Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право России.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Избирательное право и всеобщность как его основной признак
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права в Российской Федерации
1.2 Всеобщность как признак избирательного права
Гарантии реализации всеобщего избирательного права в РФ
2.1 Основные гарантии реализации избирательного права в РФ и ответственность за их нарушение
2.2 Ответственность за нарушение гарантий всеобщего избирательного права в РФ
а) предупреждение кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума о недопустимости нарушения избирательного закона (пункт 5.1 статьи 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»)
б) отмена решения о допуске политической партии, избирательного объединения к распределению депутатских мандатов (пункт 8 статьи 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»)
в) отказ в регистрации кандидата или списка кандидатов (пункт 18 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»)
г) исключение кандидата из заверенного списка кандидатов (пункт 26 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав») и т.д.
2) Административная ответственность. Основным нормативно-правовым актом, определяющим основания и порядок привлечения к административной ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Но не следует забывать, что привлечение к административной ответственности не исключает возможности привлечения к конституционно-правовой. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства наступает в соответствии со статьями, закрепленными в главе 5 КоАП РФ. Исходя из определенных признаков, такие правонарушения можно разделить на следующие группы:
а) нарушение индивидуальных прав субъектов избирательного права. К таковым относятся, например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ); отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.
б) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий. Это, например, нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ); нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56) и др.
в) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума. В качестве примера можно привести использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ); незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ) и т.п.
г) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме. Чаще всего субъектом в правонарушениях данного вида выступают средства массовой информации, как один из субъектов избирательного права. К подобного роду правонарушениям можно отнести нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (статья 5.5 КоАП РФ).
3)Уголовная ответственность. Данный вид ответственности регламентируется Уголовным Кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) и наступает по отношению к физическому лицу за совершение виновного общественно опасного деяния, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания. Всего УК РФ включает в себя четыре преступления, связанные с нарушением избирательного законодательства, которые закреплены в 19 главе и посягают на общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина (в частности избирательные права).
1) Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
2) Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
3) Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума;
4) Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическую ответственность в законодательстве Российской Федерации можно рассматривать в качестве одной из гарантий реализации избирательного права. Причем за определенное правонарушение или преступление предусмотрен определенный вид юридической ответственности, а именно конституционно-правовой, административный и уголовный. Наличие санкций в отношении нарушителей избирательного права гарантирует легитимность проведения выборов (референдума) и соблюдение прав всех остальных участников избирательного процесса.
2.3 Проблематика в сфере избирательного права
Законодательство Российской Федерации, как и других стран, несовершенно, и зачастую, читая какой-либо закон, можно найти ряд пробелов и коллизий. В связи с этим можно выделить ряд существенных проблем, которые напрямую затрагивают систему избирательного законодательства, при этом нарушаются все принципы и гарантии реализации избирательного права. Для наглядности, хотелось бы непосредственно разобрать насущные вопросы, которые мешают гражданам реализовывать свои законные права в данной сфере.
1. Проблема манипуляций и фальсификаций в избирательных кампаниях. Как уже рассматривалось ранее, фальсификация избирательных документов, документов референдума и фальсификация итогов голосования – это все уголовно наказуемые деяния. Тем не менее, организаторы выборов и предвыборных кампаний находят способы необходимые для достижения нужных им результатов. Существует огромное множество подобных способов, которые напрямую зависят от уровня проводимых выборов, будь то федеральные или региональные, от места нахождения участковой избирательной комиссии (далее – УИК), например, городские или деревенские и еще множества факторов. В качестве примера разберем некоторые из них:
1) Довольно распространенный способ, под названием «карусель». Суть данного способа заключается в использовании одних и тех же людей на разных УИКах в одном избирательном округе. Заранее проводится анализ и составляется статистика тех людей, которые регулярно не участвуют в выборах, путем проведения опроса потенциальных избирателей в рамках предвыборной агитации, где и выявляются люди, негативно настроенные к участию в выборах и ставящие под сомнения качество и легитимность самих выборов либо отсутствующие на постоянной основе по месту жительства. В данном процессе могут быть задействованы члены избирательной комиссии, которые выдают бюллетени заведомо подставным лицам, голосующим под чужими фамилиями тех людей, которые точно не будут участвовать в выборах. Таким образом не только повышается процент явки, но и обеспечивается «своим» кандидатам дополнительное количество голосов.
2) Второй способ, который сложнее квалифицировать как правонарушение (в отличие от приведенного мною первого способа), называется «подставной» кандидат. Данный способ используется зачастую на муниципальном уровне. Для этого сторона конкурентов подбирает человека – однофамильца или полную тезку «настоящего» кандидата. Способ строится на том, что часть избирателей (сторонников данного кандидата) не разберется, кто из них является настоящим и проголосует за «подставного» кандидата. Также иногда даже создают специально организацию для такого кандидата, которая по звучанию сходна с названием организации настоящего, таким образом, повышая шансы сбить с толку избирателей, так как в соответствии со статьей 60 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» данная информация указывается в бюллетени. Существует два способа действий кандидата «двойника». В первом случае, его участие стараются не афишировать, для того, чтобы меньше избирателей знало о существовании такого кандидата. Во втором случае, наоборот, «подставной» кандидат проводит активную агитационную кампанию, но с целью вызвать негативную реакцию по отношению к себе. Таким образом, избиратели, которые придут на выборы, не будут разбираться, какой из этих двух кандидатов с одинаковой фамилией вызывает у них негативные эмоции, а скорее всего, проголосуют за любого третьего кандидата.
Основываясь на вышеизложенной информации, с уверенностью можно сказать, что использование подобных способов манипуляций и фальсификаций в избирательных кампаниях подрывает авторитет власти и негативно сказывается на отношении граждан к выборам как институту избирательного права. И из подобного рода отрицательных сторон избирательной кампании вытекают другие проблемы в данной сфере.
2. Проблема абсентеизма. 5 Абсентеизм (с точки зрения избирательного права) – сознательное уклонение избирателя от участия в голосовании, то есть преднамеренный отказ осуществлять свои избирательные права. Каковы же причины такого поведения людей?
1) Первая и основная причина – испорченная репутация власти в глазах граждан в рамках избирательного права на предмет прозрачности и честности, проводимых кампаний. Общество не верит, что выборы могут быть легитимными и честными. Именно наблюдая те способы, которые рассматривались ранее, на практике, общественность (особенно молодое поколение) начинает думать, что их голос неважен (незначителен), что они никак не могут повлиять на исход выборов, так как уже все заранее предрешено.
2) Вторая причина – низкий политический уровень населения. Многим людям просто неинтересна сфера политики. Они даже не задумываются о том, что от их голоса на выборах, например, Президента страны, зависит будущее государства, в котором они живут. Многие думают, что раз участвовать в выборах является правом, а не обязанностью, то нет необходимости им воспользоваться, даже не понимая того, что даже один голос на выборах имеет огромное значение.
В итоге, можно наблюдать, что такие проблемы избирательного права, как не легитимность проведения выборов, низкий политический уровень населения, приводят к более масштабной проблеме абсентеизма. Но эту вопрос можно рассматривать и с другой стороны. Анализируя данную проблематику, некоторые исследователи сферы избирательного права приходят к выводу, что проведение легитимных выборов невозможно, в силу того, что население проявляет слабую гражданскую позицию, что выражается в нежелании пользоваться своими избирательными правами, что приводит к нехватке голосов. И с целью добора необходимого количества голосов власть просто вынуждена использовать подобного рода методы, которые были описаны ранее.
На мой взгляд, в теории данная проблема решается довольно просто. Население будет проявлять свою активную гражданскую позицию и принимать участие в выборах. Таким образом, государство будет просто не в состоянии фальсифицировать итоги голосования, например способом под названием «карусель» (который был описан ранее), так как избирательному участку выдается строгое количество бюллетеней (одна бюллетень на каждого гражданина, указанного в избирательном списке). Да и в такого рода манипуляциях отпадет необходимость, так как будет хватать количества голосов для избрания кандидата на должность.
Похожее решение предложил еще заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Л.Г. Ивлев в 2011 году6. Было вынесено предложение штрафовать граждан, которые отказались принимать участие в выборах. Были также предложения пересмотреть российское законодательство в сфере избирательного права с целью ввести уголовную ответственность за неявку на выборы, по аналогии с законодательством зарубежных стран, таких как Австрия, Бельгия, Бразилия и другие. На первый взгляд, такой подход решает проблему маленького процента явки на выборах, но на практике же такое решение в нынешних условиях существующей избирательной системы Российской Федерации, скорее всего, невозможно, так как это будет нарушать принцип свободы выборов и добровольного участия. Тем самым подрываются демократические устои государства, что вызовет у населения только негодование.
Другим решением данных проблем является уже реализуемый на практике способ дистанционного электронного голосования (далее – ДЭГ). Такой способ голосования подразумевает реализацию гражданином своего избирательного права независимо от фактического места нахождения. Суть заключается в том, что если гражданин в установленные сроки регистрируется для участия в ДЭГ, он автоматически исключается из основных списков избирателей и УИК не получает на данного гражданина бюллетень, что исключает возможность использования этого бюллетеня иным лицами с целью фальсификации результатов подсчетов голосов («вброса»).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, существуют актуальные проблемы в сфере избирательного права, которые требуют скорейшего решения с целью укрепления доверительных отношений между населением и властью. Можно наблюдать усовершенствования законодательства, связанные с устранением пробелов, в первую очередь в поправках к Конституции от 2020 года, редактировании ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» в 2022 году, редактировании ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в 2022 году и другие изменения.
Заключение
Завершая исследовательскую работу можно прийти к следующим выводам.
Избирательное право как подотрасль конституционного права можно рассматривать в двух смыслах: как совокупность правовых норм (объективный смысл) и как непосредственное право граждан избирать и быть избранными (субъективный смысл). Для должной реализации данных прав на практике существует ряд принципов: принцип всеобщего, прямого, равного избирательного права и другие, исполнение которых является важнейшим фактором определения уровня демократии в любой стране, в том числе и в Российской Федерации. Также, в связи с выбранной темой данной работы, был более подробно изучен принцип всеобщности, который на практике подразумевает наличие определенных ограничений для возможности реализации своих избирательных прав. Наравне с принципами, уровень демократии в стране определяют гарантии реализации всеобщего избирательного права. Выделяют четыре основных вида: политические, организационные, материальные и правовые. Для более подробного изучения поставленной задачи последний вид был рассмотрен более тщательно. А именно была рассмотрена юридическая ответственность как одна из гарантий реализации избирательного права, которую можно подразделить на конституционно-правовую, административную и уголовную ответственность. Таким образом, описанные в этой работе принципы и гарантии, обеспечивают легитимность проведения выборов или референдума и соблюдения прав всех остальных субъектов избирательного права. Рассматривать основные проблемы в сфере избирательного права следует в совокупности, так как все они находятся в непосредственной взаимосвязи. Так, например, использование различных способов фальсификации в избирательных кампаниях со стороны государственной власти негативно сказывается на отношении граждан к выборам, как институту избирательного права. Данная проблема порождает политический абсентеизм, который проявляется в отказе использования гражданами своих избирательных прав. Но независимо от того, какую проблему мы будем рассматривать, с уверенностью можно сказать, что все они связаны с несоблюдением основополагающих принципов избирательного права, а также с нарушением законов, регулирующих отношения в данной сфере. Именно поэтому органам государственной власти необходимо начинать решать данные проблемы с усовершенствования (может в какой-то мере ужесточения) нынешнего избирательного законодательства.