Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право России.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Избирательное право и всеобщность как его основной признак
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права в Российской Федерации
1.2 Всеобщность как признак избирательного права
Гарантии реализации всеобщего избирательного права в РФ
2.1 Основные гарантии реализации избирательного права в РФ и ответственность за их нарушение
2.2 Ответственность за нарушение гарантий всеобщего избирательного права в РФ
8. Принцип гласности выборов. Данный принцип реализуется посредством обеспечения возможности общественного контроля за подготовкой и проведением выборов, при помощи, например, специального института наблюдателей. Также законодательством предусмотрено обязательная официальная публикация данных о результатах выборов.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что принципы избирательного права отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия. Только при условии соблюдения всех этих принципов субъектами избирательного права (избирателями, кандидатами, государственными органами и т.д.) появляется возможность избежать различного рода юридических коллизий и сделать передачу государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимной.
1.2 Всеобщность как признак избирательного права
Принцип всеобщего избирательного права является одним из важнейших принципов, который наряду с принципами прямого, тайного и равного голосования составляет основу избирательного права демократических государств. Как уже было сказано в предыдущем параграфе, принцип всеобщего избирательного права заключается в том, что независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств, перечисленных в статье 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», гражданин имеет право избирать и быть избранным. Можно было бы подумать, что если данный принцип называется всеобщим, то права на участие в выборах и референдумах принадлежат абсолютно всем без исключений. Это утверждение является, конечно же, ошибочным. Существует так называемые избирательные цензы – условия или ограничения при осуществлении избирательного права. Рассмотрим следующие виды цензов, действующие на территории Российской Федерации:
1) Возрастной ценз. Это требование избирательного закона, согласно которому гражданин может реализовывать свои избирательные права лишь по достижении определенного возраста. В Российской Федерации гражданин, достигший возраста наступления полной дееспособности (18 лет), вправе реализовывать свое активное избирательное право. Возрастное ограничение на пассивное избирательное право зависит от конкретной должности и органа, на которую избирается гражданин. Такое ограничение чаще всего устанавливается специальными Федеральными законами (некоторые установлены Конституцией Российской Федерации, например, избрание на должность Президента).
2) Гражданский ценз (ценз гражданства) подразумевает, что избирательными правами обладают только граждане этой страны. Согласно пункту 3.1. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства не вправе реализовывать свое пассивное избирательное право (право быть избранными).
3) Ценз места жительства. Гражданин может принимать участие только в тех выборах, которые проходят в избирательном округе, в котором расположено его место жительства. Нахождение гражданина за пределами Российской Федерации в период проведения выборов в федеральные органы государственной власти не может является основанием для лишения данного гражданина активного избирательного права.
4) Ценз количества избраний. Такой вид ограничений действует, например, при избрании Президента Российской Федерации. В пункте 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации закреплено, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков.
5) Также в пункте 3 статьи 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» прописан ряд граждан, которые в силу некоторых причин, не вправе воспользоваться своими избирательными правами. К ним относятся, например, граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, рассматривая принцип всеобщего избирательного права, можно сделать вывод о том, что не стоит воспринимать всеобщность в буквальном смысле этого слова. Существуют определенные ограничения (избирательные цензы), в силу которых некоторые граждане не вправе воспользоваться своими избирательными правами или ограничены в их использовании.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что избирательное право можно понимать в двух смыслах: объективном, то есть как совокупность правовых норм и субъективном – как право гражданина избирать и быть избранным. В основе избирательного права лежит ряд принципов, представляющий собой совокупность правил и условий, которые определяют степень демократизации государства и без которых в нынешнем мире выборы не могут быть признаны легитимными.
Гарантии реализации всеобщего избирательного права в РФ
2.1 Основные гарантии реализации избирательного права в РФ и ответственность за их нарушение
Наличие и реализация на практике основных гарантий и принципов избирательного права (которые мы разбирали выше) - основной и наиболее важный фактор для определения уровня развития демократии в стане3. В соответствии с пунктом 11 статьи 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» под гарантиями избирательных прав и правом на участие в референдуме следует понимать установленные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами правила и условия, которые обеспечивают непосредственную реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Все гарантии реализации избирательного права в Российской Федерации находятся в непосредственной взаимосвязи, поэтому для наглядности их можно разбирать в качестве системы, которая состоит из четырех основных средств, обеспечивающих свободу выборов:
1) Политические. Выражаются в идеологическом многообразии, равенстве общественных объединений перед законом, равноправии избирателей на выборах, свободе предвыборной агитации, участии наблюдателей и контроль за ходом выборов.
2) Организационные. Выражаются в запрете на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимости депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействии избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов и т.д.
3) Материальные. Заключаются в проведении выборов за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федеральный, уровень субъектов РФ, местный)
4) Правовые. Выражаются в обеспечении свободы выборов и защите своих (избирательных) прав любыми законными (юридическими) средствами. Например, признание результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений в их проведении. К ним же относится наличие административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.
Что касается самих гарантий реализации избирательного права в Российской Федерации, то многие юристы, изучающие избирательное право выделяют следующие основные гарантии:
1) Включение в избирательный список. Реализация данной гарантии подразумевает наличие возможности у каждого гражданина воспользоваться своими избирательными правами. Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд мер для включения гражданина в избирательный список, что дает возможность полагать, что государство заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин воспользовался своим избирательным правом. Так, в частности, ЦИК (центральная избирательная комиссия) России в своем постановлении «О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления» в пункте 4.4 установила, что все военнослужащие, обладающие активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.
2) Образование избирательных участков. В соответствии с законодательством, данные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, то есть специальные места, где гражданин вправе прийти и проголосовать (реализовать свое избирательное право). Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума. Более того законодательством (ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав») предусмотрена возможность образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, в частности, в больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, также в труднодоступных местностях, например, полярных станциях. Данный факт подтверждает стремление дать возможность каждому гражданину воспользоваться своим избирательным правом, независимо от его местонахождения.
3) Наличие открепительного удостоверения. Законом предусмотрена возможность гражданина (избирателя), который по каким-либо причинам не сможет принять участие в выборах на избирательном участке, к которому он прикреплен (внесен в список избирателей), в установленные сроки получить открепительное удостоверение для реализации своего избирательного права на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
4) Досрочное голосование. Законодательством РФ предусмотрено в случаях и порядке, предусмотренных законом, возможность гражданина воспользоваться своими активным избирательным правом досрочно, но не ранее чем за 20 дней до голосования. Данная гарантия предусматривает создания максимального удобства для реализации гражданами РФ, которые проживают в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, своих избирательных прав.
5) Самовыдвижение. Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность гражданина использовать свое пассивное избирательное право путем самовыдвижения. Для этого необходимо обратиться с уведомлением о самовыдвижении в избирательную комиссию, где происходит регистрация кандидатов, после чего необходимо собрать необходимое количество подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Так, в пункте 1.1. статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и которое не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют определенные условия реализации избирательных прав граждан, которые называются гарантиями. Исполнение таких гарантий на практике является важнейшим фактором определения уровня демократизма любой избирательной системы, в том числе и российской. Для наглядности юристы выделяют четыре основных вида средств реализации таких гарантий: политический, организационный, материальный и правовой. Непосредственно последний вид, который напрямую связан с юридической ответственностью за нарушение основных принципов и гарантий реализации избирательных прав, на мой взгляд, нуждается в более подробном рассмотрении, для полного раскрытия темы данной исследовательской работы.
2.2 Ответственность за нарушение гарантий всеобщего избирательного права в РФ
Юридическая ответственность представляет собой вид социальной
ответственности, главная функция которой заключается в осуществлении
контроля над общественными отношениями и их участниками. Скребнева Н.А. в своей работе определяет важнейший признак юридической ответственности - государственное принуждение к соблюдению правовых норм, строго установленное законодательством и связанное с ним испытание негативных последствий.4 Иными словами, юридическая ответственность – это одна из форм реагирования государства на нарушение установленного порядка общественных отношений.
За нарушение законодательства в сфере избирательного права предусмотрены следующие виды юридической ответственности:
1) Конституционно-правовая ответственность. Данный вид ответственности устанавливается конституционно-правовыми нормами и направлена на непосредственную защиту конституционно-правовых отношений. Санкции, за нарушение таких норм, установлены в Федеральных законах, к которым нас отсылает Конституция РФ. К ним относятся: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»; Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие. В частности существуют следующие меры конституционно-правовой ответственности: