Файл: Государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности

с текстом», 5-6 класс»

Цели курса

Задачи

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

1. Содержание курса

5 класс

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Для справки:

Работа с портфолио.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»

ПРАКТИКУМ.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.

К не сплошным текстам относят:

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 16. Практикум-диагностика

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

6 класс

Структура текста

Виды и средства связи предложений в тексте

Типы речи (текста)

Исследовательская задача:

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.

Тема 6. Воображение и прогнозирование.

Тема 7. Диалог с текстом.

Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).

Приём «Таблицы вопросов»

Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)

Приём “Ромб ассоциаций”.

Приём “Шкатулка”.

Приём “Диаманта”.

Как работать над планом.

Правила составления плана.

Памятка по составлению плана.

Составление плана.

Как составлять сложный план.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)

портфолио)

Формы и виды контроля

Литература для учащихся

могутпомочь?
Постановка цели чтения включает в себя приобретение навыков:

  • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

  • распознавания иерархии смыслов в рамках текста основная идея, тема и ее составляющие;

  • собственное понимание процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»


Признаки текста:

    • выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);

    • ограниченность (текст имеет начало и конец);

    • членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны);

    • цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены);

    • смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);

    • информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора).

    • Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).




ПРАКТИКУМ.


Доказать, что перед нами текст (найти признаки текста).

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)


«Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовокэто„входнаядверь“текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия- загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,

«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

    • Географические последствия землетрясений (отражает тему);

    • Осень любимое время года (отражает главную мысль);

    • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

    • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);

    • Золотые пески Египта (рекламная функция);

    • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

    • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).


Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)


Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее

содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание

читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

    • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;

    • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

    • подбор заглавий,

    • характеризующих тему;

    • характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;

    • указывающих на событие, время, действующее лицо;

    • заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

    • выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

    • анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа




Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)



Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав
слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет- ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)



Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Тема 9. Главное и неглавное в
тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

    • Поисковоечтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);

    • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.


Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации.

    • V Знакомая информация

 + Новая информация

    • - Я думал (думала) иначе

    • ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Аналитическое (изучающее) чтение это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию