Файл: История во французском романе xx века и творчество М. Дрюона 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 История в ранних произведениях М. Дрюона


Увлечение античностью и тяга к познанию личности, которая появилась у М. Дрюона благодаря Л. Н. Толстому, способствовали написанию его произведений на античную тематику в период с 1940 по 1963 годы: драма «Мегаре», романы «Божественный Александр» и «Мемуары Зевса, где центральное место занимает проблема личности, причем личности, в чьих руках сосредоточена власть и от которой зависят судьбы других людей: «Меня всегда привлекали мифы. Я хочу сказать индивидуумы, натура которых и их судьба приобретали бы вид мифа, образца, символа». Названные произведения интересны еще и тем, что в них автор избирает особую форму организации текста - эпиграфы, ссылки на исторические источники, прологи, послесловия, написанные в виде авторских отступлений и размышлений - все это становится своеобразной визитной карточкой автора.

В античном сюжете зрители узнавали события во Франции, а в осажденных аргосцами Фивах - родной Париж. Юному автору удалось не только воскресить сюжет античной истории, отражая в нем современные события, но и призвать к борьбе с врагами. Неслучайно Э. Н. Максимов в автореферате диссертации «Творческий путь Мориса Дрюона» (указывал на особый пафос активной борьбы с захватчиками и противопоставлял жизнеутверждающую трагедию М. Дрюона пьесам модернистского мифологического театра.1

Размышления М. Дрюона о роли личности в жизни государства приобретают форму философских рассуждений в романе «Божественный Александр», который вышел в свет в 1958 году, то есть примерно в то же время, когда создавались романы цикла «Проклятые короли». П. ВаллериРадо назвал М. Дрюона одним из лучших биографов Александра Македонского. Обращаясь к автору, он пишет: «Кажется, что вы жили рядом с Олимпией, что вы знали Филиппа, что вы присутствовали на представлениях в честь бога Амона, что вы видели священного змея в кровати между Филиппом и Олимпией, что вы были там той ночью, полной славы, когда Олимпия произвела на свет Александра».2

Е. Ф. Трущенко, соглашаясь с Е. М. Евниной, также полагает, что произведение М. Дрюона утрачивает художественное значение там, где автор предается натуралистическим описаниям. Литературовед считает, что французская критика не без основания в свое время высказала пожелание, чтобы он «приподнял свое зеркало писателя», и отмечает эволюцию взглядов и творчества романиста в этом направлении. В книгах, появившихся после трилогии «Конец людей», М. Дрюон в определенной мере преодолевает натурализм в его крайних формах выражения. По мнению Э. Н. Максимова, персонажей трилогии «Конец людей» отличала предельная безликость, частное, индивидуальное на
каждом шагу подавлялось в них тем, что объединяло их как представителей «умирающего общества». Однако он согласен, что М. Дрюон следует традициям О. де Бальзака, Э. Золя и Г. де Мопассана и показывает тесную зависимость персонажей от их социальной среды. Отмечая элементы натурализма в трилогии, Э. Н. Максимов указывает и на прямые авторские оценки, и страстные публицистические отступления по поводу важных политических событий, в особенности, антивоенные обличения.

М. Дрюон-писатель исследует конкретный исторический период, обозначенный в произведении - от конца первой до начала второй мировой войны, что и придало произведению, по мнению Л. Тарасовой, «... социально-исторический колорит, позволяющий автору на его фоне проследить частную и финансово-политическую жизнь семейства Шудлеров (финансистов) - де Ла Моннери (дворян), проникнуть в скрытые тайникисоюза власть предержащих».3

Исследовательница подводит к тому, что М. Дрюон обвиняет социальную систему в допуске преступников к власти: «Они, руководствуясь антигуманными принципами в личной жизни и в политике, преследуя во всем лишь сугубо личные цели, унифицируя все по своим нормам, создали благоприятную среду для взращивания себе подобных, что и привело Францию к поражению и национальному позору».4

В романах «Конца людей» писатель изображает стадии крушения банкирского дома Шудлеров, показывает, как постепенно они утрачивают влияние и позиции в обществе, что приводит их к вымиранию. В «Сильных мира сего» только обнаруживается трещина в финансовом и промышленном деле Шудлеров, когда наследник всего состояния Франсуа, на которого возлагались большие надежды, едва начав карьеру, попадает в коварные сети и, не найдя другого выхода, решает покончить жизнь самоубийством. Ноэль Шудлер поправляет положение дел. Однако в «Крушении столпов» банкирский дом Шудлеров настигает полное разорение, усиленное смертью главы семьи - Ноэля Шудлера. Его наследники не способны вернуть могущество и власть семьи. Их моральное падение описано в третьей части трилогии - «Свидание в аду».

На примере жизни трех поколений одного семейства автор раскрывает причины их интеллектуального и морального вырождения, наиболее ярко проявившегося в судьбах самых молодых отпрысков Шудлеров - де Ла Моннери - двадцатилетнего Жана-Ноэля и его сестры Мари-Анж. Первый роман начинается со сцены рождения Жана-Ноэля, вызвавшего у стариков надежды на продолжение их дела. Барон Ноэль Шудлер предсказывал «отпрыску их крови и честолюбий» счастье и богатство, что в один прекрасный день Жан-Ноэль будет обладать тем, что уже к его услугам с колыбели: банк, сахарные заводы, большая ежедневная газета, дворянский титул, замок и земли семейства. Благодаря положению родителей, мальчику было уготовано место среди «сильных мира» - аристократов, финансистов, политиков, деятелей искусства. Однако после неотвратимого разорения Шудлеров Жан-Ноэль оказывается неспособным к какой-либо деятельности, становится жалким и беспомощным. Он

заключает соглашения, приводящие не только к окончательному краху, но и позору: не разбираясь в тонкостях кинопроизводства, берет на себя создание бездарного фильма и терпит неудачу, из-за отсутствия средств к существованию становится лакеем у Симона Лашома, который сделал карьеру, благодаря бесстыдному использованию связей семьи Шудлеров и, в конце концов, Жан-Ноэль женится на богатой семидесятилетней старухе с целью вернуть себе положение в обществе.

Таким образом, от темы сильной личности и нравственного поиска, которая определяла содержание новеллистики М. Дрюона, писатель переходит к исследованию соотношения понятий «личность» и «история», «личность» и «власть»: в произведениях на античную тему М. Дрюон рисует образ идеального правителя.

М. Дрюон создает картину французского общества послевоенного времени, в центре внимания автора современная история. Он объясняет причины морального упадка аристократии через судьбы членов семейства Шудлеров. Ответственность за то, что Франция была втянута в войну, писатель возлагает на правящую верхушку страны, которая утратила чувство долга перед страной и ее обществом. Являясь продолжателем натуралистической традиции, автор видит в ней средство достижения реализма описываемых событий. Каждый этап разорения банкирской империи М. Дрюон соотносит с тем, что молодое поколение, пришедшее на смену старому - нравственно слабое.

Ответственность за духовную бедность послевоенного общества лежит на родителях, так как они не воспитывали в детях духовные ценности, а заменяли их материальными благами. Любое описание быта, архитектуры, сцен охоты и т.д. в трилогии служит целью раскрытия натуры героев.


Глава 2. Художественное выражение королевской власти Капетингов в исторических романах М. Дрюона

2.1 Авторская оценка исторической реальности и ее отражение в романах М. Дрюона


В семи томах автор прослеживает целый раздел истории Франции, период падения династии Капетингов, правивших в королевстве с 10 века, и правления Юга Капета. Исчезновение многие приписывают проклятию, наложенному великим магистром ордена тамплиеров Жаком де Моле, сожженным заживо в 1314 году после роспуска его ордена. В течение почти трех столетий короли Франции передавали троны от отца к сыну в течение довольно продолжительного периода времени. После смерти Филиппа Красивого, ответственного за исчезновение тамплиеров, короли будут сменять друг друга с устрашающей скоростью, а проблема отсутствия наследника мужского пола возникнет трижды после смерти отца. Таким образом, в течение довольно короткого промежутка времени три короля получат королевскую власть в течение всего лишь восьми лет: Людовик X, Филипп V и Карл IV, трое сыновей Филиппа IV, с которыми умерла непосредственно династия Капетингов. Затем корона падает на другую ветвь, ветвь Валуа, чье восшествие на престол не обойдется без других трудностей.

С «Les rois maudits» Морис Дрюон предлагает нам исключительную фреску, прослеживающую весь поворотный период в истории Франции, за кулисами которого обнаруживаются мельчайшие детали. Неудивительно, что сага так сильно вдохновила многих, будь то кино или литература. Настоящий шедевр, который нужно поглощать целиком!

Конечно, Морис Дрюон романтизировал дело, но он опирается на неоспоримые исторические факты, провел обширные исследования с командой историков, и если ему случится немного приукрасить, даже выдумать, то никто не будет придираться, потому что Морис никогда не искажает факты. Напротив, он проливает на них свет, не читая ученую лекцию, а оживляя всех своих персонажей, чье тупое поведение, слепота или глупость неумолимо вели Францию ​​к Столетней войне.

Трудно, после завершения этой впечатляющей саги, подробно перечислить все качества работы, выполненной Морисом Дрюоном, поскольку их очень много. Очевидно, можно, прежде всего, приветствовать исключительную документальную работу автора, который предоставляет нам здесь совершенно поразительную массу информации не только о династии королей Франции, но также и о том, что могло бы быть в их жизни в XIV веке. Морис Дрюон рисует невероятно реалистичный портрет Европы в средние века. Мода, обычаи, верования, врачебная практика, все трактуется с одинаковой заботой о достоверности, которая может вызвать только восхищение у читателя. Потому что помимо проблем престолонаследия, потрясших Францию ​​в начале XIV века, автор не колеблясь раскрывает нам и то, что происходит за пределами королевства. Читатель, например, будет иметь возможность открыть изнанку процесса избрания нескольких пап (которые тогда происходили в Авиньоне, а не в Риме), а также узнать больше о потрясениях, которые в то же время потрясли сам двор. Англия: ссора между королем Эдуардом II и его женой-француженкой, восстание английских баронов во главе с харизматичным Мортимером.


Но в чем, на мой взгляд, заключается большая часть интереса этой саги, прежде всего в способности автора смешивать маленькую и большую историю. Таким образом, в дополнение к теме престолонаследия Франции Морис Дрюон сосредотачивается на двух других событиях, которые имеют, каждое по-своему, тяжелые последствия для королевства. Первое – ожесточенная борьба за обладание графством Артуа между грозной Маго и ее буйным племянником Робером, второе – история любви между молодым и привлекательным ломбардским банкиром, и девушкой из мелкой знати.

Три истории, которые переплетаются и дают автору возможность дать читателю очень ясный и актуальный анализ действия силы случая и капризов судьбы. Романы Мориса Дрюона также позволяют читателю составить очень точное представление о том, каким королем был каждый из тех, кто добился успеха в то время. Таким образом, мы без труда чувствуем все преклонение, которое он питает к мудрым и реформирующимся королям, таким как Филипп Бельский или Филипп V, так же легко замечаем пренебрежительный взгляд, с которым он смотрит на Людовика X, Филиппа VI или даже на Жана II. Читатель быстро выходит за рамки очень устойчивого регистра, используемого автором, и обилия технических терминов, характерных для Средневековья, чтобы позволить себе увлечься захватывающей историей, которую преподносит автор.

Несколько слов стоит сказать о месте, занимаемом в саге женскими персонажами. Вопреки тому, что предполагают клише, сохранившиеся в средневековье, Морис Дрюон отводит видное место женщинам, как низкого, так и высокого происхождения. Если некоторым, как Мари де Крезе, отводится роль, намного превосходящая их ожидания, и в конечном счете они оказываются ничем иным, как игрушками судьбы, то другие, напротив, умудряются влиять на события в гораздо более контролируемой, а иногда и гораздо большей степени. В частности, можно упомянуть прекрасную Беатрис д'Ирсон, проклятую душу Маго, имевшую множество знакомств с колдовством и оказавшуюся выдающимся манипулятором, а также многих королев, которые более или менее заметным образом оказали определенное влияние на их королевских мужей.

Среди всех женщин, упомянутых в саге, три производят на читателя, по моему мнению, неизгладимое впечатление: грозная Маго д'Артуа, одна из редких женщин, обладающих реальной властью и не остановившаяся ни перед чем, чтобы продолжать ею пользоваться; не менее решительная Изабель, по прозвищу французская волчица, чье крушение, а затем восстание мы наблюдаем; и, наконец, Маргарита Бургундская, знаменитая «задушенная королева», бессознательный подросток, который за свой счет обнаружит, что прелюбодеяние очень дорого стоят, когда ты принцесса Франции.