Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей. Педагог, прежде всего, заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей, предотвращает переутомление, избегает травмоопасных ситуаций.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития детей. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются песни, танцы, стихи, загадки. Все эго позволяет педагогу углублять эстетические переживания детей.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность. Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Можно назвать целый ряд причин этого явления. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткое возрастное разделение детей в детских садах и школах приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.1 Следовательно, введение педагогических игровых технологий в систему обучающих
занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста является актуальной проблемой современной педагогики.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели роль игры в психическом развитии ребенка, влияние применения игровых технологий на повышение интереса детей к обучению, воздействие педагогической игры на развитие навыков коллективной работы.
Нормативно-правовые акты
Научная литература
1. Арсентьева В.П. - Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/Арсентьева В.П. – М. 2009.
2. Васильева М.А. - Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада. / Под ред. Васильевой М.А. - М., 2011.
3. Выготский Л.C. - Педагогическая психология. / Под ред. Давыдова В.В.-М., 2010.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития детей. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются песни, танцы, стихи, загадки. Все эго позволяет педагогу углублять эстетические переживания детей.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность. Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Можно назвать целый ряд причин этого явления. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткое возрастное разделение детей в детских садах и школах приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.1 Следовательно, введение педагогических игровых технологий в систему обучающих
занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста является актуальной проблемой современной педагогики.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели роль игры в психическом развитии ребенка, влияние применения игровых технологий на повышение интереса детей к обучению, воздействие педагогической игры на развитие навыков коллективной работы.
Глоссарий
№ | Понятие | Определение |
1 | Игровая деятельность | Символико-моделирующий тип деятельности, в основе которой лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия. Виды игр: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссерская игра, дидактическая игра, традиционная (народная) игра. |
2 | Игровые технологии | Систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые будут направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значимых социально-культурных способностей и коррекции их недостатков. |
3 | Педагогическая технология | Построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер. |
4 | Учебная игра | Игра, направленная преимущественно на развитие познавательного процесса (внимания, памяти, мышления) и вызывают интерес к предмету и способствуют осознанному и прочному усвоению материала, расширению кругозора, активизации мыслительной деятельности, являются действенным контролем знаний. |
5 | Стимулирование | Метод, в основе которого лежит формирование у учащихся мотивов деятельности. |
6 | Креативность | Важнейшая характеристика воспитательной деятельности, представляет собой способность педагога к творчеству. |
7 | Внимание | Сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объекты. |
8 | Интерес | Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. |
9 | Мотив | Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. |
10 | Учебная деятельность | Особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. |
11 | Дидактическая игра | {греч.didaktikos – поучительный} – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. |
12 | Учебный процесс | Это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения. |
13 | Методы обучения | Это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся. |
14 | Педагогическое исследование | Процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых теоретических и методологических для практики знаний. |
15 | Рефлексия | Осмысление результата и метода собственной деятельности; способность осознавать собственную деятельность в сопоставлении с оценкой этой деятельности другими; путь осознания своего мастерства и творческого отчета. |
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). «Российская газета» №7 от 21.01.2009г. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.10.1994 г.). -
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
Научная литература
1. Арсентьева В.П. - Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/Арсентьева В.П. – М. 2009.
2. Васильева М.А. - Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада. / Под ред. Васильевой М.А. - М., 2011.
3. Выготский Л.C. - Педагогическая психология. / Под ред. Давыдова В.В.-М., 2010.
-
Глозман Ж.М. - Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. / Под ред. Глозман Ж.М. - М., 2008. -
Турин Ю.В. - Урок плюс игра. Современные игровые технологии. / Турин Ю.В.- СПб., 2013. -
Евдокимова Е.С. - Технология проектирования в ДОУ. / Евдокимова Е.С. - М., 2008. -
Ермолаев С.Д. - Мониторинг в детском саду. / Под ред. Ермолаева С.Д. - СПб.,2011 -
Калмыкова Е.В. - Игровые технологии обучения. / Калмыкова Е.В. - М., 2007. -
Козлова С.А. - Дошкольная педагогика. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М., 2007. -
Крайг Г. - Психология развития. / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - СПб., 2010 -
Кузьмина Е.И. - Психология развития. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. / Под ред. Кузьминой Е.И. - М, 2008. -
Мухина B.C. - Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / Мухина B.C. - М., 2009. -
Никишина И.В. - Инновационные педагогические технологии. / Никишина И.В. - Волгоград, 2008. -
Осипова Н.А. - Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. / Осипова Н.А., Турик JI.A. - Ростов-на-Дону., 2009 -
Пичугина И.О. - Дошкольная педагогика. / Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. – М., 2008. -
Сальникова Т.П. - Педагогические технологии: Учебное пособие. / Сальникова Т.П. М., 2010. -
Селевко Г.К. - Энциклопедия образовательных технологий. / Селевко Г.К. - Можайск, 2009. -
Сластенин В.А. - Педагогика: Учебное, пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Сластенина В.А. - М., 2007. -
Смирнов С.А. - Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. Смирнова С.А. - М., 2009. -
Совегова Е.В. - Эффективные образовательные технологии. / Советова Е.В. - Ростов-на-Дону., 2007. -
Степанов Е.Н. - Педсовет в школе. Новые подходы и технологии. / Степанов Е.Н., Александрова М.А., Алексеева Н.А. - М., 2010. -
Хабарова Т.В. - Педагогические технологии в дошкольном образовании. / Хабарова Т.В. – СПб, 2010. -
Чернявская А.П. - Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. / Чернявская А.П., Байбородова Л.B. - Ярославль, 2008. -
Шаповаленко И.В. - Возрастная психология. / Шаповаленко И.В. - М., 2009. -
Эльконин Д.Б. - Детская психология Учебное пособие. / Эльконин Д.Б. - М., 2009. -
Эльконин Д.Б. - Психология игры. / Эльконин Д.Б. - М., 2008. -
Эльконин Д.Б. - Психология развития. Учебное пособие. / Эльконин Д.Б. - М. 2008.