уровнями сервиса и тиражировать эталонные конфигурации в рамках всей сети.
Простые средства разработки. Новый инструмент разработки приложений HTML DB позволит простым пользователям создавать эффективные приложения для работы с базами данных в короткие сроки.
Самоуправление. Специальные механизмы Oracle Database позволяют самостоятельно перераспределять нагрузку на систему, оптимизировать и корректировать SQL-запросы, выявлять и прогнозировать ошибки.