Файл: История во французском романе xx века и творчество М. Дрюона 5.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История во французском романе XX века и творчество М. Дрюона
1.1 Тезаурусная модель истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект
1.2 История в ранних произведениях М. Дрюона
Глава 2. Художественное выражение королевской власти Капетингов в исторических романах М. Дрюона
2.1 Авторская оценка исторической реальности и ее отражение в романах М. Дрюона
2.2 Особенности хронотопа королевской власти Капетингов в художественном мире романов М. Дрюона
, красотой, изобилием развлечений (например, перед королевой Клеменцией ежедневно выступали прославленные менестрели с историями о приключениях короля Артура, рыцарей круглого стола или событиях «Золотой легенды», повествующей о житиях святых) и той внутренней замкнутостью, одиночеством, которые сопровождают жизнь знатных особ.
В то же время, выстраивая культурный контекст эпохи, М. Дрюон подчеркивает образованность французских королей, многие из которых в своей политике ориентировались на гуманистические идеи эпохи Возрождения. Так, во время «грязевого похода» Людовика Сварливого будущий король Филипп Пуатье читал своему окружению «Божественную комедию» Данте Алигьери. В ней он выделял, прежде всего, французскую историю.
Во время чтения граф не переставал комментировать, объясняя своим грубым воякам политические хитросплетения в правлении Капетингов, которые описывал итальянский поэт, особенно клеймя Карла Анжуйского и Карла Валуа за разорение Италии. Используя легенду о проклятии Капетингов тамплиерами как отправную точку в развитии сюжета романа, автор подводит к тому, что процесс угасания династии Капетингов являлся объективным и закономерным, ибо уже Данте Алигьери разоблачал их пагубную политику и посылал проклятия: «Я корнем был зловредного растенья».
На фоне высоких гуманистических идей разителен контраст при воссоздании жестокой реальности средневекового общества. Описывая средневековые пытки, казни, кровавые расправы, писатель погружает читателя в атмосферу жестокости, безысходности и трагичности нравов эпохи.
Порой у читателей может сложиться ощущение чрезмерности подобных сцен, в восприятии современного человека они представляются ужасом: патологическое желание наблюдать за страданиями, болью, кровавым месивом нередко граничит у средневековых людей с предельным безразличием к казненным, к личности обреченного на телесные и душевные страдания.
Но автор делает оговорку, подчеркивая несовпадение картин мира Средневековья и современности: «Так как в те времена половина женщин умирала в родах, две трети детей – в младенчестве, когда эпидемии уничтожали всех взрослых и когда проповеди церкви готовили, прежде всего, к тому, чтобы покинуть жизнь, когда произведения искусства, распятия, мученическая смерть, надгробья, страшный суд создавали представление о кончине, мысль о которой была столь естественной, и лишь необычный способ смерти мог на мгновение взбудоражить людей».
Историко-культурный контекст позволяет М. Дрюону вывести на историческую сцену своих королей и прочих героев как обычных смертных со своими достоинствами и недостатками, страхами и страстями, желаниями и обязанностями. Об этом ярко свидетельствуют, например, предсмертные слова Филиппа V Длинного: «Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей судьбой. Глядите, дети мои, на своего земного владыку, обращайтесь всем сердцем к Богу и поймите, что ему одному позволено распоряжаться судьбами своих созданий».
Уравнивание королей и простых людей в отношении испытываемых ими чувств и переживаний имеет целью у М. Дрюона вскрыть причинно-следственные связи между психологической характеристикой правителя и его деятельностью на государственном поприще, когда поступки напрямую зависят от темперамента: так если, Людовик Сварливый по своей натуре неуравновешенный, недальновидный, злопамятный, нетерпеливый, то и решения, принимаемые им, поспешны, необдуманны, часто наносящие вред стране. Вспомнить хотя бы «грязевой поход», организованный Людовиком наспех с одной лишь целью – предстать перед невестой героем. А так как короля мало интересовало то, что на месте предполагаемого сражения происходит разлив реки, результатом похода становится позорное для всего войска и для репутации Франции в целом «барахтанье» в грязи.
Особенности литературного процесса во Франции в XX веке определила историческая ситуация. Первая мировая война, межвоенный период, вторая мировая война, послевоенное время ставят проблему, на решение которой ориентируются писатели в своем творчестве: определение путей развития современного общества. Творческий путь М. Дрюона также обозначен историческими событиями (вторая мировая война, участие в движении Сопротивления). Концепция писателя формируется под влиянием философских учений К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева.
В тезаурусной модели философии истории писателя обосновывается его стремление к познанию исторических процессов. Исследовательский интерес М. Дрюона появляется благодаря влиянию семьи (родовые корни и многосторонняя деятельность членов семьи пробуждают в писателе интерес к их личностям), филологическому образованию (увлечение античными, французскими и русскими классиками определяет обращение М. Дрюона к истории Античности, Франции и России), идеям философии истории К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева, историческим реалиям, в которых находился сам М. Дрюон (межвоенное время, движение Сопротивления, послевоенный период, особенностью которого становится «потерянное поколение»). Центральное место в концепции писателя, которая отчетливо отражается в его публицистике, занимает понятие «личность»:
- влияние на личность исторической ситуации;
- роль и место личности в историческом процессе;
- типы личности;
- народ, публика, масса как социальные роли личности.
Художественное выражение концепция писателя получает, прежде всего, в новеллистике, в которой на фоне выбранной М. Дрюоном проблематики (трагизм войны, социальные конфликты, духовные искания, одиночество и т.д.) на первый план выступает система ценностей, состоящая из таких понятий, как благородство, мужество, долг перед родиной, жертвенность, любовь. Эксперименты с содержанием и формами новелл (повествование от первого лица, привлечение документальных свидетельств, ограничение временем и пространством для обобщения исторической ситуации («Поезд 12 ноября») и расширение повествования во времени для обозначения эволюции характера («Ваша супруга на один день») призваны также служить выражению авторской концепции. В художественном мире новелл закрепляется понимание М. Дрюоном человека как части истории.
Прологи дают возможность обозначить предшествующие основному действию события, а также отражают авторскую философскую концепцию во взглядах на историю. М. Дрюон обозначает эпоху, связанную с ней историческую ситуацию, говорит о роли той или иной исторической личности.
Исторические справки, содержащие дополнительную информацию, подчеркивают исторический характер цикла. Художественный мир романов включает все аспекты средневековой жизни (бытийные начала). М. Дрюон обозначает ценности, присущие эпохе средневековья, которые помогают создать местный колорит Франции начала XIV века (быт, нравы, литература, обряды, праздники, мистицизм), а также общечеловеческие ценности (долг, ответственность, вера, осознание личностью последствий поступков). Хронотоп цикла делится на исторический, культурный и авторский. Последний включает как внешний (автора), так и внутренний (героя) и помогает писателю придать повествованию обобщающий, философский характер. М. Дрюон анализирует историю, выделяя в ней схожие моменты, старается найти причину проблемы и обозначить пути ее решения.
Выявленные особенности художественного мира произведений М. Дрюона позволяют говорить, что он занимает особое место в литературном процессе Франции XX века. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии жанра исторического романа, новаторство которого проявляется в особом взгляде автора на историю с позиций философии истории, отразившейся в полной мере в художественном мире цикла «Проклятые короли».
1 Максимов, Э. Н. Творческий путь Мориса Дрюона/Э. Н. Максимов. -М., 1965.-С. 3
2 Завадовская, С. Ю. Литература Франции. XX век : учебник для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. / С. Ю. Завадовская. М., 1993
3 Тарасова, Л. Сквозь толщу лет... / Л. Тарасова // Проклятые короли. - Ульяновск, 1992. - С. 404.
4 Тарасова, Л. Сквозь толщу лет... / Л. Тарасова // Проклятые короли. - Ульяновск, 1992. - С. 404.
5 Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы / Л. Г. Андреев. -М., 1977
6 Богинская, А. Д. Серия исторических романов Дрюона «Проклятые короли» / А. Д. Богинская // Ученые записки. - Т. 130. - Вып. 8. - М „ 1963
7 Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин ; под. ред. Л. Г. Бабенко. - М., 2003
8 Гальперина, Е. Вступительная статья к роману «Семья Тибо» / Е. Гальперина. М., 1987
9 Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М Я / под ред. Н. П. Михальской. - М., 1997
10 Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: дис. докт. филол. наук / С. Н. Есин. М., 2006
11 Золя, Э. Романисты-натуралисты / Э. Золя. Киев, 1904
12 Кирнозе, 3. И. Практикум по истории французской литературы /3. И. Кирнозе, В. Н. Пронин. -М., 1991
В то же время, выстраивая культурный контекст эпохи, М. Дрюон подчеркивает образованность французских королей, многие из которых в своей политике ориентировались на гуманистические идеи эпохи Возрождения. Так, во время «грязевого похода» Людовика Сварливого будущий король Филипп Пуатье читал своему окружению «Божественную комедию» Данте Алигьери. В ней он выделял, прежде всего, французскую историю.
Во время чтения граф не переставал комментировать, объясняя своим грубым воякам политические хитросплетения в правлении Капетингов, которые описывал итальянский поэт, особенно клеймя Карла Анжуйского и Карла Валуа за разорение Италии. Используя легенду о проклятии Капетингов тамплиерами как отправную точку в развитии сюжета романа, автор подводит к тому, что процесс угасания династии Капетингов являлся объективным и закономерным, ибо уже Данте Алигьери разоблачал их пагубную политику и посылал проклятия: «Я корнем был зловредного растенья».
На фоне высоких гуманистических идей разителен контраст при воссоздании жестокой реальности средневекового общества. Описывая средневековые пытки, казни, кровавые расправы, писатель погружает читателя в атмосферу жестокости, безысходности и трагичности нравов эпохи.
Порой у читателей может сложиться ощущение чрезмерности подобных сцен, в восприятии современного человека они представляются ужасом: патологическое желание наблюдать за страданиями, болью, кровавым месивом нередко граничит у средневековых людей с предельным безразличием к казненным, к личности обреченного на телесные и душевные страдания.
Но автор делает оговорку, подчеркивая несовпадение картин мира Средневековья и современности: «Так как в те времена половина женщин умирала в родах, две трети детей – в младенчестве, когда эпидемии уничтожали всех взрослых и когда проповеди церкви готовили, прежде всего, к тому, чтобы покинуть жизнь, когда произведения искусства, распятия, мученическая смерть, надгробья, страшный суд создавали представление о кончине, мысль о которой была столь естественной, и лишь необычный способ смерти мог на мгновение взбудоражить людей».
Историко-культурный контекст позволяет М. Дрюону вывести на историческую сцену своих королей и прочих героев как обычных смертных со своими достоинствами и недостатками, страхами и страстями, желаниями и обязанностями. Об этом ярко свидетельствуют, например, предсмертные слова Филиппа V Длинного: «Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей судьбой. Глядите, дети мои, на своего земного владыку, обращайтесь всем сердцем к Богу и поймите, что ему одному позволено распоряжаться судьбами своих созданий».
Уравнивание королей и простых людей в отношении испытываемых ими чувств и переживаний имеет целью у М. Дрюона вскрыть причинно-следственные связи между психологической характеристикой правителя и его деятельностью на государственном поприще, когда поступки напрямую зависят от темперамента: так если, Людовик Сварливый по своей натуре неуравновешенный, недальновидный, злопамятный, нетерпеливый, то и решения, принимаемые им, поспешны, необдуманны, часто наносящие вред стране. Вспомнить хотя бы «грязевой поход», организованный Людовиком наспех с одной лишь целью – предстать перед невестой героем. А так как короля мало интересовало то, что на месте предполагаемого сражения происходит разлив реки, результатом похода становится позорное для всего войска и для репутации Франции в целом «барахтанье» в грязи.
Заключение
Особенности литературного процесса во Франции в XX веке определила историческая ситуация. Первая мировая война, межвоенный период, вторая мировая война, послевоенное время ставят проблему, на решение которой ориентируются писатели в своем творчестве: определение путей развития современного общества. Творческий путь М. Дрюона также обозначен историческими событиями (вторая мировая война, участие в движении Сопротивления). Концепция писателя формируется под влиянием философских учений К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева.
В тезаурусной модели философии истории писателя обосновывается его стремление к познанию исторических процессов. Исследовательский интерес М. Дрюона появляется благодаря влиянию семьи (родовые корни и многосторонняя деятельность членов семьи пробуждают в писателе интерес к их личностям), филологическому образованию (увлечение античными, французскими и русскими классиками определяет обращение М. Дрюона к истории Античности, Франции и России), идеям философии истории К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева, историческим реалиям, в которых находился сам М. Дрюон (межвоенное время, движение Сопротивления, послевоенный период, особенностью которого становится «потерянное поколение»). Центральное место в концепции писателя, которая отчетливо отражается в его публицистике, занимает понятие «личность»:
- влияние на личность исторической ситуации;
- роль и место личности в историческом процессе;
- типы личности;
- народ, публика, масса как социальные роли личности.
Художественное выражение концепция писателя получает, прежде всего, в новеллистике, в которой на фоне выбранной М. Дрюоном проблематики (трагизм войны, социальные конфликты, духовные искания, одиночество и т.д.) на первый план выступает система ценностей, состоящая из таких понятий, как благородство, мужество, долг перед родиной, жертвенность, любовь. Эксперименты с содержанием и формами новелл (повествование от первого лица, привлечение документальных свидетельств, ограничение временем и пространством для обобщения исторической ситуации («Поезд 12 ноября») и расширение повествования во времени для обозначения эволюции характера («Ваша супруга на один день») призваны также служить выражению авторской концепции. В художественном мире новелл закрепляется понимание М. Дрюоном человека как части истории.
Прологи дают возможность обозначить предшествующие основному действию события, а также отражают авторскую философскую концепцию во взглядах на историю. М. Дрюон обозначает эпоху, связанную с ней историческую ситуацию, говорит о роли той или иной исторической личности.
Исторические справки, содержащие дополнительную информацию, подчеркивают исторический характер цикла. Художественный мир романов включает все аспекты средневековой жизни (бытийные начала). М. Дрюон обозначает ценности, присущие эпохе средневековья, которые помогают создать местный колорит Франции начала XIV века (быт, нравы, литература, обряды, праздники, мистицизм), а также общечеловеческие ценности (долг, ответственность, вера, осознание личностью последствий поступков). Хронотоп цикла делится на исторический, культурный и авторский. Последний включает как внешний (автора), так и внутренний (героя) и помогает писателю придать повествованию обобщающий, философский характер. М. Дрюон анализирует историю, выделяя в ней схожие моменты, старается найти причину проблемы и обозначить пути ее решения.
Выявленные особенности художественного мира произведений М. Дрюона позволяют говорить, что он занимает особое место в литературном процессе Франции XX века. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии жанра исторического романа, новаторство которого проявляется в особом взгляде автора на историю с позиций философии истории, отразившейся в полной мере в художественном мире цикла «Проклятые короли».
Список использованных источников
-
Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы / Л. Г. Андреев. -М., 1977. -
Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А. А. Аникст. -М., 1983. -
Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин ; под. ред. Л. Г. Бабенко. - М., 2003. -
Богинская, А. Д. Серия исторических романов Дрюона «Проклятые короли» / А. Д. Богинская // Ученые записки. - Т. 130. - Вып. 8. - М „ 1963. -
Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М., 1971. -
Волков, И. Ф. Теория литературы / И. Ф. Волков. М., 1995. -
Гальперина, Е. Вступительная статья к роману «Семья Тибо» / Е. Гальперина. М., 1987. -
Горбунов, А. М. Зарубежный роман XX века / А. М. Горбунов. -М., 1982. -
Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: дис. докт. филол. наук / С. Н. Есин. М., 2006. -
Жирмунский, В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки / В. М. Жирмунский. М., Л., 1962. -
Завадовская, С. Ю. Литература Франции. XX век : учебник для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. / С. Ю. Завадовская. М., 1993. -
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М Я / под ред. Н. П. Михальской. - М., 1997. -
Золя, Э. Романисты-натуралисты / Э. Золя. Киев, 1904. -
Кассу, Ж. Растерзанный Париж / Ж. Кассу. М., 1938. -
Кимелев, Ю. А. Философия истории (Антология) / Ю. А. Кимелев. М., 1995. -
Кирнозе, 3. И. Практикум по истории французской литературы /3. И. Кирнозе, В. Н. Пронин. -М., 1991. -
Моруа, А. Жизнь Дизраэли / А. Моруа. М., 2001. -
Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы / Р. Р. Москвина, Г. В. Мокроносов. Иркутск, 1987. -
Наркирьер, Ф. С. С Францией в сердце / Ф. С. Наркирьер // Французские писатели и антифашистское Сопротивление 1939-1945; составитель В. Козовой; пер. с фр. М., 1973. -
Пуришев, Б. И. Зарубежная литература средних веков. Латинская, кельтская, скандинавская, прованская, французская литературы: учебное пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-ов / сост. Б. И. Пуришев. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1974. -
Ракитов, А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход / А. И. Ракитов. М., 1982. -
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Тимофеев. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1976.
1 Максимов, Э. Н. Творческий путь Мориса Дрюона/Э. Н. Максимов. -М., 1965.-С. 3
2 Завадовская, С. Ю. Литература Франции. XX век : учебник для студентов ин-тов и фак. иностр. яз. / С. Ю. Завадовская. М., 1993
3 Тарасова, Л. Сквозь толщу лет... / Л. Тарасова // Проклятые короли. - Ульяновск, 1992. - С. 404.
4 Тарасова, Л. Сквозь толщу лет... / Л. Тарасова // Проклятые короли. - Ульяновск, 1992. - С. 404.
5 Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы / Л. Г. Андреев. -М., 1977
6 Богинская, А. Д. Серия исторических романов Дрюона «Проклятые короли» / А. Д. Богинская // Ученые записки. - Т. 130. - Вып. 8. - М „ 1963
7 Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин ; под. ред. Л. Г. Бабенко. - М., 2003
8 Гальперина, Е. Вступительная статья к роману «Семья Тибо» / Е. Гальперина. М., 1987
9 Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М Я / под ред. Н. П. Михальской. - М., 1997
10 Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: дис. докт. филол. наук / С. Н. Есин. М., 2006
11 Золя, Э. Романисты-натуралисты / Э. Золя. Киев, 1904
12 Кирнозе, 3. И. Практикум по истории французской литературы /3. И. Кирнозе, В. Н. Пронин. -М., 1991