Файл: Сибирский государственный медицинский университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ

1.1. Понятие коллектива и его особенности

1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)

1.3. Классификация и критерии благоприятного климата

1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата

1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе

1.6. Структура социально-психологического климата

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК

2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата

2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат

2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Изучение психологического климата коллектива

3.2. Изучение лояльности сотрудников коллектива

3.3. Построение кодекса внутриорганизационного поведения в коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ

1.1. Понятие коллектива и его особенности


Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединённых по какому-то принципу (общности территории, профессии и т.п.) и включённых в определённую систему межличностных отношений.

Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом. И даже не степень организации группы делает ее коллективом.

Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой должны строиться на позитивных нормах морали, коллектив должен обладать повышенной эффективностью в работе.

В коллективе в качестве определяющих факторов выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

В коллективе осуществляется наиболее глубокое взаимодействие личности и коллектива и наиболее разностороннее развитие личности при ее максимальной индивидуализации. Любой коллектив, имеет определённую структуру:

  • Функциональную (в соответствии с производственными задачами, решаемыми участниками);

  • Политическую (в соответствии с их интересами и принадлежностью к тем или иным группировкам);

  • Социально-демографическую (в соответствии с полом, возрастом, образованием, квалификацией и пр.);

  • Социально-психологическую (в соответствии с симпатиями и антипатиями);

  • Поведенческую (в соответствии с активностью людей);

  • Мотивационную (в соответствии с факторами, определяющими их поведение).

Каждый коллектив обладает своей культурой, представленной общими ценностями, нормами и правилами поведения, символикой [14]. В ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино, например, преобладает клановая культура, где сотрудники как единая семья.


Разные члены коллектива более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат коллектива.

Таким образом, коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество. Общность мотивов деятельности определяет сплоченность коллектива.

Эффективность работы коллектива во многом зависит от его микроклимата.

Социально-психологические особенности коллектива

Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:

  • Свобода и открытость информационного обмена;

  • Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

  • Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.

Психология коллектива – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе его формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

В рамках анализа содержания отношений между членами трудового коллектива можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировоззренческую и сферу межличностных отношений.

Профессиональная сфераохватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач.



Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в конкретном коллективе.

Сфера межличностных отношенийсвязана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.

1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)


Под микроклиматом коллектива или социально-психологическим климатом следует понимать систему социально-психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др.

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В какой - то мере, для сближения названных выше понятий есть определённые основания: социально-психологический климат (СПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь, атмосфера того или иного коллектива проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистической, будничной или праздничной и т.д. (Парыгин Б.Д.) [20].

В отличие от понятия «психологическая атмосфера» понятие «социально-психологического климата» обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты. Собственно, этим понятие климата, употребляемое в экологическом смысле, отличается от понятия атмосферы. Воздушная атмосфера, например, постоянно меняется, климат же той или иной географической зоны характеризуется известным постоянством показателей.

Таким образом, под СПК коллектива подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу
, так и в их отношении к общему делу [31].

Серьезного внимания заслуживает анализ понятия «социально-психологический климат», сделанный К.К. Платоновым и А.Л. Свенцицким. К.К. Платонов считает что: «Социально-психологический климат коллектива определяется стойким настроением коллектива...» [19].

Аналогичную позицию с К.К. Платоновым занял и А.Н. Лутошкин, который писал о том, что «социально-психологический климат коллектива – это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Настроение – это как бы итог всех событий, происходящих вокруг человека, которые отражаются в его чувствах, отношениях, переживаниях» [17].

В приведённых определениях климат рассматривается в качестве преобладающего в коллективе настроения. Признание значимости настроения или психического настроя коллектива как эквивалента понятия климата не случайно. Оно отражает, прежде всего, растущее значение категории психического настроя в структуре социально-психологических явлений [3].

Таким образом, климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

А.Л. Свенцицкий дает ему следующее определение: «Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно определить как психическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности» [22].

Интерес также представляет и позиция социологов Л.Н. Кочана и Т.А. Улыбиной, которые считают, что понятие "социально-психологический климат" представляет собой неотъемлемую часть более общего понятия "социальный климат" [5].

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.