ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития звукопроизношения старшего дошкольника
1.1. Взгляды учёных на проблему развития звукопроизношения
1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация
1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звукопроизношения старшего дошкольника
2.1. Диагностика уровня развития звукопроизношения у старшего дошкольника
-
«Наоборот»; -
«Назови три слова»; -
«Кто кем хочет стать?»; -
«Что вы видите вокруг?» (Употребление трудных форм глагола); -
«Скажи, какое» (Употребление названия предметов, подбор прилагательных).
Для детей старшего возраста чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе 10 партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью [22].
Широко использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. На самом первом этапе артикуляционной гимнастики необходимо учить детей выделять звук. В качестве примера можно играть с детьми в следующие игры:
-
«Заводные игрушки» Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
[Ж] – полетел жучок;
[Р] – затарахтел игрушечный мотоцикл;
[Ц] – запрыгала белочка;
[Ф] – зафыркал ёжик.
-
«Волшебный кубик». Используем в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», – и кидает кубик. Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У–У–У.
Дидактические игры, которые проводятся на занятиях, применяются и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний.
Игры по развитию речи, используются во всех режимных моментах, кроме этого, их можно использовать во всей образовательной деятельности. Некоторые игры и занятия с детьми начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата [11].
Таким образом, дидактические игры в развитии звукопроизношения старшего дошкольника имеют большое значение. В процессе дидактических игр дошкольники подбирают слова с заданными звуками;
-
развитие слухового восприятия, речевого слуха; -
развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений; -
формирование навыков восприятия и различения звуков речи.
Освоение правильным звукопроизношением дошкольников, имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.
Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звукопроизношения старшего дошкольника
2.1. Диагностика уровня развития звукопроизношения у старшего дошкольника
В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно-экспериментальная деятельность, направленная на выявление уровня развития звукопроизношения старших дошкольников.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОАУ «Детский сад №144» г. Оренбурга.
С целью проверки гипотезы была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли воспитанники учреждения старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-7 лет. Выбор детей в группе осуществлялась произвольно.
Цель исследования: экспериментально доказать эффективность развития звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры.
Цель обусловила решение следующих задач педагогического эксперимента:
-
определить этапы экспериментальной работы, задачи и методы каждого из них; -
определить критерии, показатели уровня развития звукопроизношения старшего дошкольника; -
подобрать комплекс дидактических игр и определить их эффективность развития звукопроизношения у старшего дошкольника.
Для достижения цели исследования и реализации поставленных задач мы разработали программу педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
-
констатирующий; -
формирующий; -
контрольный.
Задачами констатирующего этапа являются:
-
подбор диагностических методик, подготовка к исследованию; -
организация практической работы с дошкольниками по определению уровня развития звукопроизношения; -
анализ полученных результатов.
На формирующем этапе реализуются следующие задачи:
-
создание предметно-развивающей среды; -
подобрать серию специальных дидактических игр, направленных на развитие звукопроизношения старших дошкольников; -
внедрение специальных дидактических игр в работу с дошкольниками, направленных на развитие звукопроизношения.
Задачи контрольного этапа:
-
повторная диагностическая работа; -
анализ полученных данных.
Нами выбрана диагностическая методика Стребелевой Елены Анатольевны, состоящая из 3 заданий [19]. Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом детей.
Детям предлагалось выполнить следующие задания:
-
«Назови правильно».
Цель: Правильно произносить различные звуки в начале, середине, конце слова.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слова:
[С]: сад, коляска, глобус.
[С’]: василек, такси.
[3]: замок, Незнайка.
[Н’]: земляника, низко
[Ц]: цапля, кольцо, индеец
[Ш]: шашки, ошейник, карандаш.
[Ж]: жаба, жук, лыжи.
[Щ]: щука, щенок, плащ.
[Ч]: чайник, печенье, мяч.
[Л]: лампа, волк, стол.
[Л’]: лимон, плита, соль.
[Р]: рак, марки, мухомор.
[Р’]: река, пряники, фонарь.
[Й’]: лейка, яблоко, еж, крылья.
[К]: куртка, скрипка, шкаф.
[Г]: грабли, грелка, виноград.
[X]: хлеб, сухарь.
-
«Повтори правильно».
Цель: Правильно произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова, во фразе, в предложениях.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения:
«У Зины зонт. У сома усы. Кузнец кует цепь. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. У ежа ежата. Дятел долбит ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют».
-
«Считалки»
Цель: Правильно произносить звуки в процессе проговаривания текста считалки.
Методика обследования: Взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка.
Начинается считалка: На дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал. За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, Мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок? (Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)
За правильное выполнение задания ребенку назначалось 3 балла. Если ребенок допускал ошибки – 2 балла, если ребенок не справился с заданием или справился плохо – 1 балл.
На основе данных критериев мы выделили три уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития звукопроизношения
Уровень | Показатели | Баллы |
Высокий уровень | Ребенок, выполняя задание, правильно, безошибочно произносит те или иные звуки | 9-8 баллов |
Средний уровень | Ребенок, выполняя задание, произносит звуки с незначительными ошибками | 7-6 баллов |
Низкий уровень | Ребенок, выполняя задание, сталкивается с трудностями в произношении звуков, произносит звуки с ошибками | 5-3 балла |
Высокий уровень соответствует 9-8 баллам, средний уровень 7-6 баллам, низкий уровень 5-3 балам.
В результате диагностики, проведенной на констатирующем этапе эксперимента, используя методику Е.А. Стребелевой, мы получили следующие данные, представленные в таблице 3 и рисунке 1.
Таблица 3
Результаты изучения уровня развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
№ | Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Сумма баллов | Уровень |
1 | Ева Б. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
2 | Валентина Г. | 2 балла | 1 балл | 1 балл | 4 балла | Низкий |
3 | Валерия Л. | 3 балла | 1 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
4 | Семён К. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
5 | София А. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
6 | Маргарита К. | 2 балл | 2 балл | 1 балл | 5 балла | Низкий |
7 | Ярослава К. | 3 балла | 3 балла | 2 балла | 8 баллов | Высокий |
8 | Регина М. | 2 балл | 1 балл | 1 балл | 4 балла | Низкий |
9 | Егор М. | 2 балл | 2 балл | 1 балл | 5 балла | Низкий |
10 | Матвей О. | 2 балл | 1 балл | 1 балл | 4 балла | Низкий |