Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
В связи с этим были даны следующие рекомендации:
-
Ознакомить членов коллектива с результатами проведённых исследований. -
Чётко определить обязанности, полномочия и персональную ответственность за результаты, что обеспечивает самостоятельность в принятии решений и проясняет взаимные ожидания. -
Довести до сотрудников все стандарты, которые дают возможность руководителю оценивать деятельность своих подчинённых. -
Создать открытую систему вознаграждений. Для формирования микроклимата и хороших взаимоотношений в коллективе важное значение имеет использование и материальных, и моральных стимулов к труду, которые вызывают удовлетворённость результатом труда и эмоциональным подъемом, наслаждение, как самим трудом, так и его результатом. -
Каждому сотруднику делать достоянием коллектива свои идеи и предложения, которые способствуют более качественной работе всего отделения. Это позволяет формировать атмосферу открытости и доверия в ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино. -
Поддерживать атмосферу взаимопомощи и уважения в коллективе. -
Привлекать сотрудников в процесс принятия решений. -
Утвердить «Кодекс поведения» в качестве документа. -
Руководствуясь «Кодексом поведения», в котором учтено мнение каждого члена коллектива, принимать на работу новых сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены существующие подходы к определению коллектива, социально–психологического климата сущность взаимоотношений в коллективе и его сплочённость. А так же факторы, влияющие на микроклимат, роль руководителя. Были указаны типичные ошибки руководителя и ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата. Разработан «Кодекс поведения», который способствует улучшению взаимоотношений в коллективе. По ряду показателей определено состояние социально–психологического климата коллектива и взаимоотношения в нем. На основании диагностики социально-психологического климата и взаимоотношений в конкретном коллективе были сделаны выводы и сформулированы рекомендации.
Социально-психологический климат является одним из компонентов внутренней структуры коллектива, определяется межличностными отношениями в нем, создающими стойкое настроение в коллективе, от которого зависит степень активности в достижении целей. На климат в коллективе влияют взаимоотношения как между сотрудниками (взаимоотношения по горизонтали), и руководителем (по вертикали), между сотрудниками и пациентами, так и между сотрудниками и родственниками пациентов. Регулировать эти взаимоотношения помогает «Кодекс поведения».
Благоприятный социально – психологический климат является необходимым условием эффективности работы коллектива. Он устанавливается не по приказу, его можно достичь благодаря созданию творческой рабочей обстановки в подразделении.
Социально-психологический климат коллектива оказывает огромное влияние на результативность работы. Дискомфорт, испытываемый сотрудниками на рабочем месте, может сказываться не только на работе, но и на общем состоянии здоровья, так как большую часть жизни они проводят на рабочем месте.
Микроклимат коллектива – это психологический настрой в коллективе, где руководитель коллектива как организатор должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и задачи и выделять среди них главные и второстепенные, рационально распределять по времени и пространству усилия коллектива. По достижению поставленных целей определять средства и методы решения конкретных задач. Развивать
инициативу и способность членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам специалистов. Наделять сотрудников определёнными полномочиями и развивать чувство ответственности у них за свою работу.
Формирование благоприятного климата – это одна из важных задач не только руководителя, но и самих членов коллектива. Когда в коллективе взаимоотношения основаны на доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении, то это ведёт к сплочению коллектива и формированию благоприятного микроклимата в данном коллективе.
Значение социально-психологического климата в коллективе особенно возрастает сейчас, когда персонал стал более образованным, получил возможность активнее и ярче проявлять свою индивидуальность, когда стали богаче его потребности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Авдеев В.В. «Управление персоналом: технология формирования команды», «Владос», Москва – 2002г. с. 101. -
Андреева Г.М. «Социальная психология», «АСПЕКТ ПРЕСС» Москва – 2001г. с. 235. -
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., «Социально-психологический климат коллектива и личность». - М.: Мысль, 1998г. с. 17. -
Большакова А.Н. «Социальная психология для менеджеров», – Ростов – на – Дону «Феникс» - 2004г. с. 48. -
Под ред. Базарова Т.Ю., Ерёмина Б.П. «Управление персоналом» - М. – 2001г. с. 174-176. -
Василюк Ф.Е., «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». - М.: Издательство Московского университета – 1999г. с. 65. -
Вичев В.В., «Мораль и социальная психика». - М. – 1998г. с. 73. -
Веснин В.Р. «Менеджмент в вопросах и ответах». М. – 2004г. с. 286-288. -
Гудкова О.Л. «Влияние организационной культуры на СПК». М – 2004г. с. 56-59. -
Друкер П.Ф. «Эффективный управляющий» - М - 2004г. с. 46. -
Донцов А.И. «Психология коллектива» М. – 1998г. с. 26. -
Донцов А.И. «Проблемы групповой сплочённости» М - 1999г. с. 35. -
Кафидов В.В. «Управление персоналом», Москва «Академический проект» - 2004г. с. 99. -
Ковалёва А.Г. «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» Москва - 1998г. с. 30. -
Под ред. Кошелевой С.В. «Организационная психология», Москва, Санкт - Петербург; Издательство «СОВА» – 2005г. с. 71. -
Кабаченко Т.С. «Психология управления» М. -2001г. с. 49. -
Литвинов В.Н. «Психологический климат и экономические показатели», М – 2001г. с. 85. -
Мескон М.Х. Альберт М. Хедоури Ф. «Основы менеджмента»: М.: Дело - 2002г. с. 496-497. -
Платонов К.К. Казаков В.Г. «Развитие системы понятий теории психологического климата в психологии», М – 1999г. с. 76. -
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива», Санкт – Петербург «Наука» - 1998г. с. 5-13, с. 28-41. -
Петровский А.В., Шпалинский В.В. «Социальная психология коллектива», Москва «Просвещение» – 1998г. с. 65, 71, 75, 79. -
Свенчицкий А.Л. «Социальная психология», – М.: «Проспект» - 2005г. с. 74. -
Спивак В.А. «Организационная культура, теория и практика», СПб – 2004г. с.55-56. -
Стиве Р. Кови «Принцип – центричное руководство», «Попурри» -
Минск - 2002г. с. 204-207. -
Сущенко С.А. «Социальная психология»,– Ростов – на – Дону «Феникс» - 2005г. с. 31. -
Редактор Талызина Н.Ф. «Психодиагностика теория и практика» Москва - 1996 г. с. 83. -
«Управление персоналом» - 2005г №5 с. 24-27. -
«Управление персоналом» - 2004г №21 с. 21. -
Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя». М., Просвещение 1995г. с. 165. -
Шибатуни Т. «Социальная психология», М. -1994г. с. 37. -
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. «Основы управленческой деятельности», Москва «Высшая школа» - 2004г. с. 34-35, 82, 86. -
Forming, Storming, Norming, and Performing // https://www.mindtools.com/pages/article/newLDR_86.htm -
Organization microclimate // http://eip.lt/en/article_post/organizaciju-mikroklimato-tyrimai/ -
Microclimate // https://www.vipac.com.au/home/building-technology/microclimate/ -
Microclimate // http://rosfirm.org/en/company/1887878
Приложения
Приложение №1
Изучение климата в коллективе
Инструкция: В каждой строке с вопросом, пометьте галочкой ту клетку, которая наиболее точно отражает Ваше отношение к нашей организации.
| Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен |
обозначены и понимаются. | | | | |
2. Рабочие задания и критерии выполнения чётко определены. | | | | |
3. Здесь часто меняются направления приоритеты проектов, что приводит к неразберихе и потере времени. | | | | |
4. Если Вы совершаете ошибку, то Ваш шанс на продвижение по службе уменьшается. | | | | |
5. В нашей организации очень высокий уровень производительности. | | | | |
6. Мне бы стоило принимать некоторые из тех решений, которые принимаются сейчас на более высоком уровне (продвижение по службе). | | | | |
7. Большое внимание уделяется подготовке и наставничеству каждого работника, чтобы помочь ему полностью реализоваться. | | | | |
8. В нашей организации преобладает дух сотрудничества и царит дружеская атмосфера. | | | | |
9. У нас устойчивая политика и принципы, отклонений от них не существует. | | | | |
10. Насколько мне известно, нет верности к организации у сотрудников. | | | | |
11. Существует взаимопонимание между исполнителем и начальником относительно функций каждого. | | | | |
12. Производительность труда страдает от неправильного планирования и контроля. | | | | |
13. Наши сотрудники преданы нашей организации и её целям. | | | | |
14. Мой начальник часто даёт мне понять, как доволен моей работой. | | | | |
15. Стандарты здесь достаточно жёсткие и требуют от сотрудников постоянных усилий. | | | | |
16. Наша философия в том, что сотрудники должны решать свои проблемы сами. | | | | |
17. Наше руководство осознаёт, что сила организации зависит от наших сотрудников, от их роста и квалификации. | | | | |
18. Часто возникают небольшие конфликты межу отдельными сотрудниками и рабочими группами. | | | | |
19. наше руководство считает, что собрать для работы квалифицированных специалистов намного важнее, чем митинговать или осуществлять чересчур жёсткое руководство. | | | | |
20. Иногда руководство проявляет «двуличность» - говорит одно, а делает другое. | | | | |
21. Многие сотрудники уже работают здесь многие годы, однако, у них нет чёткого понимания задач и целей нашей организации. | | | | |
22. Наши сотрудники понимают обязанности и ответственность, которая ложится на них в связи с их работой. | | | | |
23. Многие сотрудники считают, что наша организация не обладает долгосрочными и краткосрочными целями. | | | | |
24. Нет должного признания качества работы. | | | | |
25. Люди здесь не очень гордятся качеством своей работы. | | | | |
26. Мы не очень полагаемся на индивидуальное суждение, практически всё проверяется. | | | | |
27. у нас достаточно много сотрудников, которые не получили достаточной подготовки, их просто «бросили в воду» по принципу: «выплывешь или утонешь». | | | | |
28. Между сотрудниками и руководством существует взаимопонимание. | | | | |
29. Если Вы не хотите неприятностей, Вам следует придерживаться установленных правил. | | | | |
30. Руководство здесь делает всё возможное, чтобы быть максимально корректным при администрировании (управлении). | | | | |
31. Большинство начальников здесь прилагают много усилий, чтобы объяснить цели организации и преобразовать их в конкретные рекомендации к исполнению. | | | | |
32. Мы не часто полагаемся на установленные правила работы или на циркуляры. | | | | |
33. Наше руководство взваливает на нас один «горячий» проект за другим. | | | | |
34. Продвижение по службе и другие поощрения адекватны пользе, которую приносят награждаемые сотрудники. | | | | |
35. Сотрудники постоянно стимулируются к повышению их индивидуальных навыков и опыта работы в коллективе. | | | | |
36. Наши управляющие имеют достаточно опыта и ответственности, чтобы решать возникающие проблемы. | | | | |
37. Управляющие здесь поощряются к стимулированию у своих подчинённых развивать свои способности. | | | | |
38. Сотрудники не достаточно доверяют друг другу. | | | | |
39. Ненужные процедуры и правила сведены к минимуму. | | | | |
40. Чтобы преуспеть, Вам необходимо быть «политиком». | | | | |
41. Многие из управляющих недостаточно хорошо представляют себе цели коллективов, которыми управляют. | | | | |
42. Здесь чувствуется дезорганизация. | | | | |
43. Наше руководство хорошо проводит в жизнь наши попытки в соответствии с нашими задачами и приоритетами. | | | | |
44. Работать здесь приятно, и это скрашивает те недостатки, которые иногда возникают. | | | | |
45. Хотя мы набираем на работу сотрудников со средними возможностями, наше руководство часто ожидает от них проявления «недюжинных» способностей. | | | | |
46. Для того, чтобы хорошо работать здесь лучше не «высовываться» и не брать на себя слишком много ответственности. | | | | |
47. Наше руководство любит «посидеть» с сотрудниками и поговорить с ними об их работе. | | | | |
48. У наших сотрудников развито чувство локтя, и они всегда помогают друг другу. | | | | |
49. У наших сотрудников поощряется рационализаторские качества. | | | | |
50. Большинство Наших сотрудников уважает и хорошо относится к руководству. | | | | |