Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
Использование ресурсов – 76,8%. Для членов коллектива ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино ресурсы, необходимые для выполнения работы доступны. Тем не менее, есть часть ресурсов, которая находится у старшей медсестры и за пределами отделения. Эти ресурсы выдаются при возникающей в них необходимости. Доступность ресурсов обеспечивает оперативность в работе.
Причастность – 76,6%. Основная часть сотрудников разделяют цели организации, так как эти люди работают с основания отделения. Так же нельзя отрицать наличие тех сотрудников, которые преследуют свои цели в этой организации, либо оказались «случайными людьми».
Дух команды – 76,3%. Можно сказать, что в данном коллективе сплочённость, сходство личных интересов, мотивов находится на высоком уровне. Позиция «каждый сам за себя» здесь не приемлема.
Развитие индивидуальных качеств – 76%. Данный результат говорит о том, что наша организация в достаточной мере способствует развитию навыков и умений своих сотрудников. Любое обучение сотрудников приветствуется. Персонал обучается с отрывом или без отрыва от производства (по желанию). Обучение проходит за счёт финансирования организации. Администрация считает, что обучение сотрудников – это престиж организации.
Надёжность руководства – 74%. Это так же высокий показатель, который говорит о том, что руководство компетентно в управленческих вопросах и сотрудники ему доверяют полностью. Руководитель воспринимается как воспитатель и, возможно, даже как родитель.
Награда и признание – 72,6%. В коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино сотрудники получают вознаграждение по основным критериям, которые известны только руководству организации. Признание работы сотрудников в рамках их ценностей – является важнейшим мотивирующим фактором. Члены данного коллектива не в полной мере чувствуют значимость своего вклада в деятельность организации. Возможно, это связано с низким финансированием.
Стандарты – 72,4%. Этот результат подтверждает существование, в исследуемом отделение известных для сотрудников стандартов качества работы. Определены уровни показателей деятельности
, которые ожидает от них организация. Определён уровень качества работы, её объём и срок исполнения. К сожалению, не все сотрудники в своей работе придерживаются этих стандартов.
Одни не придерживаются потому, что до них не доведены все стандарты. Другие потому, что низка денежная мотивация. К счастью, в организации существуют такие сотрудники, которые придерживаются в своей работе стандартов, не смотря ни на что.
Наличие определённых стандартов даёт возможность руководителю наблюдать и оценивать деятельность своих подчинённых.
Ответственность – 67%. По данному результату можно судить о том, что сотрудники малоответственны за то, что они делают. Без дополнительного разрешения руководителя невозможно приступить к некоторым манипуляциям. Это напрямую связано с кланово -бюрократической культурой с тем как воспринимается руководитель самими подчинёнными (как «мать родная»). В результате делегирования полномочий действия некоторых сотрудников перепроверяются и при необходимости переделываются под контролем руководителя. Руководитель замыкает многие функции на себе, с одной стороны поддерживает персонал, а с другой – не даёт научиться чему-либо.
Заорганизованность – 60,5%. Самый низкий показатель говорит о том, что в ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино существует ограниченное количество формальных правил, норм и указаний, обязательных к исполнению. Такая ситуация с одной стороны может способствовать ослаблению обязательности по отношению друг к другу, как по вертикали так и по горизонтали, а с другой – является возможностью для творческого подхода к работе.
ВЫВОДЫ:
-
Все основные показатели психологического климата коллектива ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино находятся, в основном, в зоне средних и высоких оценок. Поэтому можно сказать, что климат в этом коллективе достаточно стабильный и умеренно благоприятный. -
Самым сильным показателем являются – ясные цели организации для сотрудников, которые многие разделяют; высокий уровень доступности ресурсов и использование их; причастность сотрудников к целям организации. -
Есть возможность у сотрудников развивать свои индивидуальные качества в рамках потребностей организации. Приветствуется повышение своего профессионального уровня. -
Существующие критерии вознаграждения и признания вклада сотрудников в деятельность отделения не образуют систему и не доводятся до них в полной мере. Это может способствовать демотивации и возникновению чувства несправедливости у членов коллектива. Это приводит и к тому, что некоторые сотрудники в своей работе не придерживаются определённых норм. -
Позиция сверхфункционирования руководителя этого отделения способствует снижению чувства ответственности у сотрудников. При этом члены коллектива уклоняются от принятия решений, проявляют пассивность, непокорность.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Создать среду, в которой поощряется и вознаграждается участие в принятие решений. -
Разработать систему критериев для поощрения и вознаграждения и ознакомить с ней сотрудников коллектива. -
Обозначить чёткую связь между достигнутыми результатами и полученным вознаграждением. -
Способствовать объединению людей в сплочённые команды. -
Организовать работу в отделении так, чтобы каждый сотрудник чувствовал ответственность за своё дело и выполнял определённые обязанности по отношению к коллегам. -
Развивать у сотрудников творческий подход.
3.1.2. Методика №2
Для изучения оценки социально-психологического климата коллектива был использован тест, который включает в себя 7 вопросов с различными вариантами ответов (см. приложение № 2). Надо выбрать один из предложенных ответов, наиболее соответствующий респонденту и поставить знак «+» в пустой клетке напротив выбранного ответа. Ответы оцениваются в процентном отношении. Проведённая методика позволяет узнать, как ОТНОСЯТСЯ члены коллектива друг к другу.
-
Среди опрошенных респондентов 57% считают, что большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди. 43% считают, что в коллективе есть всякие люди (см. рис.11).
Рис.11. Коллектив терапевтического отделения (%)
2. На вопрос «Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга»? (см.рис.12).
Конечно, нет, ответили – 5%;
Скорее нет, чем да – 14,5%;
Не знаю, не задумывался об этом – 57%;
Скорее да, чем нет – 14,5%;
Да, конечно ответили - 9%.
Рис.12. Ответы на вопрос №2 (%)
3. а). Полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива могут дать 5%;
Пожалуй, да – 47,5%;
Не знаю, не задумывался об этом – 28,5%;
Пожалуй, нет – 9,5%;
Совсем не могут дать характеристику – 9,5%. (см. рис.13)
Рис.13. Ответы на вопрос №3а (%)
б). Полную характеристику личностных качеств большинства членов коллектива: да - 5%;
Пожалуй, да – 38%;
Не знаю, не задумывался об этом – 38%;
Пожалуй, нет – 9,5%;
Совсем нет – 9,5%. (см.рис.14).
Рис.14. Ответы на вопрос №3б (%)
4. Цифра «1» характеризует коллектив, который очень нравится, а «9» - коллектив, который очень не нравится.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
24% | 14% | 24% | 24% | 14% | | | | |
Четверть сотрудников считают, что работают в очень хорошем коллективе. Среди опрошенных отсутствует мнение, что коллектив, в котором они работают им очень не нравится (см. рис.15).
Рис.15. Ответы на вопрос №4 (%)
-
28,5% опрошенных утверждают, что отпуск, проведённый, вместе с коллективом их бы вполне устроил. Такое же количество (28,5%) сотрудников совершенно отрицают такой отдых. И 43% не задумывались об этом (см. рис.16).
Рис.16. Ответы на вопрос №5 (%)
-
48% сотрудников с уверенностью могут сказать о большинстве членов своего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам. А 52% не могут утверждать этого, так как не задумывались об этом (см. рис.17).
Рис.17. Ответы на вопрос №6 (%)
-
На приведённой ниже шкале цифра «1» соответствует нездоровой, не товарищеской атмосфере, а «9», наоборот, атмосфере взаимопомощи и уважения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | | 28% | 48% | 24% |
В данном коллективе отсутствуют люди, которые считают, что атмосфера отделения не здоровая (см. рис.18). Большинство сотрудников склонны к тому, что они работают в атмосфере взаимопонимания и уважения.
Рис.18. Ответы на вопрос №7 (%)
Выводы:
В коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино, в основном, преобладает атмосфера взаимопомощи и уважения, большинство членов коллектива это хорошие, доброжелательные люди. Они проявляют интерес друг к другу, как в личном, так и в деловом плане. Основная часть коллектива – это люди открытые, которым очень нравится коллектив, в котором они работают. И лишь 14% членов коллектива не могут понять нравится им коллектив или нет. Это те сотрудники, которые проработали менее 1 года, следовательно, возможно, это вопрос времени.
Таким образом, большинство членов коллектива считают, что в коллективе существует доверие и взаимопонимание.
Рекомендации:
Поддерживать внутреннюю атмосферу коллектива на таком же уровне.