Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 959
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления: обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей; защита потребительских прав социально уязвимых групп населения; стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей; предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях; развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах; продвижение принципов рациональной модели потребления; содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей; расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
В 2018 году была предусмотрена разработка концепции кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на основе анализа национального и международного законодательства и его правоприменительной практики в этой сфере (далее - Концепция кодификации). Концепция кодификации была утверждена13 на основе предварительного анализа опыта систематизации правовых норм в ряде государств (Германия, Италия, Бразилия), а также по результатам всестороннего обсуждения этого вопроса на 26 заседании Консультативного совета по защите прав потребителей, состоявшемся 27 декабря 2018 года.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году и неоднократно изменялся. При этом нормы, касающиеся защиты прав потребителей, содержатся в целом ряде кодексов, а также в отраслевом законодательстве, в частности, Федеральном законе «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и др.
Концепцией кодификации утвержден план мероприятий по кодификации и систематизации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, который включает в себя как этапы научно-практической проработки указанного вопроса, так и мероприятия, связанные с публичным обсуждением основных выводов и рекомендаций, сформированных на основе такого анализа. В рамках утвержденного плана мероприятий 4 апреля 2019 года в Роспотребнадзоре прошло экспертное обсуждение международного опыта кодификации законодательства о защите прав потребителей в целях его применения в Российской Федерации.
Работа над совершенствованием российского законодательства в сфере защиты прав потребителей будет продолжена с учетом лучших мировых практик, в том числе опыта Франции, Бразилии, Бельгии, Италии и ряда других стран, а также на основе международных рекомендаций и подходов, в обсуждении которых Роспотребнадзор принимает активное участие на площадках ВТО, G20, ЮНКТАД, ОЭСР, отстаивая национальные интересы и интересы российских потребителей. Окончание разработки нового законодательного акта Российской Федерации о защите прав потребителей планируется в 2023 году.
На протяжении 2018 года Роспотребнадзором и Минтрудом России разрабатывался проект федерального закона, предусматривающий установление особых мер защиты прав социально уязвимых групп потребителей и административной ответственности за их нарушение. Указанный законопроект был внесен в Правительство Российской Федерации в октябре 2018 года, а в марте 2019 года Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации14.
В целях усиления потенциала органов местного самоуправления по защите прав потребителей (в форме консультирования и судебной защиты) в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь прямо установлено, что мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей», относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В 2018 году разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении и исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей (недопустимых и несправедливых условий) и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках), а также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных».
При разработке указанных проектов федеральных законов была проанализирована и учтена зарубежная регуляторная практика в соответствующей сфере, подходы, сформированные в рекомендациях ОЭСР, а также российская правоприменительная практика. Законопроекты в целях формирования доверительной среды на рынке товаров, работ, услуг и применения бизнесом лучших практик предусматривают установление конкретного перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей, которые являются недопустимыми с точки зрения императивных требований законодательства или несправедливыми по отношению к потребителям в тех случаях, когда необоснованно ограничиваются их права, устанавливают перечень недобросовестных практик на потребительском рынке, а также предусматривают запрет для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении и исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные и административную ответственность за его нарушение. Весной 2019 года законопроекты внесены в Правительство Российской Федерации. Одним из ключевых законопроектов, являлся так называемый «Закон об агрегаторах», принятый 29 июля 2018 года
15. Он расширил сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет распространения её на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)». Указанный закон вступил в силу с 1 января 2019 года. Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка (далее - агрегаторы), которые сформировали по сути новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей для них фактически не существовало.
Закон установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах. Также на агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности. Так, если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги). Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.
В 2018 году подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров». Законопроект призван создать благоприятные условия для развития частных инициатив, направленных на обеспечение эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему. В законопроекте предусмотрена возможность привлечения сторонами спора экспертов, специалистов, медиаторов и иных независимых посредников в целях их содействия урегулированию спора посредством платформы онлайн-урегулирования споров. Законопроект основан на добровольности использования предусматриваемых онлайн-механизмов урегулирования споров и бесплатности их для потребителя. Устанавливая рамочные требования к платформам онлайн-урегулирования споров, их операторам и правилам онлайн-урегулирования споров с использованием названных платформ, законопроект создает основу для формирования конкурентной среды в данной сфере. На данный момент законопроект дорабатывается по поручению Правительства Российской Федерации.
Кроме того, принимая во внимание недостаточную развитость национальных онлайн-сервисов по урегулированию потребительских споров, Роспотребнадзором совместно с Минюстом России и сообществом медиаторов был подготовлен обзор зарубежного опыта регулирования отношений в области процедур, связанных с онлайн-урегулированием споров, который направлен в территориальные органы Роспотребнадзора16 для возможного практического использования при формировании лучших практик, связанных с онлайн-урегулированием споров (далее по тексту ОУС) на различных площадках, в том числе с участием медиаторов и общественных потребительских организаций. В обзоре отмечается, что механизмы ОУС имеют значительное распространение за рубежом, где практика разрешения споров в цифровой среде существует уже более 20 лет. Еще в 2004 года онлайн-платформ, предлагающих услуги ОУС, насчитывалось 115, и их число за последние годы существенно возросло. Значительное количество площадок ОУС имеет североамериканское происхождение и организовано частными компаниями.
В последнее десятилетие развитие получили не только частные инициативы. Развитие ОУС обсуждается на наднациональном уровне. Некоторые зарубежные государства создали правовую базу для развития механизма ОУС и даже публичные интернет-сервисы, нацеленные на реализацию данных механизмов.
В Российской Федерации Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»17 также предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, для чего в настоящее время завершается организационная работа по созданию необходимой инфраструктуры института уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг.
В 2018 году Роспотребнадзор приступил к разработке проекта Концепции создания и развития новой цифровой платформы для потребителей на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей и мобильного приложения для потребителей (далее - Концепция создания новой цифровой платформы для потребителей), которая была утверждена в апреле 2019 года и предусматривает создание цифровой платформы и мобильного приложения на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, с помощью которых потребителям будут предоставляться новые информационные сервисы, обеспечивающие дополнительные возможности для: развития потребительского просвещения, формирования навыков разумного и рационального потребления; повышения информированности потребителей о своих правах, о последовательности совершения конкретных действий, направленных на защиту своих потребительских прав; доступа к информации о субъектах национальной системы защиты прав потребителей (общественные объединения потребителей, органы муниципальной власти, продавцы, изготовители, исполнители и т. д.); содействия быстрому и эффективному разрешению и урегулированию споров в сфере защиты прав потребителей (за счет размещения актуальной информации о деятельности онлайн платформ по урегулированию споров с участием потребителей, медиаторов, организаций, уполномоченных на досудебное урегулирование споров) и др.
Также в 2018 году при непосредственном участии Роспотребнадзора разработаны два законопроекта, связанные с реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»18 обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на субъектов предпринимательской деятельности - продавцов (исполнителей), у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
Законопроектом предлагается расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность осуществления расчетов в безналичном порядке с использованием национальных платежных инструментов, либо наличными денежными средствами по выбору потребителя путем распространения указанных требований на владельца агрегатора и на продавцов, (исполнителей), осуществляющих продажу товаров и оказание услуг дистанционным способом. При этом предлагается поэтапное снижение порога выручки, при превышении которого продавец (исполнитель, владелец агрегатора) будет обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов. Данный законопроект внесен Роспотребнадзором в Правительство Российской Федерации в феврале 2019 года19.
В ряде регионов в 2018 году были заключены соглашения между МФЦ и территориальными органами Роспотребнадзора, размещены информационные стойки, оборудованы места для консультирования потребителей должностными лицами Роспотребнадзора. Например, в Ростовской области специалисты территориального органа Роспотребнадзора и консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» консультируют потребителей в 55 МФЦ. В связи с высоким спросом консультации потребителей осуществляются не только лично, но и с использованием платформы для видеосвязи WebEx, кроме того, на основе соглашения с Правительством Ростовской области организована подача письменных обращений через МФЦ по результатам устного консультирования специалистами Роспотребнадзора.
В рамках пилотного проекта в регионах отрабатывались различные возможности автоматизации и повышения эффективности процессов консультирования потребителей: