Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение


Изучая теоретические основы проблемы, мы рассмотрели взгляды ученых на проблему развития звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры.

Проблемой развития звукопроизношения старшего дошкольника занимались многие отечественные и зарубежные ученые, однако проблема остаётся до конца неизученной.

Развитие звукопроизношения у дошкольников является важной частью образовательного процесса. Для эффективного развития звукопроизношения используются дидактические игры.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Следует отметить, что педагог должен использовать различные средства воздействия на ребенка. В течение всей игры у детей необходимо поддерживать интерес к деятельности, чтобы цель и задачи были достигнуты.

Дидактические игры в развитии звукопроизношения старшего дошкольника имеют большое значение. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Важно проводить диагностику развития звукопроизношения у дошкольников старшего возраста, а также осуществлять работу по ее развитию с помощью дидактических игр.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОАУ «Детский сад №144» г. Оренбурга.

Эксперимент проводился в три этапа:

I этап – констатирующий. На данном этапе нами была проведена диагностика сформированности звукопроизношения у дошкольников старшего возраста. Диагностика осуществлялась при помощи методики Стребелевой Елены Анатольевны, состоящая из 3 заданий. На данном этапе была определена экспериментальная группа детей (в исследовании приняли участие 10 дошкольников старшего возраста). Диагностика констатирующего этапа показала, что в группе исследования требуется работа (у 5 (60%) дошкольников низкий уровень звукопроизношения).

II этап – формирующий. На данном этапе в экспериментальной группе были проведены ряды наблюдений. На формирующем этапе нашего эксперимента, полученные материалы диагностики об уровне развития звукопроизношения дошкольников легли в основу разработки перспективного плана по речевому развитию детей.


III этап – контрольный. На этом этапе мы провели повторную диагностику после проведения работы по развитию уровня сформированности звукопроизношения у дошкольников старшего возраста при помощи ряда дидактических игр. Результаты контрольного этапа показали, что в исследуемой группе 2 ребенка с низким уровнем развития звукопроизношения.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу – процесс развития звукопроизношения старших дошкольников средствами дидактической игры будет эффективен, если подобрать серию специальных дидактических игр, направленных на развитие звукопроизношения старших дошкольников.
Литература

  1. Аббасова, Л. Э., Эстрина Н. Л. «Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры» 2019.

  2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2020. – 159 с.

  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика–Синтез, 2019. – 272 с.

  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2018.

  5. Букиневич Е.С. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и общество Мозырь: Содействие, 2019. – 104 с.

  6. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2–е изд. – М.: Айрис–Пресс, 2019. – 160 с.

  7. Горшко, Е. В. «Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования» // Вестник науки и образования 2018.

  8. Григорьева, О. Ф., Никифирова Л. В.,Черкашина А. В. «Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» // Вестник Кемеровского государственного университета 2021, №3.

  9. Демиденко, Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей // Проблемы педагогики 2020.

  10. Коновалова, О. В. «Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения». Рубрика: 4. Дошкольная педагогика Опубликовано в V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014).

  11. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир Мозырь: Содействие, 2018. – 96 с.

  12. Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. Учреждений Минск: Народная света, 2020. – 223 с.

  13. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2020. – №4. – С. 105–112 с.

  14. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду» Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.: Мозаика-Синтез; Москва; 2008 ISBN 978-5-86775-312-2.

  15. Медведева, И. К. Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста / И. К. Медведева, Е. С. Куланина, М. М. Прохорова. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 51-53.

  16. Окунева, С. Е. Особенности Формирования фонематичесокого восприятия у дошкольников//Вестник костромского государственного университета. Серия педагогика, психология. Социокинетика 2017 №3.

  17. Первова Галина Михайловна «Из истории филологического образования дошкольников: на материале знаменитой книги «От двух до пяти» // Вестник ТГУ. 2019. №198.

  18. Петрова, Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2019.

  19. Программа «От рождения до школы» издание пятое (инновационное) дополненное и переработанное под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой мозаика – синтез Москва, 2019.

  20. Стребелева, Е.А «Психолого-педагогическая диагностика детей развития детей раннего и дошкольного возраста» Методическое с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» 2-е издание Москва «Просвещение» 2005.

  21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 4.11.2013 N 30384).

  22. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение, Владос, 2019 – 291 с.

  23. Шемякина, И. Н. Организация воспитания и обучения дидактическая игра как эффективный метод обучения, 2021.

  24. Эльконин, Д. Б. // психология детей дошкольного возраста // -М 2016



Приложение


Перспективное планирование по развитию звукопроизношения старших дошкольников средствами дидактической игры

Месяц, неделя

Название игры

Дидактическая задача

Февраль

1неделя

«Лягушка ловит комариков»

Прослушать слово и определить какой звук в нем находится, правильно произнеся его [з]; [з’]»

«Африка»

Определить какое животное изображено на картинке и правильно произнести в слух, какой звук в названии животного спрятан: [р] [р’] [л] [л’] [р] и [л] или [р'] и [л’]

«Поезд»


Выделить картинки со звуками [л] [р] из предложенных и произнести название предмета изображенного на картинке правильно произнося звуки [л] [р]

«Назови одним словом»

Прослушать слова и определить к какой группе они относятся, выделяя в словах звук [р]

Февраль

2 неделя

«Изменилась песенка»

Правильно произносить звуки [ж] и [ш]

«Подсолнух»

Правильно произносить звук [л] в словах

«Скажи ласково»

Правильно произносить звук [р] в разных частях слова: в начале, в конце, в середине

Февраль

3 неделя

«Скажи наоборот»

Правильно произносить звуки [р], [р’] в разных частях слова

«Рыбалка»

Правильно произносить шипящие звуки [ш], [щ] в разных частях слов: начало, середина, конец

«Жадный кот»

Правильно произносить звуки [ш], [ж] в разных частях слова: начало, середина, конец.