ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Синтаксис
-
Буслаев Ф.И.: «Вся сила суждения содержится в сказуемом.
Без сказуемого не может быть суждения».
-
Валгина Н.С.: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». -
Реформатский А.А.: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Синтаксис". -
Солганик Г.Я.: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам».
Пунктуация
-
Валгина Н.С.: «Современная русская пунктуация - это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это
превращает пунктуацию… в мощное смысловоеистилистическое средство».
-
Валгина Н.С.: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритмаистиля» -
Валгина Н.С.: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной - с помощью знаков
препинания".
-
Валгина Н.С.: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной
напряжённости».
-
Валгина Н.С. считает, что пунктуационныезнаки «помогают
пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Пунктуация (продолжение)
-
Валгина Н.С.: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». -
Бабель И.Э.: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя». -
Максимов Л.Ю.: «При помощи абзацногоотступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». -
Паустовский К.Г.: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». -
Щерба Л.В.: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
Морфология
-
Пешковский А.М.: «У каждой частиречи свои достоинства». -
Реформатский А.А.: «Местоимение - удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяютизбегатьнудных повторовречи, экономят время и место в высказывании». -
Реформатский А.А.: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки”…выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова». -
Ветвицкий В.Г.: «Имясуществительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». -
Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица» -
Милославский И.Г.: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, -частици союзов».
Грамматика
-
Успенский Л.В.: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». -
Успенский Л.В.: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». -
Успенский Л.В.: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». -
Милославский И.Г.: «Грамматика русского языка
прежде всего средство выражения мысли».
Лексика и средства
выразительнсти
-
Виноградов В.В.: «Словаивыражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». -
Виноградов В.В.: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». -
Голуб И.Б.: «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексическойсочетаемостислов, то есть их способность соединяться друг с другом». -
Солоухин В.А.: «Эпитеты - одежда слов». -
Зеленецкий А.А.: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». -
Горшков А.И.: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». -
Милославский И.Г.: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».
Отработка с учащимися алгоритма работы
с заданием 9.1
-
Внимательно прочитайте высказывание, подчеркните
ключевые слова.
-
Определите, о каком языковом явлении идет речь.
Подумайте, к какой тематической группе можно отнести это
явление:
-
Морфемика -
Языковые средства выразительности -
Морфология -
Синтаксис -
Грамматика -
Лексика -
Пунктуация -
Язык и речь -
Стили речи
Памятка ученику
-
Дайте определение понятию.
-
Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста). -
Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют. -
Продумайте вывод (для чего вы приводили все эти аргументы). -
Составьте план сочинения (Памятка 1). -
Подберите речевые клише и логические переходы, связки для своего сочинения (Памятка 2). -
Напишите черновик. -
Проверьте черновик. Обратите внимание на количество абзацев (3
– 4 абзаца), логику рассуждения, речевые повторы, строение предложений, орфографию и пунктуацию. Пользуйтесь
орфографическим словарём — его вам должны дать на экзамене!
-
Перепишите на чистовик и ещё раз проверьте.