Файл: Отчет по преддипломной практике Выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 959

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

1.1 Организационная структура и кадровый состав Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

1.2. Основные направления деятельности, задачи и функции юрисконсульта Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

2. Теоретические аспекты защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации

Заключение В ходе прохождения преддипломной практики совместно с руководителями практики было выполнено следующее индивидуальное задание:- изучены правовые основы организации и деятельности принимающей стороны (проанализировать нормативную базу, на основе которой осуществляется деятельность организации; нормативную базу, на которую опирается организация при осуществлении своей деятельности);- изучена структура организации и основные направления деятельности организации;- я принимал участие в разработке правовых актов и подготовке юридических документов;- я принимал участие в подготовке решений, принимаемых должностными лицами организации, при применении законодательства;- я принимал участие в подготовке юридических заключений по различным правовым вопросам для дачи юридических консультаций;- мною был проведен анализ юридической деятельности организации;- был собран фактический (эмпирический) материал для написания ВКР на тему: «Государственная национальная политика России в области защиты прав потребителей: понятие, цель, задачи, основные направления, механизм реализации и приоритетные направления». Список использованных источников и литературы Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 15. – Ст. 1691; 2014. – № 31. – Ст.4398. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.10.2019) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95–ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 2. – Ст. 150. О техническом регулировании: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5140. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 49. – Ст. 5491. О почтовой связи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3697. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 48. – Ст. 6794. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Электрон. текст. дан. – URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2020). Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. 30.11.2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Электрон. текст. дан. – URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2020). Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2018 г. № 74-КГ17-10 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2018 г. № 46-КГ17-16 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 18-КГ16-66 [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2017 г. № 46-КГ17-16. [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 4-КГ16-40 [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http:// судебные решения.рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.20) Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 сентября 2018 г. по делу № А03-3145/2017 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Решение Железнодорожного районного суда № 2-1449/2016 2-1449/2016

Приложения Приложение 1Приложение № 2к приказу от 10.08.2007 № 224ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет задачи, функции, полномочия и организацию деятельности отдела юридического обеспечения (далее – отдел) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление).2. Отдел Управления организован в соответствии с приказом Управления и является его структурным подразделением. Отдел подчиняется руководителю Управления. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, а также настоящим Положением. 5. Положение об отделе утверждается приказом руководителя Управления (изменения и дополнения в положения вносятся в том же порядке).6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, в том числе его территориальными отделами, федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».По поручению руководителя Управления отдел вправе осуществлять взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.7. Деятельность отдела осуществляется в соответствии с планами работы Управления, а также поручениями руководителя Управления.II. ЗАДАЧИ ОТДЕЛА8. Основной задачей отдела является правовое обеспечение деятельности Управления по осуществлению надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.III. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА9. В соответствии с возложенными задачами отдел Управления выполняет следующие функции: участие в обеспечении и проверка соблюдения законности должностными лицами Управления в процессе проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей. организация соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; проведение анализа практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей; представление интересов Управления в судебных инстанциях, правоохранительных органах и в органах прокуратуры; 9.5. участие в работе по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА10. Отдел в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия: осуществляет правовую экспертизу локальных нормативных актов Управления, а также принимает участие в их подготовке; принимает меры по изменению или отмене актов Управления, в том числе изданных с нарушением действующего законодательства; подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности Управления, а также по проектам нормативных актов, поступающих на согласование в Управление; 10.4 ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрениясудебных дел;10.5 участвует в рассмотрении проектов государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;10.6 участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению служебной дисциплины в Управлении;10.7 участвует в проведении служебных проверок в Управлении; обеспечивает информирование служащих Управления о действующем законодательстве, а также организацию работы по изучению служащими Управления нормативных правовых актов, относящихся к их служебной деятельности; консультирует сотрудников Управления по правовым вопросам; подготавливает для структурных подразделений Управления справочные материалы по законодательству; обобщает совместно с другими структурными подразделениями Управления практику применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; организует контроль за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях; участвует в рассмотрении обращений граждан и юридических лиц; 10.14 принимает участие в издании в установленном порядке индивидуальных правовых актов, методических, информационно-справочных и иных документов по вопросам, отнесенным к своей компетенции; участвует в подготовке предложений в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления о приведении в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; ведение делопроизводства в отделе; осуществляет сбор, обработку, обобщение форм государственного и отраслевого статистического наблюдения и иных форм отчетности; участвует в формировании ежегодного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в субъекте Российской Федерации; организует и проводит конференции, совещания, семинары по вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, участвует в их работе; 10.20 предоставляет информацию для web-сайта Управления;10.21 запрашивает в установленном порядке и получает на безвозмездной основе от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей материалы и сведения в пределах компетенции Управления; привлекает в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; участвует в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля в сфере защиты прав потребителей; 10.24 привлекает по согласованию с руководством Управления, руководителей структурных подразделений, работников Управления для подготовки локальных нормативных актов, проектов актов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;10.25 исполняет иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации.11. Возложение на отдел функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА12. Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления.13. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления по представлению начальника отдела.14. В период отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя Управления.15. Специалисты отдела являются федеральными государственными гражданскими служащими. Их правовой статус, в том числе квалификационные требования, права, обязанности, ответственность определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регламентирующими вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы, настоящим положением, должностными регламентами, разрабатываемыми на основании настоящего положения, а также служебными контрактами.16. Начальник отдела имеет право:16.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение руководства Управления:- проекты документов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;- предложения по вопросам, связанным с оптимизацией и совершенствованием работы отдела, в том числе по повышению квалификации и совершенствованию знаний и навыков работников отдела; предложения о поощрении и дисциплинарных взысканиях работников отдела; предложения о заключении договоров, контрактов и соглашений по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 16.2. Согласовывать проекты актов Управления и документов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.17. Возложение на специалистов отдела обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к компетенции отдела, не допускается.18. Начальник отдела несет ответственность за выполнение возложенных на отдел задач, надлежащую организацию работы отдела, своевременное и квалифицированное выполнение заданий и поручений руководства Управления.19. Специалисты отдела несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, служебным контрактом и должностным регламентом. 1 Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю" (утв. приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 754) (ред. от 17.03.2017) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 2 Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 21.05.2013) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 13.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 4 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 5 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 6 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О качестве и безопасности пищевых продуктов""// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 7 Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 8 Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 9 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 15. – Ст. 1691; 2014. – № 31. – Ст.4398. 10 Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р: распоряжение Правительства РФ от 23.03.2018 N 481-р // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 11 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 12 Резолюция 70/186 Защита интересов потребителей, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 22 декабря 2015 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 13 Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: приказ Роспотребнадзора от 29.12.2018 N 1099 (ред. от 04.06.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.20). 14 О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: паспорт проекта Федерального закона N 674572-7 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 15 О внесении изменений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей: федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 31.10.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 16 О требованиях к выполнению работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации: письмо Роспотребнадзора от 12.02.2018 N 01/1840-2018-32 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 17 Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 18 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 19 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 20 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 21 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 22 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 23 Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2017. N 9. С. 56-58. 24 Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 10. С. 22 25 Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей // Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 октября 2018 г. URL: http://www.supcourt.ru/documents/all/27257/ (дата обращения: 10.01.2020) 26 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 27 Богдан В. В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. Курск , 2015. С. 283. 28 Арабей Е.А. Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 1636. 29 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М. 2003. С. 660. 30 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 31 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 32 Там же. 33 Решение Железнодорожного районного суда № 2-1449/2016 2-1449/2016М-1686/2016 М-1686/2016 от 26 октября 2016 г. по делу № 2-1449/2016 // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. URL: http:// судебные решения.рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) 1   2   3   4   5   6



Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления: обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей; защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; продвижение принципов рациональной модели потребления; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей; расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

В 2018 году была предусмотрена разработка концепции кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на основе анализа национального и международного законодательства и его правоприменительной практики в этой сфере (далее - Концепция кодификации). Концепция кодификации была утверждена13 на основе предварительного анализа опыта систематизации правовых норм в ряде государств (Германия, Италия, Бразилия), а также по результатам всестороннего обсуждения этого вопроса на 26 заседании Консультативного совета по защите прав потребителей, состоявшемся 27 декабря 2018 года.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году и неоднократно изменялся. При этом нормы, касающиеся защиты прав потребителей, содержатся в целом ряде кодексов, а также в отраслевом законодательстве, в частности, Федеральном законе «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и др.

Концепцией кодификации утвержден план мероприятий по кодификации и систематизации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, который включает в себя как этапы научно-практической проработки указанного вопроса, так и мероприятия, связанные с публичным обсуждением основных выводов и рекомендаций, сформированных на основе такого анализа. В рамках утвержденного плана мероприятий 4 апреля 2019 года в Роспотребнадзоре прошло экспертное обсуждение международного опыта кодификации законодательства о защите прав потребителей в целях его применения в Российской Федерации.


Работа над совершенствованием российского законодательства в сфере защиты прав потребителей будет продолжена с учетом лучших мировых практик, в том числе опыта Франции, Бразилии, Бельгии, Италии и ряда других стран, а также на основе международных рекомендаций и подходов, в обсуждении которых Роспотребнадзор принимает активное участие на площадках ВТО, G20, ЮНКТАД, ОЭСР, отстаивая национальные интересы и интересы российских потребителей. Окончание разработки нового законодательного акта Российской Федерации о защите прав потребителей планируется в 2023 году.

На протяжении 2018 года Роспотребнадзором и Минтрудом России разрабатывался проект федерального закона, предусматривающий установление особых мер защиты прав социально уязвимых групп потребителей и административной ответственности за их нарушение. Указанный законопроект был внесен в Правительство Российской Федерации в октябре 2018 года, а в марте 2019 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации14.

В целях усиления потенциала органов местного самоуправления по защите прав потребителей (в форме консультирования и судебной защиты) в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь прямо установлено, что мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей», относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В 2018 году разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении и исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей (недопустимых и несправедливых условий) и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках), а также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных».

При разработке указанных проектов федеральных законов была проанализирована и учтена зарубежная регуляторная практика в соответствующей сфере, подходы, сформированные в рекомендациях ОЭСР, а также российская правоприменительная практика. Законопроекты в целях формирования доверительной среды на рынке товаров, работ, услуг и применения бизнесом лучших практик предусматривают установление конкретного перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей, которые являются недопустимыми с точки зрения императивных требований законодательства или несправедливыми по отношению к потребителям в тех случаях, когда необоснованно ограничиваются их права, устанавливают перечень недобросовестных практик на потребительском рынке, а также предусматривают запрет для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении и исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные и административную ответственность за его нарушение. Весной 2019 года законопроекты внесены в Правительство Российской Федерации. Одним из ключевых законопроектов, являлся так называемый «Закон об агрегаторах», принятый 29 июля 2018 года

15. Он расширил сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет распространения её на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)». Указанный закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка (далее - агрегаторы), которые сформировали по сути новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей для них фактически не существовало.

Закон установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах. Также на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности. Так, если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги). Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.

В 2018 году подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров». Законопроект призван создать благоприятные условия для развития частных инициатив, направленных на обеспечение эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему. В законопроекте предусмотрена возможность привлечения сторонами спора экспертов, специалистов, медиаторов и иных независимых посредников в целях их содействия урегулированию спора посредством платформы онлайн-урегулирования споров. Законопроект основан на добровольности использования предусматриваемых онлайн-механизмов урегулирования споров и бесплатности их для потребителя. Устанавливая рамочные требования к платформам онлайн-урегулирования споров, их операторам и правилам онлайн-урегулирования споров с использованием названных платформ, законопроект создает основу для формирования конкурентной среды в данной сфере. На данный момент законопроект дорабатывается по поручению Правительства Российской Федерации.


Кроме того, принимая во внимание недостаточную развитость национальных онлайн-сервисов по урегулированию потребительских споров, Роспотребнадзором совместно с Минюстом России и сообществом медиаторов был подготовлен обзор зарубежного опыта регулирования отношений в области процедур, связанных с онлайн-урегулированием споров, который направлен в территориальные органы Роспотребнадзора16 для возможного практического использования при формировании лучших практик, связанных с онлайн-урегулированием споров (далее по тексту ОУС) на различных площадках, в том числе с участием медиаторов и общественных потребительских организаций. В обзоре отмечается, что механизмы ОУС имеют значительное распространение за рубежом, где практика разрешения споров в цифровой среде существует уже более 20 лет. Еще в 2004 года онлайн-платформ, предлагающих услуги ОУС, насчитывалось 115, и их число за последние годы существенно возросло. Значительное количество площадок ОУС имеет североамериканское происхождение и организовано частными компаниями.

В последнее десятилетие развитие получили не только частные инициативы. Развитие ОУС обсуждается на наднациональном уровне. Некоторые зарубежные государства создали правовую базу для развития механизма ОУС и даже публичные интернет-сервисы, нацеленные на реализацию данных механизмов.

В Российской Федерации Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»17 также предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, для чего в настоящее время завершается организационная работа по созданию необходимой инфраструктуры института уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг.

В 2018 году Роспотребнадзор приступил к разработке проекта Концепции создания и развития новой цифровой платформы для потребителей на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей и мобильного приложения для потребителей (далее - Концепция создания новой цифровой платформы для потребителей), которая была утверждена в апреле 2019 года и предусматривает создание цифровой платформы и мобильного приложения на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, с помощью которых потребителям будут предоставляться новые информационные сервисы, обеспечивающие дополнительные возможности для: развития потребительского просвещения, формирования навыков разумного и рационального потребления; повышения информированности потребителей о своих правах, о последовательности совершения конкретных действий, направленных на защиту своих потребительских прав; доступа к информации о субъектах национальной системы защиты прав потребителей (общественные объединения потребителей, органы муниципальной власти, продавцы, изготовители, исполнители и т. д.); содействия быстрому и эффективному разрешению и урегулированию споров в сфере защиты прав потребителей (за счет размещения актуальной информации о деятельности онлайн платформ по урегулированию споров с участием потребителей, медиаторов, организаций, уполномоченных на досудебное урегулирование споров) и др.


Также в 2018 году при непосредственном участии Роспотребнадзора разработаны два законопроекта, связанные с реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»18 обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на субъектов предпринимательской деятельности - продавцов (исполнителей), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Законопроектом предлагается расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность осуществления расчетов в безналичном порядке с использованием национальных платежных инструментов, либо наличными денежными средствами по выбору потребителя путем распространения указанных требований на владельца агрегатора и на продавцов, (исполнителей), осуществляющих продажу товаров и оказание услуг дистанционным способом. При этом предлагается поэтапное снижение порога выручки, при превышении которого продавец (исполнитель, владелец агрегатора) будет обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Данный законопроект внесен Роспотребнадзором в Правительство Российской Федерации в феврале 2019 года19.

В ряде регионов в 2018 году были заключены соглашения между МФЦ и территориальными органами Роспотребнадзора, размещены информационные стойки, оборудованы места для консультирования потребителей должностными лицами Роспотребнадзора. Например, в Ростовской области специалисты территориального органа Роспотребнадзора и консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» консультируют потребителей в 55 МФЦ. В связи с высоким спросом консультации потребителей осуществляются не только лично, но и с использованием платформы для видеосвязи WebEx, кроме того, на основе соглашения с Правительством Ростовской области организована подача письменных обращений через МФЦ по результатам устного консультирования специалистами Роспотребнадзора.

В рамках пилотного проекта в регионах отрабатывались различные возможности автоматизации и повышения эффективности процессов консультирования потребителей: