ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС.
Процессы в информационной системе
Внедрение информационных систем
Внедрение информационных систем может способствовать:
Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по обработке информации выполняются человеком.
По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:
• автоматизированное проектирование;
• управление технологическими процессами.
По сферам применения ИС также можно разделить на 2 основных класса:
а) информационно - поисковые системы
Атрибутом называется поименованная характеристика объекта.
Анализ предметной области можно разбить на 3 фазы:
Эксплуатация. Эта стадия начинается с наполнения системы реальной информацией.
Структура информационной системы
Принципы построения эффективных информационных систем являются
Функциональные подсистемы, в состав входят:
5.лингвистическое обеспечение.
Организационные подсистемы, к ним относятся:
4.организационное обеспечение.
Новая ИТ базируется на следующих основных принципах:
1.Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
2.Интегрированность с другими программными продуктами.
3.Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В основном выделяют следующие режимы работы АСУ:
К основным принципам автоматизации информационных процессов относят:
АИПС бывают фактографическими и документальными.
Способами обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий являются:
К лингвистическому обеспечению относят:
Вариант схемы автоматизированной информационной системы
Информатизация общества предполагает:
Управленческий учет и отчетность.
Принципы построения системы для формирования управленческой отчетности:
Автоматизированные информационные системы.
Две основные тенденции их разработки и внедрения:
Обозначения полнофункциональных интегрированных АСУ, используемых фирмами:
Интегрированная информационная среда.
Компоненты информационной среды.
Компьютерная грамотность. Низкий уровень (элементарная компьютерная грамотность).
Средний уровень (функциональная компьютерная грамотность).
Высокий уровень (функциональная и системная компьютерная грамотность).
Тема 1. Лекция 1.
Основные понятия: информационные системы, автоматизированные информационные системы, корпоративные информационные системы, информатизация предприятия, цели информатизации, уровни информатизации.
Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС.
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960-1970 гг. | Основная помощь в подготовке отчетов | Управленческие информационные системы для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1980 гг. | Управленческий контроль реализации (продаж) | Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980 | Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы | Выживание и процветание фирмы |
Процессы в информационной системе
Внедрение информационных систем
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
- освобождению сотрудников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме:
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш.
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им скидок и услуг.
Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по обработке информации выполняются человеком.
Автоматизированные ИС - часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.
Автоматические ИС - все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:
• научные исследования;
• автоматизированное проектирование;
• организационное управление;
• управление технологическими процессами.
Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом.
ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда инженеров - проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии).
По сферам применения ИС также можно разделить на 2 основных класса:
а) информационно - поисковые системы
б) системы обработки данных.
Информационно – поисковые системы ориентированы, как правило, на извлечение информации и хранимых сведений, удовлетворяющих поисковому критерию.
Системы обработки данных не ориентированы на выдачу введенных данных в том виде, в котором они были введены
Цель любой информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. Основой информационных систем являются базы данных – совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области.Предметная область. Под предметной областью информационной системы будем понимать часть реального мира, подлежащая изучению для организации управления и автоматизации обработки информации.
Объект – предмет, процесс или явление, о котором собирается информация, необходимая для решения задачи.
Атрибутом называется поименованная характеристика объекта.
Проектирование – выполняется посредством изучения предметной области и требований, предъявляемых к создаваемой ИС.
Анализ предметной области можно разбить на 3 фазы:
- анализ концептуальных требований и информационных потребностей,
- выявление информационных объектов и связей между ними,
- построение концептуальной модели предметной области и проектирование схемы баз данных.
Реализация. Сущность реализации заключается в материализации проекта: создании соответствующих программных средств.
Эксплуатация. Эта стадия начинается с наполнения системы реальной информацией.
Структура информационной системы
Принципы построения эффективных информационных систем являются
- Принцип интеграции;
- Принцип системности;
- Принцип комплексности.
- По функциональному назначению;
- По объектам управления;
- По характеру использования результатной информации;
Классификация ИС:
Подсистемы ИС:
Функциональные подсистемы, в состав входят:
1.информационное обеспечение;
2.техническое обеспечение;
3.программное обеспечение;
4.математическое обеспечение;
5.лингвистическое обеспечение.
Организационные подсистемы, к ним относятся:
1.кадровое обеспечение;
2.эргономическое обеспечение;
3.правовое обеспечение;
4.организационное обеспечение.
Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Новая ИТ базируется на следующих основных принципах:
1.Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
2.Интегрированность с другими программными продуктами.
3.Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
Компоненты ИТ:
- Сбор данных или первичной информации;
- Обработка данных и получение результатной информации;
- Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений.
Виды ИТ:
- Информационная технология обработки данных.
- Информационная технология управления.
- Информационная технология автоматизированного офиса
- Информационная технология поддержки принятия решений
- Информационная технология экспертных систем
Основные понятия:
- Автоматизированная система;
- Автоматизированная система управления;
- Автоматизированная информационная система;
- Автоматизированная информационно-поисковая система;
- Экспертная система.
Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.
Автоматизированная система управления (АСУ) - это совокупность экономических и математических методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.В основном выделяют следующие режимы работы АСУ:
- параллельной обработки,
- квантования временем для пакетной обработки,
- оперативной обработки реального времени, телеобработки информации и данных.
К основным принципам автоматизации информационных процессов относят:
- окупаемость,
- надежность,
- гибкость,
- безопасность,
- дружественность,
- соответствие стандартам.
Выделяются четыре типа АИС:
- Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации.
- Объединяющий несколько процессов в одной организации.
- Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций.
- Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.
Автоматизированная информационно-поисковая система - программный продукт, предназначенный для реализации процессов ввода, обработки, хранения, поиска, представления данных т.п.
АИПС бывают фактографическими и документальными.
Автоматизация информационных процессов. Целью является повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей.Способами обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий являются:
- программное,
- техническое,
- лингвистическое,
- Организационное,
- правовое обеспечение.
Программное обеспечение представляет инструментальную среду программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на них операционные системы.
Техническое обеспечение АИС включает средства ввода, обработки, хранения, поиска и передачи/приёма информации.
К лингвистическому обеспечению относят:
- типы, форматы, структура информации (данных, записей, документов);
- языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и манипулирования данными (ЯМД);
- классификаторы, кодификаторы, словари, тезаурусы и т.п. В состав организационного обеспечения АИС входят структурные подразделения организации, её использующей, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.
Правовое обеспечение АИС – это совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и функционировании АИС.
Вариант схемы автоматизированной информационной системы
Автоматизированные интегрированные информационные системы обеспечивают доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам, а также возможность работы различных категорий пользователей с разнородной по формам представления информацией.Информатизация общества
Информатизация общества предполагает:
- создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий;
- внедрение программных и аппаратных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним;
- обеспечение индустриально-технологической базы;
- гарантирование первоочередного развития структур, институтов и механизмов способствующих опережающему производству информации и знаний;
- разработка и реализация организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий;
- сопровождение процесса информатизации общества.