Файл: Программа духовнонравственного развития учащихся моу новочеремшанская сош срок реализации 5 лет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья.
Духовно - нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося
Посеем в детских душах доброту.
Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей.
Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
В содержании программ основного общего и среднего полного общего образования также заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки Программы.
Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
В программах многих учебных предметов большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Направления и формы воспитательной работы:
| Направления работы | Цель. | Формы |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | Цель: Создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, формирование гражданской ответственности | Помощь ветеранам ВОВ и труда, встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, работа клуба «Память», подготовка к празднованию годовщин Победы в Великой Отечественной войне, участие в месячнике оборонно-массовой работы, в военно-спортивной игре «Зарница», конкурсы песен о ВОВ, смотры строя и песни, тематические линейки, участие в конкурсах и акциях, экскурсии в школьные музеи - Зал Боевой Славы и музей Воинской Славы «70 лет Победы». |
2 | Духовно-нравственное воспитание. | Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев религиозной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды. | Посещение Воскресной школы при Храме Серафима Саровского Экскурсии в мусульманскую мечеть и православный храм с.Новочеремшанск. День семейного общения в Ульяновской области. Встречи, огоньки по классам с родителями. Встреча учащихся с батюшкой – протоиереем Вячеславом, настоятелем храма Преподобного Серафима Саровского, имамом мечети Касым – бабаем. Блок мероприятий,посвященных праздникам «День пожилого человека», «День Учителя»: изготовление поздравительных открыток, декада добрых дел, поздравительный концерт. День бабушек и дедушек. Встречи по классам Международный день толерантности. Классные часы. Блок классных часов по духовно-нравственному воспитанию "Счастье. Доброта. Природа. Красота». Выставка «Пасхальное яйцо » День Матери. Литературно-музыкальная встреча «Это первое слово, мама». Встречи по классам. Конкурс рисунков «Для тебя, родная» Праздник Пасхи. Литературно-музыкальная композиция. Пасхальные игры. Чаепитие . Участие в ежегодных традиционных конкурсах духовно – просветительского центра с. Арское. |
3 | Художественно-эстетическое воспитание | Воспитание эстетических идеалов и ценностей, развитие творческих способностей учащихся | В данном направлении использованы следующие формы: воспитательные мероприятия, участие в художественных конкурсах и выставках, вечерах, классные часы, внеурочная деятельность. Реализация программы по формированию читательской компетентности учащихся в условиях ФГОС. Проведение еженедельного «Время чтения» |
4 | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Формирование стремления к здоровому образу жизни, занятиям спортивной деятельностью, укрепление здоровья учащихся. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. | Реализация программы «Спортивная суббота», работа спортивных секций, утренняя зарядка, подвижные перемены. проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ, проведение внутришкольных спортивных соревнований, участие в районных, областных и региональных соревнованиях, кроссах, эстафетах, проведения Дней Здоровья. Коррекционно- развивающая, релаксационная, просветительская работа в мультисенсорной комнате. Работа летнего оздоровительного лагеря «Салавания» дневного пребывания на базе школы. Оздоровление школьников, отдыхающих в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания , на тропе здоровья. . |
5 | Трудовая деятельность | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | Операции «Чистая школа», «Школьный двор», «Школьная клумба» ; Субботники, благоустройство школьного двора; Акции «Елочная игрушка своими руками», посадка деревьев; школьный приусадебный участок; Влажная уборка классных кабинетов (5-11 классы). Уход за клумбами и цветниками, закрепленными за классами. Летняя трудовая четверть - выращивание овощей и корнеплодов и уход за ними (отработка на пришкольном участке) В конце каждой четверти в классах и по всей школе проводится акция «Дом, в котором я живу» (генеральная уборка в школе). Уборка Парка Победы в Великой Отечественной войне. |
6 | Расширение связей с социумом, экскурсионная работа. | Воспитание коммуникабельного открытого, разностороннего позитивного человека | - совместная культурно- досуговая деятельность с районным центром внешкольной работы «Алые паруса» - посещение сельской модельной библиотеки; - совместные мероприятия с ДК «Кристалл»; - экскурсии в музеи; - туристические поездки; - посещение спектаклей Димитровградского драматического театра. - посещение ФОК «Факел». |
7 | Создание школьного самоуправления. | Вовлечение учащихся в ученическое самоуправление, приобретение личного опыта демократических отношений и формы его осознания. | Выборы и плановая работа:
Проведение традиционных дней самоуправления школьников. Празднование дня школьника. |
8 | Внеурочная деятельность. | Развитие творческих способностей учащихся | Занятия учащихся во внеурочной деятельности: Театральная студия. Занимательная геометрия. Танцевальная студия. Волшебный крючок. Юный эколог . Волшебная ниточка. Юный эколог. Веселый квилинг. Юный интеллектуал. Культура и традиции чувашского народа Культура и традиции русского народа. Литературный кружок. Литература и краеведение. Культура и традиции татарского народа. Активный туризм. Ораторское искусство. Школа лидеров. Код-класс. На базе школы от ДЮСШа работают секции по футболу, баскетболу |
9 | Профилактическая работа с детьми и семьями «группы риска». | Формирование законопослушного поведения учащихся, позитивного правосознания; предупреждение распространения вредных привычек среди подростков; защита прав и законных интересов несовершеннолетних. | Создание базы данных: - школьный банк данных детей, который включает информацию о семьях детей; - банк данных учащихся состоящих на различных видах учёта и др. категорий детей; - социальный паспорт школы и классов; - коррекционно- профилактическая работа с родителями детей, которые входят в группу риска, с неблагополучными семьями; - с целью установления социального диагноза посещение семей учащихся; - работа Совета профилактики ежемесячно и Управляющего Совета школы 1 раз в четверть; - ведение на каждого ребенка или семью, состоящих на внутришкольном учете карточки профилактического учета, разработка планов индивидуальной работы с ребенком или семьей СОП; - для детей, семей, состоящих в ПДН разработка программы реабилитации. |
10 | Работа с родителями. | Установление контактов с родительской общественностью, вовлечение родителей в образовательные отношения | Районный конкурс «Ученик года» - младшее звено. Региональный конкурс исследовательских проектов «Малая академия» Походы на природу Классные часы с приглашением родителей Родительские собрания. Родительский всеобуч. |
7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья.
-
Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
-
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; -
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; -
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
-
создавать условия для духовного общения детей и родителей; -
создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
-
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; -
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; -
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; -
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; -
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; -
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
-
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей; -
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; -
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье; -
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»; -
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы -
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; -
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; -
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»; -
привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни; -
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; -
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
-
родительские собрания, посещение семей учащихся; -
анкетирование;
-
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи; -
семейные праздники; -
спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей; -
календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.; -
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; -
походы выходного дня, экскурсии, викторины, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей; -
дни творчества, дни открытых дверей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):
| в течение года | Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д. | классные руководители |
Семейные праздники:
| в течение года | Совместные праздники с родителями | классные руководители |
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы) | в течение года | соревнования | Учитель физкультуры, , классные руководители |
«Папа, мама, я – читающая семья» | В течение года | Праздник | Библиотекарь |
Прощание с начальной школой Последний звонок Выпускной вечер | май - июнь | праздничная программа | Администрация, классные руководители |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию | в течение года | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Администрация, классные руководители |
Общешкольное родительское собрание | 2 раза в год | собрание | Администрация школы |
Заседания Совета Профилактики | По мере необходимости | собрание | Администрация школы |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время | в течение года | | Классные руководители |
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей | в течение года | Буклеты, листовки, методические сборники | Библиотекарь, администрация, классные руководители |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей | в течение года | статьи | Администрация, библиотекарь |
Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК | в течение года | | Школьный медик, привлеченные специалисты(психолог) классные руководители |
Работа с социально-неблагополучными семьями | в течение года | | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | в течение года | | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители |
4. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.
1. В школе организованы воспитательные подпространства: уголок с символикой Российской Федерации и Удмуртской республики, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п., позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, региональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
2. Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, подростково-молодежных клубов, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.