ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заданием 9.1
План сочинения:
-
Цитата. Пояснение смысла цитаты. -
Первый аргумент (пример из текста) + пояснение. -
Второй аргумент (пример из текста) + пояснение. -
Вывод.
Речевой конструктор для написания сочинения-
рассуждения 9.1
-
Тезис и рассуждение на его основе .
-
Тезис/ Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) ФИО утверждает (или пишет, замечает): «ЦИТАТА». Рассуждение на её основе. Я понимаю это высказывание следующим образом: …./ По-моему, в этом высказывании речь идет о… / -
Пример.
-
Тезис. Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то
служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Рассуждение на его основе. Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого.
А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы
получим общий смысл слова.
-
Аргумент 1.
Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста ФИО… /Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к тексту ФИО.
/Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста ФИО. Пример этого языкового явления можно найти в предложении …./ Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2.
Также убедительным аргументом может стать… /В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … /Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
ПОМНИМ: после каждого примера-аргумента из текста нужно указывать его роль в данном тексте!!!!
-
Аргумент 1 Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода. -
Аргумент 2. Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня
-сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны
чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.
-
Вывод. -
Итак, наблюдение за лингвистическим особенностями текста … помогло мне убедиться в справедливости высказывания лингвиста .. о.. -
ВАЖНО!!!! Чтобы не повторять тезис, лучше выстроить обратное тезису суждение.
-
Тезис: эпитет – это образное определение. Являясь средством художественной выразительности, он позволяет более ярко характеризовать предметы, явления и обогащает содержание текста. -
Обратное суждение: безусловно, без использования этого лексического средства речь автора станет бедной, невыразительной. Вот
почему так важно применять эпитеты при создании художественного произведения.
Типичные ошибки
-
Отсутствие тезиса. Нет тезиса – аргументы не засчитываются. (Следовательно, и по СК1, и по СК2 ученик получает 0 баллов). -
Экзаменуемый не проводит рассуждение на теоретическом уровне, а выражает формальное согласие. Например, «Я согласен с высказыванием известного лингвиста ФИО, который писал: (далее - цитата)». Это приводит к тому, что ученик по первому критерию получает 0 баллов, да ещё и по СК3 происходит снижение баллов за логическую ошибку.
Типичные ошибки
-
Экзаменуемый рассуждает на теоретическом уровне, но даёт так называемый «пустой» комментарий. Он представляет собою заранее выученный фрагмент, где содержится обобщенное суждение о языке, формально соотнесенное с цитатой: «В этих словах раскрывается одна из главных особенностей языка как главного средства мышления…» Такие фразы-заготовки могут быть приложены к разным высказываниям, они содержат логически правильные утверждения, включают лингвистические термины, но не являются результатом осмысленного понимания конкретного высказывания, поэтому они не могут приниматься как полноценный комментарий.
ВАЖНО!!!!
Неможетсчитатьсякомментарием:
-
воспроизведение несколько изменённой цитаты; -
формально правильное суждение о языке, не раскрывающее смысл цитаты; -
указание на какое-то языковое явление без выявления его функций в тексте и определения его связи с авторским замыслом; -
рассуждение на бытовом уровне без анализа
использованных лексических и грамматических средств языка, без раскрытия их роли в тексте.
В сочинениях 9.1 и 9.2 аргументы не
из прочитанного текста
Аргументы не из текста в первых двух темах не будут засчитываться экспертами, в отличие от
сочинения 9.3, где аргументы должны быть из двух
источников:
-
из текста; -
из жизненного опыта (помним, что прочитанные
книги - это тоже жизненный опыт учеников, поэтому о них тоже можно писать) .
Лучше лишний раз перечитать тексты, чтобы в сочинении 9.1 и 9.2 не потерять баллы из-за других аргументов.
Типичные ошибки при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
-
Учащийся не объясняет смысл высказывания, а соглашается со словами лингвиста: «я согласен», нельзя не согласиться». -
Строит общие умозаключения: «…- такая часть речи, которая делает наш язык богатым». -
Не объясняет смысл высказывания, а пересказывает это высказывание. -
При аргументации делает ссылки на предложения, не приводя конкретных примеров, то есть аргументирует своё суждение формально. -
Примеры приводит правильные, но не указывает их роль в тексте.