Файл: Государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 619

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности

с текстом», 5-6 класс»

Цели курса

Задачи

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

1. Содержание курса

5 класс

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Для справки:

Работа с портфолио.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»

ПРАКТИКУМ.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.

К не сплошным текстам относят:

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 16. Практикум-диагностика

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

6 класс

Структура текста

Виды и средства связи предложений в тексте

Типы речи (текста)

Исследовательская задача:

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.

Тема 6. Воображение и прогнозирование.

Тема 7. Диалог с текстом.

Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).

Приём «Таблицы вопросов»

Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)

Приём “Ромб ассоциаций”.

Приём “Шкатулка”.

Приём “Диаманта”.

Как работать над планом.

Правила составления плана.

Памятка по составлению плана.

Составление плана.

Как составлять сложный план.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)

портфолио)

Формы и виды контроля

Литература для учащихся




Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).


Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.


Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).


Прием диалога с автором помогает увидеть в тексте автора, понять его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность». Это возможно лишь в ходе вдумчивого (медленного, изучающего) чтения. Очевидна также направленность данного приема на формирование познавательных универсальных учебных действий,

коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Что такое диалог с автором? Это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу. Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы.

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически.

В развернутых текстах много мыслей с разными уровнями обобщения от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих

духовных ценностей.

Тема 16. Практикум-диагностика


(Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательномучитателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения» Предполагаемые результаты реализации программы

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:


  1. Мониторинг качества чтения (таблица).

  2. Как выбрать книгу? (Составьте список, отвечая на такие вопросы).

  3. Заполнение таблицы (занятие 3).

  4. Работа с текстом (упражнение «Признаки текста»).

  5. Диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 4).

  6. Словарная статья (занятие 7).

  7. Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста- рассуждения (занятие 11).

  8. Обработка и перекодирование информации в форму не сплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 12).





  1. Диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 15).

  2. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 16).



6 класс




п/п

Тема урока




1.

Как построен текст?

(Строение текстов разных типов речи)

Составление таблицы/опорной схемы/ опорного конспекта по теории типов речи

2.

«Сцепления» в тексте

(Смысловые связи в тексте)

Развитие интеллектуальных умений выявлять и

определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения

3.

Ролевая игра

Ролевая игра

4.

Стили речи. Погружение в

текст.

Логико-смысловой анализ текста художественного

или публицистического стиля речи

5.

Погружение в текст.

Выделение тезиса и аргументов примеров в тексте

учебно-научного стиля речи

6.

Воображение и

прогнозирование.

Прогнозирование содержания

7.

Диалог с текстом.

Составление вопросов к тексту

8.

Диалог с текстом

(«Толстые и тонкие» вопросы)

Составление вопросов к тексту

9.

Диалог с текстом

(Выделение главной мысли)

Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,

которые не были учтены группой

10.

Игра

Участие в командной игре

11.

Учимся читать «между строк»

(Скрытая информация в тексте)

Осмысление информации, осуществляя

мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации

12.

Что помогает понять текст? (План текста)

Структурирование информации во время чтения и

после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана

13.

Что помогает понять текст (Перекодирование

информации: пометки, выписки, цитаты)

Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана

14.

Когда текст прочитан.

Обработка и предъявление информации: план текста и

пересказ)

15.

Когда текст прочитан (Оценка

Создание вторичного текста на базе другого





информации)

(исходного текста): пересказ (изложение) как средство

формирования коммуникативных умений.

16.

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с

информацией и текстом)

Работа с тестом

17.

Чему я научился (Подведение итогов, оформление

портфолио)




Тема 1. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.

Структура текста


Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней