ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Лекция 1.

Основные понятия: информационные системы, автоматизированные информационные системы, корпоративные информационные системы, информатизация предприятия, цели информатизации, уровни информатизации.

Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС.

Процессы в информационной системе

Внедрение информационных систем

Внедрение информационных систем может способствовать:

Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по обработке информации выполняются человеком.

Автоматизированные ИС - часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.

По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:

• научные исследования;

• автоматизированное проектирование;

• организационное управление;

• управление технологическими процессами.

Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда инженеров - проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии).

По сферам применения ИС также можно разделить на 2 основных класса:

а) информационно - поисковые системы

б) системы обработки данных.

Информационно – поисковые системы ориентированы, как правило, на извлечение информации и хранимых сведений, удовлетворяющих поисковому критерию.

Системы обработки данных не ориентированы на выдачу введенных данных в том виде, в котором они были введены

Предметная область. Под предметной областью информационной системы будем понимать часть реального мира, подлежащая изучению для организации управления и автоматизации обработки информации.

Объект – предмет, процесс или явление, о котором собирается информация, необходимая для решения задачи.

Атрибутом называется поименованная характеристика объекта.

Проектирование – выполняется посредством изучения предметной области и требований, предъявляемых к создаваемой ИС.

Анализ предметной области можно разбить на 3 фазы:

Реализация. Сущность реализации заключается в материализации проекта: создании соответствующих программных средств.

Эксплуатация. Эта стадия начинается с наполнения системы реальной информацией.

Структура информационной системы

Принципы построения эффективных информационных систем являются

Подсистемы ИС:

Функциональные подсистемы, в состав входят:

1.информационное обеспечение;

2.техническое обеспечение;

3.программное обеспечение;

4.математическое обеспечение;

5.лингвистическое обеспечение.

Организационные подсистемы, к ним относятся:

1.кадровое обеспечение;

2.эргономическое обеспечение;

3.правовое обеспечение;

4.организационное обеспечение.

Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Новая ИТ базируется на следующих основных принципах:

1.Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2.Интегрированность с другими программными продуктами.

3.Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

Компоненты ИТ:

Виды ИТ:

Основные понятия:

Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.

В основном выделяют следующие режимы работы АСУ:

К основным принципам автоматизации информационных процессов относят:

Выделяются четыре типа АИС:

Автоматизированная информационно-поисковая система - программный продукт, предназначенный для реализации процессов ввода, обработки, хранения, поиска, представления данных т.п.

АИПС бывают фактографическими и документальными.

Способами обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий являются:

Программное обеспечение представляет инструментальную среду программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на них операционные системы.

Техническое обеспечение АИС включает средства ввода, обработки, хранения, поиска и передачи/приёма информации.

К лингвистическому обеспечению относят:

Вариант схемы автоматизированной информационной системы

Информатизация общества

Информатизация общества предполагает:

Управленческий учет и отчетность.

Важнейшими требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия.

Принципы построения системы для формирования управленческой отчетности:

Автоматизированные информационные системы.

Две основные тенденции их разработки и внедрения:

Обозначения полнофункциональных интегрированных АСУ, используемых фирмами:

Интегрированная информационная среда.

Компоненты информационной среды.

Информатизация Предприятий

Компьютерная грамотность. Низкий уровень (элементарная компьютерная грамотность).

Средний уровень (функциональная компьютерная грамотность).

Высокий уровень (функциональная и системная компьютерная грамотность).

Информационная грамотность:

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень

Информатизация предприятия

Информатизация.

Главной целью информатизации является обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства.

Управленческий учет и отчетность.

Первым шагом на пути к эффективному управлению является создание системы сбора, оперативной обработки и получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия — системы для реализации управленческого учёта.

Важнейшими требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия.

Принципы построения системы для формирования управленческой отчетности:

  • система должна быть ориентирована на лиц, принимающих решения и на сотрудников аналитического отдела;
  • система должна строиться «сверху вниз»;
  • исполнители должны иметь возможность фиксирования и передачи "наверх" установленных их руководством данных;
  • данные должны фиксироваться там, где порождаются;
  • информация разной степени детализации должна становиться доступной всем заинтересованным потребителям сразу же после ее фиксирования.

Автоматизированные информационные системы.

Две основные тенденции их разработки и внедрения:

  • предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему, либо довольствуясь "кусочной" ("лоскутной") автоматизацией;
  • комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. Включает в себя:
  • автоматизацию многих направлений деятельности предприятия;
  • автоматизацию основных технологических процессов предприятия;
  • автоматизацию собственно управленческих процессов, процессов анализа и стратегического планирования

Обозначения полнофункциональных интегрированных АСУ, используемых фирмами:

  • MRP (Material Requirement Planning);
  • MRP II (Manufacturing Resource Planning);
  • ERP-система (Enterprise Resource Planning);
  • ERP-II и CSRP (Customer Synchronized Relationship Planning.

Обобщенная структура информационных технологий предприятия

Интегрированная информационная среда.


Концептуальная модель КИС

Компоненты информационной среды.


Прямое взаимодействие пользователя с данными

Типичная схема взаимодействия в ERP-системах

Современный этап развития КИС

Общая схема компоновки современной КИС

Схема технологической реализации КИС

Информатизация Предприятий

Компьютерная грамотность. Низкий уровень (элементарная компьютерная грамотность).

Средний уровень (функциональная компьютерная грамотность).

Высокий уровень (функциональная и системная компьютерная грамотность).

Информационная грамотность:

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень

Информатизация предприятия

Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.

Информатизация.

Главной целью информатизации является обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства.