Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
3.2. Изучение лояльности сотрудников коллектива
В ходе анкетирования оценивалась лояльность сотрудников по отношению к организации (см. Приложение №3).
Возможные варианты ответов: 1- абсолютно не согласен; 2 – умеренно не согласен; 3 – немного не согласен; 4 – не имею определённого мнения; 5 – немного согласен; 6 – умеренно согласен; 7 – абсолютно согласен.
Вопросы: 3, 7, 9, 11, 12, 15 – инверсные (т.е. наоборот).
Вопросы:
1. Я готов работать сверхурочно, чтобы эта организация была преуспевающей.
2. Я рассказываю об этой организации моим друзьям как о прекрасной организации для работы в ней.
-
Я не сильно предан этой организации. -
Я согласен почти на любую работу для того, что бы остаться в этой организации. -
Я нахожу, что мои ценности и ценности организации очень схожи. -
Я горжусь тем, что могу сказать другим, что я часть этой организации. -
Я могу также работать в другой организации, если тип работы будет схожим. -
Эта организация действительно вдохновляет меня на повышение производительности. -
Небольших изменений в моём настоящем материальном положении было бы достаточно для ухода из этой организации. -
Я чрезвычайно рад, что выбрал именно эту организацию из тех, которые я рассматривал при устройстве на работу. -
Безграничная преданность этой организации вряд ли сулит много выгод. -
Часто мне трудно согласиться с организационной политикой этой организации в отношении важных вопросов, касающихся её сотрудников. -
Я действительно забочусь о судьбе этой организации. -
Для меня это лучшая из всех возможных организаций, в которых я работал. -
Решение о работе в этой организации определённо было ошибкой с моей стороны.
В таблице приведены результаты анкетирования.
Таблица 3
№ вопроса Ф.И. О | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Коэффициент лояльности |
Горбатенко Е.В. | 5 | 6 | 5 | 2 | 6 | 7 | 3 | 3 | 2 | 5 | 1 | 3 | 7 | 6 | 3 | 4,3 |
Скурихина Е.А | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 6 | 3 | 5 | 3 | 7 | 1 | 1 | 7 | 1 | 7 | 3,4 |
Сивкова О.С. | 6 | 6 | 7 | 2 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5,9 |
Кравец Е.Б. | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 6 | 1 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,2 |
Липовцева О.А. | 6 | 6 | 6 | 3 | 7 | 7 | 3 | 6 | 7 | 7 | 5 | 3 | 7 | 7 | 7 | 5,8 |
Кузнецова О.Н. | 3 | 5 | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2,9 |
Хавруцкая О.Г. | 7 | 6 | 7 | 1 | 3 | 6 | 3 | 6 | 7 | 6 | 4 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5,3 |
Мачкинис Е.П. | 3 | 5 | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2,9 |
Зернова Л.Г. | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3 | 7 | 6 | 7 | 2 | 5 | 7 | 7 | 7 | 6,1 |
Кухарук А.В. | 4 | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 | 2 | 4 | 5 | 4 | 7 | 5,2 |
Погудина А.С. | 2 | 7 | 7 | 2 | 4 | 6 | 2 | 5 | 1 | 6 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 3,9 |
Шараевская Е.А. | 4 | 7 | 7 | 4 | 4 | 7 | 5 | 6 | 6 | 7 | 3 | 4 | 6 | 6 | 7 | 5,5 |
Буель Т.И. | 6 | 7 | 7 | 2 | 6 | 7 | 7 | 4 | 5 | 6 | 1 | 3 | 7 | 6 | 7 | 5,4 |
Апарина Е.Г. | 4 | 7 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 6 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
Власова Н.К. | 1 | 5 | 4 | 2 | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 2 | 6 | 3,5 |
Коротченко Н.С. | 1 | 5 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 6 | 4 | 1 | 2 | 5 | 3 | 4 | 3,2 |
Друшлякова М. | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 | 6,3 |
Попов В.В. | 5 | 7 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 6 | 7 | 3 | 3 | 5 | 2 | 6 | 4,3 |
Апатченко А.Н. | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 7 | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 | 4,3 |
Котова И.В. | 1 | 5 | 4 | 2 | 6 | 5 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 6 | 3,1 |
Юнусова Ю.Г. | 6 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 3 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6,4 |
Ранг | 9 | 1 | 4 | 12 | 6 | 4 | 11 | 5 | 7 | 2 | 13 | 10 | 3 | 8 | 4 | 4,6 |
Факторы, по которым достигается полное согласие и взаимопонимание, среди членов коллектива ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино отсутствуют.
По всем пунктам у сотрудников имеются существенные разногласия.
Однако, существуют такие факторы, по которым набрано наибольшее количество баллов, следовательно, по этим факторам у некоторых сотрудников отделения существует согласие во взаимоотношениях.
Это такие факторы:
2 – Рассказывают об этой организации своим друзьям, как о прекрасной организации
10 – Рады тому, что выбрали именно эту организацию
13 – Заботятся о судьбе своей организации.
Факторы, на которые нужно особо обратить внимание (низкий показатель):
4 – Привязанность к организации через интерес деятельности
11 – Преданность организации через мотивацию.
Выводы:
В среднем лояльность сотрудников отделения равна 4,6 балла (чуть выше среднего) из 7 возможных, следовательно, персонал не очень лоялен.
Наиболее лояльными по отношению к руководству и организации являются 5 человек (24%) их показатели от 5,8 до 6,4.
Минимальная лояльность у двух сотрудников (9,5%) их балл 2,9.
Самый высокий показатель говорит о том, что:
-
сотрудников устраивают взаимоотношения в коллективе; -
они рассказывают об этой организации своим друзьям как о прекрасном месте работы.
Самый низкий показатель говорит о том, что:
-
сотрудники не согласны на выполнение любой работы, для того чтобы остаться в этой организации; -
если им предложат более выгодное предложение с финансовой точки зрения, то они сменят место работы.
Средний показатель лояльности – 5 человек (24%) их показатели от 3,1 до 3,9 баллов.
Этот персонал с одной стороны не верит, что безграничная преданность организации сулит много выгод. А с другой стороны они не считают ошибочным выбор этой организации для работы в ней.
3.3. Построение кодекса внутриорганизационного поведения в коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино
Данное исследование было проведено на основании мнения каждого члена коллектива. Кодекс внутриорганизационного поведения отражает 7 основных принципов и ценностей, на которых должны строиться отношения в коллективе. Отношение с пациентами и их родственниками, с коллегами и руководством, и отношение к собственной работе.
Разработка кодекса состояла из исследования, сбора ответов, совместных дискуссий и принятия как основы деятельности отделения – это результат общей работы всех сотрудников отделения, которые собирались вместе и высказывали различные мнения и взгляды. Прислушиваясь к суждению каждого члена коллектива сотрудники сформулировали единую систему принципов.
Таблица 4. Кодекс внутриорганизационного поведения
№ | Субъекты и объекты отношений | Принципы |
1. | Заведующая отделением | Исполнительность |
2. | Старшая медицинская сестра | Доверие |
3. | Коллеги | Взаимопонимание, наставничество |
4. | Пациенты | Доброжелательность |
5. | Родственники пациентов | С отрудничество (медицинский п ерсонал - родственники) |
6. | Руководство учреждением | Уважение |
7. | Отношение к работе | Ответственность |
Эта работа дала возможность сформулировать ценности для всех сотрудников, которые имеют большое значение в совместной деятельности:
-
Взаимное уважение -
Доверие -
Взаимопонимание -
Ответственность -
Сотрудничество -
Доброжелательность -
Надёжность -
Честность.
Цель «Кодекса внутриорганизационного поведения» заключается в том, чтобы на основании принципов, которые определили для себя сами сотрудники, строить взаимовыгодные отношения в коллективе, которые в свою очередь благоприятно влияют на формирование микроклимата в нём.
Формирование «Кодекса поведения» состояло из 5-ти этапов:
-
ответы на вопросы; -
изучение суждения каждого члена коллектива; -
совместное обсуждение и принятие единого мнения по каждому принципу; -
утверждение в качестве документа; -
внедрение кодекса в жизнь отделения.
На основании этого кодекса сотрудники увидели, на чём могут быть построены взаимоотношения в коллективе, если придерживаться «Кодекса поведения». Каждый понял значимость этого «Кодекса».
Выводы:
-
Разработка «Кодекса поведения» привела к формированию общих принципов и ценностей. -
«Кодекс поведения» начинает работать. В отделении стало меньше возникать разногласий. -
Персонал понимает, что принципы – это не должностные инструкции, это то, что ведёт к нормальным взаимоотношениям в коллективе. -
Руководствуясь принципами, сотрудники работают в духе сотрудничества, взаимопонимания, а не соперничества.
Рекомендации:
-
Привлекать персонал к решению проблем. -
Привлекать сотрудников к свободному высказыванию предложений для улучшения отношений в коллективе на всех уровнях. -
Обращаться к «Кодексу», а не к должностным инструкциям в острых ситуациях. -
Продолжать работать над развитием прочных дружеских отношений в коллективе и сплочённости в нём; -
Знакомить новичков с «Кодексом поведения».
Общие выводы: изучениесоциально-психологического климата и взаимоотношений в конкретном коллективе показали:
-
Сотрудникам ясны цели организации и они их разделяют; высокий уровень доступности ресурсов и использование их, которые в свою очередь, обеспечивают оперативность в работе; сотрудники причастны к целям организации. -
В данной организации у сотрудников есть возможность развивать свои индивидуальные качества. -
В коллективе преобладает атмосфера доверия и взаимопонимания, сотрудники проявляют интерес друг к другу, как в личном, так и в деловом плане. -
Позиция сверхфункционирования руководителя ведёт к снижению уровня ответственности у некоторых сотрудников. -
Нет должного награждения и признания за работу, что и привело к менее желаемому уровню лояльности у членов коллектива и может привести к демотивации и возникновению чувства несправедливости. -
Не все стандарты доведены до сотрудников. -
Разработка «Кодекса внутриорганизационного поведения» в отделении помогла персоналу понять свою значимость в формировании микроклимата коллектива. В своей работе сотрудники придерживаются партнёрских отношений.