Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
Между руководителем и подчинёнными развиваются как формальные так и не формальные отношения. Неформальные отношениязаслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен, прежде всего, знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом.
К типичным ошибкам относятся случаи, когда:
-
руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненным большим количеством вопросов общего характера; -
«зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине; -
ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания; -
постоянно проповедует свои замыслы; -
не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем; -
увлекается бумагочётством; -
малодоступен территориально и во времени; -
не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу; -
читает нотации и поучает персонал, но сам не соблюдает данное требование, которое предъявляет сотрудникам (воспитательное значение имеет только личный пример руководителя); -
стремится стать «своим» среди подчиненных (лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства, в противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен). -
руководитель скрывает от своих сотрудников важную для них информацию. -
не пресекает сплетни и доносы; -
уверен, что лучше, чем он, никто не справится с проблемами в его фирме.
Это довольно распространенный стереотип многих руководителей. В данной ситуации лучше всего дать руководителю возможность попробовать свои силы. Мировая практика бизнес - консультантов свидетельствует, что только единицы справляются с проблемами самостоятельно. Как правило, это руководители достаточно мощных корпораций, которые вкладывают много средств в тренинги, семинары и другие обучающие программы не только для себя, но и для своих подчиненных. Менее крупные фирмы чаще пользуются услугами приглашенных консультантов.
-
Не даёт возможности глубоко изучить проблему, пытаясь, получить ответ после 10-ти минутной беседы. Он не хочет, чтобы кто-то «чужой» узнал о том, что происходит в коллективе; -
руководитель считает, что есть просто психологически несовместимые люди и его задача - сразу их распознать.
Это не совсем правильная точка зрения. Очень часто в одной фирме работают совершенно несовместимые люди, а фирма процветает. Бывает и наоборот.
Задача руководителя. Объединить людей для выполнения конкретной задачи, тогда у них не будут возникать мысли о несовместимости. При господстве убеждения, что все люди отличаются друг от друга и что различие может приносить пользу, конфликтов практически не будет. А для более эффективного достижения желательно не «ставить в одну упряжку» двух лидеров, если они относятся к категории «решительных, упрямых и настойчивых». Лучше когда в коллективе будет один «ведущий» и несколько «ведомых».
Некоторые психологи склонны рассматривать проблемы трудового коллектива, как проблемы человеческих взаимоотношений в семье.
В этом есть определенный смысл: семейные проблемы ближе и понятней каждому человеку [17].
Древний восточный мудрец говорил: «Даже если однажды вы вдруг постигнете, что все во вселенной в высшей степени совершенно, то вы найдете далее, что все же она еще находится в стадии преобразования. Когда вы и это перестанете замечать, то это ознаменует ваше первое достижение, хотя пока еще и частичное».
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практические исследования проводились на базе терапевтического отделения ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино.
В данной организации существует кланово – бюрократическая культура. Это, с одной стороны, дружелюбное место, где у людей масса общего. Организация похожа на большую семью. Руководитель воспринимается как воспитатель и, возможно, даже как родитель. Организация поощряет бригадную работу и заботится о благоприятном внутреннем климате. Она ориентирована, в основном, на долгосрочную выгоду совершенствования личности. Здесь придаётся значение в высокой степени сплочённости и моральному климату. Организация держится вместе благодаря преданности традициям.
В то же время, с другой стороны, здесь формализированное и структурированное место работы. Тем, что делают люди – управляют процедуры. Руководитель гордится тем, что он рационально мыслящий координатор и организатор. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы такой организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций.
Практическая часть состояла из пяти этапов:
-
определение объекта изучения; -
сбор первичной информации (см. приложение):
-
тестирование двумя методиками; -
опрос методом анкетирования;
-
обработка и анализ результатов; -
разработка «Кодекса внутриорганизационного поведения»; -
выводы и рекомендации.
Обработка данных проводилась вручную, путём вычисления статистических показателей и построения таблиц.
Данная больница существует на рынке здоровья с 1939 года, рассчитана на 235 коек.
Отделение терапии было открыто в 1969 году.
Как самостоятельное подразделение, работает с января 2002 года. За время своего существования сменился один руководитель.
Состав респондентов:
-
Численность коллектива, включая заведующую отделением - 21 человек. Из них врачи составляют - 22%, средний медперсонал - 41%, младший медперсонал – 37%,. При этом все сотрудники женщины (см. рис.6).
Рис.6. Профессиональный состав коллектива
-
Возрастные показатели членов коллектива выглядят таким образом:
- до 25 лет – 34%
- от 26 до 40 лет – 38%
- от 41 до 55 лет – 19%
- от 56 до 65 лет – 9%. (см. рис.7).
Рис.7. Возрастные показатели
-
Стаж работы сотрудников.
Количество членов коллектива, работающих в ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино:
-не более 1 года -15%
- от 1 года до 5 лет – 67%
- от 5 до 10 лет – 9%
- более 10 лет – 9%. (см. рис.8)
Рис.8. Стаж работы сотрудников
-
Образование сотрудников отделения.
- высшее – 34%
- среднее специальное – 57%
- среднее – 9%. (см. рис.9).
Рис.9. Образование сотрудников
3.1. Изучение психологического климата коллектива
3.1.1. Методика №1
Для изучения климата в организации был использован тест, который включает в себя 50 суждений с четырьмя вариантами ответов на каждое из них (см. приложение №1). Напротив каждого вопроса (суждения) респондент должен отметить один из вариантов предложенных ответов, который наиболее точно отражает его отношение к своей организации. Ответы заносятся в расчётную таблицу (табл.2) и оценивается в процентном отношении. Интерпретация полученных данных производится по количеству процентов, которое было отдано каждому из десяти основных показателей психологического климата (см. п. 2.1 с.47). При этом учитывается, что результат равный 60% является средним (см. рис.10).
Таблица 2. Изучение психологического климата – расчётная таблица
| 80,5% |
| 76,8% |
| 76,6% |
| 72,6% |
| 72,4% |
| 67% |
| 76% |
| 76,3% |
| 60,5% |
| 74% |
Рис.10. Основные показатели психологического климата (%)
Самый высокий показатель по данным тестирования – ясные цели – 80,5%, эта оценка значительно выше средней. Поэтому, можно сказать, что в данном коллективе люди достаточно хорошо осведомлены о целях организации, её перспективах и стратегии. Сотрудники знают в каком направлении им нужно двигаться и чего конкретно от них хотят. Конкретные цели помогают сосредоточиться на их достижении, что ведёт к более высоким производственным результатам.