ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 612
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям – просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи – собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Прием диалога с автором помогает увидеть в тексте автора, понять его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность». Это возможно лишь в ходе вдумчивого (медленного, изучающего) чтения. Очевидна также направленность данного приема на формирование познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Что такое диалог с автором? Это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу. Находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы.
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически.
В развернутых текстах много мыслей с разными уровнями обобщения – от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих
духовных ценностей.
Тема 16. Практикум-диагностика
(Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательномучитателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения» Предполагаемые результаты реализации программы
Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:
-
Мониторинг качества чтения (таблица). -
Как выбрать книгу? (Составьте список, отвечая на такие вопросы). -
Заполнение таблицы (занятие 3). -
Работа с текстом (упражнение «Признаки текста»). -
Диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 4). -
Словарная статья (занятие 7). -
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста- рассуждения (занятие 11). -
Обработка и перекодирование информации в форму не сплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 12).
-
Диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 15). -
Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 16).
6 класс
№ п/п | Тема урока | |
1. | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | Составление таблицы/опорной схемы/ опорного конспекта по теории типов речи |
2. | «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения |
3. | Ролевая игра | Ролевая игра |
4. | Стили речи. Погружение в текст. | Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи |
5. | Погружение в текст. | Выделение тезиса и аргументов примеров в тексте учебно-научного стиля речи |
6. | Воображение и прогнозирование. | Прогнозирование содержания |
7. | Диалог с текстом. | Составление вопросов к тексту |
8. | Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | Составление вопросов к тексту |
9. | Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой |
10. | Игра | Участие в командной игре |
11. | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации |
12. | Что помогает понять текст? (План текста) | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана |
13. | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана |
14. | Когда текст прочитан. | Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) |
15. | Когда текст прочитан (Оценка | Создание вторичного текста на базе другого |
| информации) | (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. |
16. | Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | Работа с тестом |
17. | Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) | |
Тема 1. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.
Структура текста
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней