ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРМИНОВ «БЕЖЕНЕЦ» И «ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ»
1.1 Раскрытие понятий «беженец» и «вынужденный переселенец»
1.2 Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Социальные права беженцев и вынужденных переселенцев
2.2 Единовременные пособия вынужденным переселенцам и беженцам
Эти проблемы требуют задействования различных категорий населения, кроме того, решение их представляется возможным только с участием различных ведомств федерального и регионального уровня. На сегодняшний день в России отсутствует чётко выстроенная система помощи мигрантам, нет слаженной работы в системе межведомственного взаимодействия, а отдельные структуры органов социальной защиты населения и специализированные учреждения, которые могли бы вести постоянную работу с мигрантами не существуют в принципе. [14, с. 328].
Относительно массовые потоки миграции в центральную часть СССР начались с конца 80-х годов и к моменту распада особенно остро стояла перед советской властью. Столь резкий прирост граждан был вызван нестабильной экономической и межнациональной обстановкой в ряде союзных республик. Уже после распада Советского Союза, потоки вынужденных мигрантов из бывших союзных республик сильно увеличились, более того, в новоиспечённую Российскую Федерацию стали прибывать мигранты вьетнамского, корейского и иных азиатских направлений. Кроме того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации [8, с. 205]. Вскоре, вследствие обострения дискриминационной политики правительства бывших союзных республик, а также националистическим настроениям коренного населения – увеличилась вынужденная миграция русского и русскоговорящего населения на территорию России. Особенно отличились страны средней Азии, где устраивались русские погромы, а русское население было лишено защиты государства. Однако, уже в нулевых годах постепенно начал увеличиваться поток трудовых мигрантов из этих же стран средней Азии, не уменьшающийся по сей день.
В течение последнего десятилетия, на территории нашей страны возросло количество вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья. Таким образом на сегодняшний день в России проживают граждане из стран дальнего зарубежья, бывших союзных республик СССР, включая прибывших после принятия ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и изменившие место жительства в границах России.
Страна предоставляет международную защиту некоторым категориям вынужденных мигрантов и беженцев. А также оказывает содействие правительствам других стран и частным организациям для облегчения репатриации мигрантов, как например со времён СССР – Израилю оказывалось содействие в репатриации граждан
, подтвердивших своё еврейское происхождение.
При подготовке законодательных актов Российской Федерации появилась необходимость введения в международную практику нового понятия, определяющего правовое положение мигрантов, составляющих данную группу. Определение вынужденного переселенца охватывает вынужденных мигрантов, имеющих российское гражданство независимо от места их проживания, а также лиц, не имеющих гражданства РФ, но проживающих на территории страны. Кроме того, в процессе подготовки законодательной базы учитывался не только территориальный, но и исторический фактор развития актуальной ситуации [17, с. 238].
Также, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, покинувшее место жительства на территории РФ по основаниям части первой настоящей стати Закона РФ, и не имеющее российского гражданства.
Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает для граждан бывшего СССР получить статус вынужденного беженца, имея российское гражданство, или возможность получить его в упрощенном порядке при вынужденном изменении своего места жительства. Процедура постановки на учёт в качестве гражданина РФ занимает весьма долгое время, что сказывается на возможностях ее получения для мигрантов. Именно поэтому граждане бывшего СССР предпочитали установить статус вынужденного переселенца, а не беженца, так как это намного быстрее [9, с. 237].
В категорию беженцев чаще всего входят лица, не желающие получать гражданство Российской Федерации по различным причинам, а также граждане бывшего СССР, временно получившие статус беженца. Чаще всего такие лица намерены получить гражданство Российской Федерации и статус вынужденного переселенца, необходимый для получения льгот, способствующих социальной адаптации.
Проблемой является вопрос правового положения различных категорий мигрирующих лиц. Одни из них действительно ожидают получения статуса гражданина Российской Федерации, ожидают изменения их категории. В противовес таким гражданам существуют переселенцы, чаще всего из ближнего зарубежья, чьи намерения кардинальным образом отличаются. Исходя из этой позиции, становится понятна необходимость разграничения их правового положения, вследствие чего будут ограничены и социальные гарантии, и возможности, предоставляемые таким гражданам. Такая политика в отношении мигрантов позволяет снизить финансовую нагрузку на государственный бюджет, а также снизить иные негативные воздействия, оказываемые мигрантами.
Зачастую международные органы не заинтересованы в покидании их страны гражданами. Такая задача заставляет различные структуры уделять внимание разработке и практическому применению различных методов предупреждения и противодействия миграции. Во многом такая позиция обусловлена отсутствием конкретного статуса гражданина, осуществляющего миграцию в период первоначального нахождения на территории принимающего государства. Всё ещё являясь гражданином другой страны, мигрант не заинтересован во взаимодействии с его правительством, но при этом наличие гражданства той или иной страны – налагает ответственность за гражданина этого государства на его правительство. Данная неопределённость первостепенно следует из факта контроля государства над территорией и жителями, вследствие чего и возникает вышеуказанная ответственность, невыполнение обязанностей, ей предусмотренных – оказывает негативное влияние на лояльность электората. А как мы знаем, от правоспособных граждан зависит исход выборов, а значит право действующей власти на дальнейшее управление [10, с. 463].
В России в последние годы сложилась напряженная ситуация из-за большого количества мигрантов. На почве неблагоприятной социально-экономической обстановки развитие ситуации усложняется. Несмотря на предусмотренные вариации самостоятельной защиты беженцев и вынужденных переселенцев на законодательном уровне страны, реализация их ограничивается лишь самим государством, ограничивая тем самим объем возможностей прав и свобод. Государство может решить одну из сложнейших проблем современности, которая болезненно сказывается почти на каждом гражданине страны, изменив политику в данном вопросе. Разработка и реализация соответствующих механизмов – вот то, что требуется сделать.
«Одним из следствий миграции является упадок благосостояния, потому немногие люди, мигрировавшие в Российскую Федерацию, восстанавливают свой уровень благосостояния до того уровня, который существовал для них на родине даже спустя длительное время. Оказывают влияние на этот процесс многие факторы различия стран, в которые прибывают и из которых отбывают описываемые лица. Напряженная обстановка в стране, которая вызвана массовым притоком мигрантов, осложняется также развитием неблагоприятной социально-экономической обстановки, вследствие экономических, культурных и социальных различий. Немаловажно также, что в составе большинства семей мигрантов содержатся один или несовершеннолетних детей, в некоторые вообще являются многодетными или неполными. Такие семьи становятся чрезвычайно уязвимы, в частности страдает психика детей , вынужденных расти в неблагоприятном положении. В целях решения такой проблемы была создана программа под названием «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Благодаря подобным программам миграционное законодательство Российской Федерации по сей день является одним из самых совершенных во всем мире, однако, несмотря на это проблема беженцев и вынужденных переселенцев является «больным местом» до сих пор. Следствием этого является необходимая в пристальном контроле, внимании, анализе и совершенствовании законов данной направленности» [11, с. 153].
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Социальные права беженцев и вынужденных переселенцев
Одним из очевидных и обязательных прав для лиц, определенных в центры временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев – право на питание, в соответствии с которым они обеспечиваются трехразовым питанием по талонам. Лица, не имеющие достаточного дохода, обеспечиваются бесплатным питанием от государства по норме, установленной ФМС и Министерством Финансов РФ.
Принимать решения об освобождении от оплаты за питание, как от полной, так и от частичной, в центре временного размещения, вправе территориальный орган ФМС, при этом временно покидающие центр лица – не обеспечиваются едой на время отсутствия. В местах размещения предусмотрены площади для самостоятельного приготовления пищи, на которых оборудуется кухонное пространство. [16, с. 233]. Срок бесплатного проживания и питания в местах временного размещения составляет 30 дней для лиц, которые прибыли на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке. При этом люди обеспечиваются не только спальным местом, но и медицинской помощью, при возникновении потребности в ней, по тому же принципу оплачиваются и коммунальные услуги, включающие газ, воду и электроэнергию.
Расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению миграционной политики.
Так Жилищный Кодекс признает жилым лишь такое помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Помещения, в которых располагаются места временного содержания беженцев и центры временного размещения вынужденных переселенцев и лиц, не относятся к числу жилых. По Жилищному кодексу, жилым может быть признано помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан. Оно должно отвечать общепринятым установлены санитарным нормам, техническим правилам эксплуатации и т.д. [18, с. 62].
Государство берет на себя ответственность и в оказании помощи лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, а также членам их семьи, не достигшим 18 лет, при переселении, обеспечении переезда и провозе багажа к месту их временного пребывания на территории страны. Малообеспеченные люди, такие как пенсионеры, инвалиды, неполные и многодетные семьи с детьми в возрасте до 18 лет, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного пребывания к новому месту жительства [19, с. 80]. Органы, оказывающие содействие, гарантируют приобретение в транспортной организации проездных документов в приоритетном порядке для лиц, которым оказывается помощь в переезде. Для того, чтобы получить такое направление, нужно подать заявление в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы. В установленной форме указывается количество членов семьи, которым не исполнилось 18 лет, а также предполагаемый маршрут следования, вид транспорта и время прибытия. При подаче заявления необходимо предъявить удостоверение личности и свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица, подающего заявление, вынужденным переселенцем или удостоверение вынужденного переселенца.
Заявление рассматривается в течение одного рабочего дня с момента его подачи территориальным органом Федеральной миграционной службы. Решение, принятое службой, оглашается также не позднее этого срока. Орган выдает заявители направление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
Кроме того, при выдаче направления, территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ вносит соответствующую запись в учетную карточку заявителя, а также в свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем или в удостоверение вынужденного переселенца. Данный документ действует в течение 7 дней со дня его выдачи. Если заявитель не воспользовался направлением по уважительной причине, то территориальный орган имеет право продлить срок действия данного документа в соответствии с законодательством [21, с. 636].
Продажа проездного документа осуществляется транспортной компанией в соответствие с направлением, выданным службой лицу. При этом, продажа проездных осуществляется только при предъявлении удостоверения личности и до указанного в направлении пункта назначения.
Лицо, претендующее на выплату компенсации за проезд, а также расходов на перевозку багажа, должно обратиться с заявлением в орган ФМС, расположенный в районе нового места жительства, срок подачи – не позднее десяти дней после постановки на учёт, во избежание мошеннических действий, направленных на обогащение. Справедливым является также условие того, что расходы могут быть компенсированы не только взрослым, но и несовершеннолетним членам семьи. Перевод компенсации, предварительно рассчитанной по специальной формуле, с учётом двух важнейших условий – на одно лицо груз не должен превышать ста килограмм, а размер самой выплаты строго ограничен, происходит на банковский счёт, котируемый в РФ. После произведения выплаты местным органом в свидетельство о регистрации ходатайства, о признании вынужденным переселенцем или подобное удостоверение, а также в учетную карточку. При этом, при подаче ходатайства лицо обязуется возместить компенсированную сумму в полном размере, если будет выяснен факт мошенничества.
Все лица, въехавшие в страну как беженцы или вынужденные переселенцы, имеют право на получение социальной помощи также, как и граждане Российской Федерации. В деталях – каждый вынужденный переселенец или беженец имеет право обратиться за социальной защитой или медицинской помощью, более того, таким гражданам начисляются государственные выплаты и пенсия по общим основаниям, что подтверждает социальную направленность внутренней политики Российской Федерации.