Файл: Лекция по теме 5 Правовое регулирование цифровых активов и цифровых прав учебной дисциплины Информационное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках настоящей статьи важным является то, что система биткоин рассматривается сегодня как первое поколение блокчейна, первый этап его развития. Мелани Свон, выделяющая три этапа в развитии блокчейн-технологии, обозначила эту ступень как Блокчейн 1.0. – валюта (криптовалюта). На следующих этапах происходило последовательное расширение сферы применения блокчейна.
Так, на втором этапе развития технологии, обозначенном М. Свон как Блокчейн 2.0. – контракты (смарт-контракты), блокчейн становится основой для осуществления разнообразных транзакций, а не только проведения расчетов, вследствие чего технология начала активнее использоваться в различных сегментах бизнеса. Ярким представителем второго поколения блокчейн признается децентрализованная платформа эфириум (англ. ethereum), позволяющая не только осуществлять платежи, но и, в частности, совершать смарт-контракты, автоматизировать инвестирование, регистрировать сделки с имущественными активами и проч.
Частный (приватный) блокчейн получил развитие именно на втором этапе развития технологии. Характеризуя его, прежде всего надо обратить внимание на то, что это сеть, управляемая или контролируемая одной организацией. Иными словами, частный блокчейн не является децентрализованным. В связи с этим в литературе нередко отмечается, что частный блокчейн – это и не блокчейн вовсе, а всего лишь централизованная база данных, в которой используется технология распределенного реестра. Само наименование этого типа блокчейна и отсутствие децентрализации в управлении подтверждают ограниченность в доступе к сети: в работе этой сети могут участвовать только идентифицированные участники с согласия контролирующей организации, а доступ к данным может иметь различные уровни для разных групп участников/пользователей. Важным отличием от публичного блокчейна является и то, что в частном блокчейне используется специальная система валидации, решения принимаются назначенными группами администраторов и т.д.
Таким образом, частные (приватные) блокчейны – это не глобальная децентрализованная электронная система, а электронные информационные системы, использующие технологию распределенных реестров для решения конкретных задач
. Причем разрешаться с использованием этого типа блокчейна могут как государственные задачи (и самым ярким примером здесь, вероятно, будет Эстония, в которой технология блокчейн нашла практическое применение в медицине, банковском секторе, биржевой торговле, нотариате и т.д.), так и иные, и прежде всего бизнес-задачи.
Примечательно, что развитие частного (приватного) блокчейна способствовало новой ступени развития технологии – Блокчейн 3.0. – приложения. Этот этап характеризуется развитием разнообразных приложения, область применения которых выходит за рамки денежных расчетов, финансов и рынков. Сферой их применения становятся совершенно различные сферы, а основными характерными чертами, отличающими его от двух предшествующих поколений, признается быстрота и возможность саморазвития.
Значимым моментом, характерным для частного (приватного) блокчейна, является использование токенов (англ. token — жетон, знак, символ), которые в ГК РФ поименованы как «цифровые права» (см. ст. 128, 141.1). Не углубляясь в анализ сущности токена, явно требующий самостоятельного глубокого исследования, и значительно упрощая, можно охарактеризовать токены как запись в электронной (цифровой) форме, удостоверяющую вещные, обязательственные и иные имущественные права или иное, в том числе нематериальное благо, представляющее интерес для держателя токена.
В публикациях, посвященных проблематике блокчейна, нередко отмечается, что частный блокчейн не должен иметь свою криптовалюту. Вместе с тем проекты, основанные на частном блокчейне, предпочитают выпускать «собственную криптовалюту», которая на самом деле обычно предназначена выполнять роль не средства платежа, а инструмента инвестирования, т.е., по сути, это – токен, лишь именуемый «цифровой монетой» (coin). В тех случаях, когда «собственная криптовалюта» частного блокчейна используется как платежное средство, по смыслу отечественного права она, действительно, может быть отнесена к денежному суррогату – подобно рассмотренной выше валюте корпоративного значения.
Национальная криптовалюта
Национальная криптовалюта принципиально отличается от рассмотренной выше криптовалюты. Национальная криптовалюта есть фиатная национальная валюта в форме безналичных денежных средств, предполагающая использование технологии блокчейн для хранения этих денежных средств и осуществления платежей.
Национальная криптовалюта основывается не на публичном блокчейне, поэтому анонимность здесь исключена, сама платежная система регулируется и управляется государством, совершаемые транзакции легко контролируются (что позволяет в соответствующих случаях заблокировать как счета отправителя/получателя, так и саму транзакцию), а данные о проведенных транзакциях сохраняются и не подлежат изменению. Из очевидных плюсов национальной криптовалюты (ввиду избавления от посредников в лице банков и небанковских организаций) называют быстроту транзакций по перевод денежных средств при низкой комиссии.
В настоящее время национальные криптовалюты довольно активно разрабатываются. Например, в октябре 2017 г. правительство Дубая запустило Emcash – национальную криптовалюту, которая может быть использована для оплаты государственных и иных услуг, включая коммунальные платежи, плату за обучение и др. Эстония планировала запустить национальную криптовалюту Estcoin, но впоследствии приостановила проект и теперь в публикациях говорится лишь о том, что эта валюта не будет официальным платежным средством, а будет иметь хождение в рамках определенных проектов. Швеция планирует запустить E-Krona – цифровой эквивалент шведской кроны, а в Японии к 2020 ожидается выход J-coin – национальной криптовалюты, поддерживаемой государством.
Таким образом, национальная криптовалюта на сегодняшний день представляет собой денежные средства в цифровой форме, которые признаются выпустившим их государством в качестве законного платежного средства и используются для оплаты товаров и услуг внутри страны.
Заключение
Современное общество характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Цифровые технологии меняют формат правового регулирования. Исходя из чего, в рамках лекции были рассмотрены отдельные группы явлений значительно влияющие на гражданско-правовые отношения.
Список литературы
1. Гончар В.В., Молчанова Т.В., Шмарион П.В., Шаров А.В., Медведева М.О., Дайшутов М.М., Русскевич Е.А., Горач Н.Н., Химичева О.В., Тумаков А.В., Андреева А.В., Стащенко С.П., Джафарова Н.Т., Долбилов А.В., Любан В.Г., Иванов Д.А., Михайленко Н.В., Клишина Н.Е., Гусев Д.В., Смирнов И.В., Савенкова Д.Д., Захаров Д.Н., Завьялов М.В., Тарасов Д.А. Противодействие преступлениям в сфере информационных технологий: учебник; МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, М., 2021. - 334 с.
2. Ивличев, П.С. Обеспечение информационной безопасности в условиях современной криминальной среды: учеб. пособие / П. С. Ивличев, Н. А. Ивличева ; МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, Ряз. фил. - Рязань : Ряз. фил. МосУ МВД России, 2018. - 83 с.
3. Стащенко, С.П. Предоставление публичных информационных услуг федеральными органами исполнительной власти [Текст] : монография / С. П. Стащенко. - М. : [б.и.], 2012. - 198 с. - Библиогр.: с. 174-192.
4. Стащенко, С. П. Курс лекций по информационному праву : учебное пособие / С. П. Стащенко, Г. Х. Хадисов, Б. Ц. Жалсанов. — Саратов, 2016. — 176 c.
5. Хадисов Г.Х., Шурухнова Д.Н., Жалсанов Б.Ц., Стащенко С.П. Правовое регулирование информационных отношений: курс лекций;
МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, М., 2020. - 212 с.
6. Шибаев, Д. В. Информационное право : практикум по курсу / Д. В. Шибаев. — Саратов, 2017. — 277 c.
7. Шмонин, А.В. Организация в системе МВД России взаимодействия органов предварительного расследования со средствами массовой информации: учеб. пособие / А. В. Шмонин, М. П. Корнеева ; Акад. упр. МВД России. - М. : Акад. упр. МВД России, 2016. - 196, [1] с. - Библиогр. : с. 183-197.