Файл: Римскокатолическая церковь в средние века. Крестовые походы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»
Интернет-институт
Кафедра истории государства и права

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине:

«Всеобщая история»

«Римско-католическая церковь в средние века. Крестовые походы»

Выполнил:

Студент группы ИБ751221




Голубятников В.А.

Подпись:

__________________

Проверил:

к.и.н., доц.




Чугунова Наталия Васильевна

Тула 2023

Оглавление


Введение 4

Глава 1. Римско-католическая церковь 6

1.1 Формирование римско-католической церкви в Средние века 6

1.2 Роль католической церкви в средневековой Европе 8

Глава 2. Крестовые походы в Средние века 12

2.1 Причины крестовых походов 12

2.2 Крестовые походы и их значение для Средневековой Европы 15

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 22


Введение


Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.


Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

Актуальность темы исследования заключается в том, что сохранив существенные черты Древней неразделенной Церкви, Римско-католическая церкви приобрела со времени отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, Римско-католическая церковь акцентирует развитие догматического учения Церкви и возможность восполнения его путем провозглашения новых догматов.

Цель исследования: изучить особенности возникновения римско-католической церкви и причин крестовых походов в Средневековой Европе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть формирование римско-католической церкви в Средние века,

2. Определить причины крестовых походов,

3. Изучить историографию крестовых походов и их значение для Средневековой Европы.

Источниковая база исследования: научно-исследовательская литература, публицистические материалы по теме исследования, учебники по «Всеобщей истории».

Глава 1. Римско-католическая церковь

1.1 Формирование римско-католической церкви в Средние века


Первоначально среди христиан наибольшим авторитетом пользовался епископ Константинополя — патриарх. Ему подчинялось большинство епископов других городов и областей, среди которых самое высокое положение занимали другие патриархи; одного из них (епископа Рима) называли папой (отцом). Рим же после завоеваний императора Юстиниана находился под властью Византии.

Однако с конца VI в. власть Византии стала ослабевать. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г.папой римским стал Григорий I, умелый и умный правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы Церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 756 г., возникло Папское государство.



По мере усиления влияния пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям Церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священ­ное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии это распространялось только на монахов1.

Открытое столкновение между двумя вариантами христианства произошло во второй половине IX в. при папе Николае I и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время этого спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин, переезжая в 330 г. в Константинополь, передал тогдашнему папе римскому власть над всей Церковью, а также светскую власть над западной частью Римской империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что все эти документы — подделка.

Раскол между православной и католической церквями произошел в 1054 г.

По своему устройству католическая церковь напоминала феодальную лестницу. Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части го­рода, которые молились в одном храме.

Приходские священники избирали епископа — главу священников епархии (области). Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

В средние века существовало два государства: одно земное, а другое божественное. Дворянство из маленькой аристократии контролировало первое и управлялось Божьим повелением. Церковь была субъектом, отвечающим за контроль над вторым государством. Следовательно, католические прелаты представляли очень влиятельный класс. ное благополучие правителей и обеспечить развитие общества в соответствии с христианскими заветами. Со своей роли морального датчика общества церковь осуществляла строгий контроль над всеми художественными и культурными проявлениями того времени..


Он также активно участвовал в других областях. Среди прочего, и в попытке навязать христианский мир, он регулировал дни, в которые была разрешена война. Кроме того, он учредил суды для наказания за религиозные преступления. Худшее преступление, которое могло быть совершено в эти времена, было ересью. Это было наказано как религиозным, так и гражданским обществом2

Чтобы сохранить роль церкви в средневековой культуре, духовенство должно было иметь эффективную организационную структуру. Эта структура стала навязываться невежеству, беспорядку и насилию, которые характеризовали феодальное общество в его начале.

В принципе, все члены церкви были сгруппированы под деноминацией духовенства. Это духовенство было разделено на две ветви: светскую и регулярную. Обе ветви имели в качестве абсолютного лидера папу.

Что касается светского духовенства, то в него входили все те члены церкви, которые жили нормальной жизнью в контакте с мирянами (гражданские, нерелигиозные). К этой группе принадлежали приходские священники, архиепископы и епископы. Первое осуществляло руководство небольшими районами, называемыми приходами. Набор нескольких приходов был известен как епархия, которая находилась в ведении епископа. И несколько епархий сформировали архиепархию, которая была ответственностью архиепископа.

1.2 Роль католической церкви в средневековой Европе


К моменту возникновения варварских королевств христианство около двух веков являлось официальной религией Римской империи. Из духовной общины христианская церковь превратилась в социально-политическую организацию со своей иерархией. Теократическая доктрина рассматривала ее как единственную организацию, которой принадлежит право быть посредником между богом и людьми.

Христианская церковь становится крупным земельным собственником: ей принадлежало около 1/з обрабатываемых земель в Европе. В VII веке оформляется церковная юрисдикция, в соответствии с которой устанавливается церковный иммунитет священнослужителей, запрещавший светское вмешательство в дела церкви. Позднее церковь приобретает права сеньориального суда в отношении подвластного населения, зависимых сословий, вассалов. Одновременно христианская церковь превращается в независимую, автономно управляющуюся централизованную политическую и духовную организацию. Государственные дела стали рассматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви.


В X—XI веках христианская церковь переживает упадок. Притязания западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и восточного духовенства. В 1054 году единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) церкви. Кроме того, с распадом империи Каролингов католическая церковь попадает в зависимость от светской власти. Так, германский император Оттон I, стремившийся восстановить Римскую империю, добивается права инвеституры — назначения и утверждения в сане иерархов церкви (епископов, а фактически и папы римского)3.

XI—XII века — это период «папской революции», смысл которой состоял в освобождении церкви от господства светской власти и объединении духовенства под властью папы. В 1075 году папа Григорий VII провозгласил главенство папы над духовенством. Церковь превращается в независимую, публичную власть, имеющую право издавать законы. Начиная с Григория VII, римские папы активно претендуют на руководство всем христианским миром.

В 1252 году папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиции — специальных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, врагами церкви и религии, а также для защиты устоев христианства. В основном инквизиция была отдана в руки нищенствующих монашеских орденов (преимущественно доминиканцев). Инквизиторы наделялись неограниченными полномочиями и подчинялись непосредственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епископы и светские власти могли быть преданы проклятию.

Таким образом, католическая церковь превращается в экстерриториальную, общеевропейскую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. В условиях феодальной раздробленности она являлась самым стабильным институтом феодального общества, что способствовало укреплению ее авторитета.

Церковь сыграла важную роль в становлении международного права. Военные обычаи периода феодальных войн были крайне жестокими: воюющие и мирное население не различались. Война рассматривалась как судебный поединок, в котором победитель решал судьбу побежденного. Для победителей действовало «право добычи», переходившей в собственность захватившей стороны4. Церковь попыталась ввести военные действия в определенные рамки и защитить мирное население. При участии церкви было установлено так называемое замирение по субъектам, означавшее неучастие в военных действиях лиц духовного звания, вдов, купечества, а также детей до 12 лет. Устанавливалось также замирение по объектам, в результате чего из сферы военных действий исключались церкви, дома духовенства. Появилось понятие «Божьего мира» — дней, в течение которых запрещалось ведение военных действий. С появлением в XV в. постоянных посольств церковь способствовала утверждению их неприкосновенности. Нарушение установленных правил приводило к суровому наказанию и отлучению от церкви.