ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 626
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Постановка цели чтения включает в себя приобретение навыков:
-
различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; -
распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; -
собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Признаки текста:
-
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); -
ограниченность (текст имеет начало и конец); -
членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); -
цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); -
смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); -
информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). -
Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
ПРАКТИКУМ.
Доказать, что перед нами текст (найти признаки текста).
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
«Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок–это„входнаядверь“текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия- загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
-
Географические последствия землетрясений (отражает тему); -
Осень – любимое время года (отражает главную мысль); -
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст); -
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат); -
Золотые пески Египта (рекламная функция); -
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего); -
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее
содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание
читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
-
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли; -
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения; -
подбор заглавий, -
характеризующих тему; -
характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения; -
указывающих на событие, время, действующее лицо; -
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.; -
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста; -
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав
слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет- ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Тема 9. Главное и неглавное в
тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
-
Поисковоечтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную); -
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации.
-
V Знакомая информация
+ Новая информация
-
- Я думал (думала) иначе -
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Аналитическое (изучающее) чтение — это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию